Ученые во всем мире ищут лекарства против рака. Но пока универсальное средство не найдено, основная задача — развитие и применение методов, которые максимально эффективно борются с заболеванием и имеют минимальные побочные эффекты. Одна из перспективных методик — бор-нейтронозахватная терапия. Опыт применения этой технологии для лечения онкологических заболеваний уже есть в Японии и в Финляндии, свои разработки есть в России, но лечение пациентов у нас пока не проводится. Всего в мире с ее помощью пролечено около 2 тыс человек.
Скрытая угроза
Рак часто обнаруживается случайно: обычно пациент или врач сталкиваются с настораживающим симптомом — уплотнением в молочной железе, странностями функционирования кишечника, отмечает онколог Университетской клиники в Хельсинки (HYKSin) Лейла Ваалавирта. Некоторые виды рака, особенно на начальных стадиях, не выдают никаких видимых изменений и обнаруживаются только при специализированном скрининге или при проведении других, не связанных с онкологией, исследований.
Улучшение качества диагностики и повышение информированности населения о необходимости регулярных обследований дают свои результаты: показатели заболеваемости онкологическими болезнями растут. Так, по данным Московского научно-исследовательского онкологического института имени Герцена (МНИОИ), в России в 2018 году количество впервые выявленных случаев злокачественных новообразований составило 624,7 тыс., что на 1,2% больше, чем в 2017 году.
Всего же различными онкологическими заболеваниями на конец 2018 года страдали 3,8 млн россиян, это на 3,6% больше, чем в 2017 году и составляет, по оценкам МНИОИ, 2,6% населения страны. Чаще всего среди вновь выявленных больных встречаются случаи опухолей молочной железы (18,4%), тела матки (7%), предстательной железы (6,3%), ободочной кишки (5,8%), лимфатической и кроветворной тканей (5,7%), шейки матки (4,8%) и почки (4,7%). Среди больных, наблюдавшихся 5 лет и более, наибольший удельный вес составляют пациенты с опухолями молочной железы (20,6%), тела матки (8,1%), лимфатической и кроветворной ткани (6,2%), шейки матки (5,8%), ободочной кишки (5,7%), щитовидной железы (5,6%), почки (4,9%), предстательной железы (4,8%).
В последние годы отмечен рост выявленных случаев злокачественных новообразований на нервных тканях и тканях головного мозга: по данным Минздрава РФ, в 2018 году такой диагноз впервые был поставлен 8,9 тыс. пациентов. Как ранее заявлял РБК руководитель отделения нейрохирургии МНИОИ имени Герцена Антон Зайцев, «в России наиболее распространенная первичная опухоль головного мозга, глиома, возникает с частотой в 10–13 случаев на 100 тыс. населения в год. При этом около 30% глиом изначально относятся к 3–4-й степени злокачественности».
В целом же показатель распространенности злокачественных новообразований в России в 2018 году составил 2,6 тыс. на 100 000 населения. По статистике Минздрава, в 2018 году практически каждый третий (27,3%) впервые установленный диагноз был онкологическим. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области эти показатели чуть выше общероссийских — 27,5% и 29,6% соответственно.
Лечение от физиков
Основным методом лечения опухолей до сих пор считается хирургическая операция. Обычно она дополняется лучевой терапией и лекарственными препаратами, такими как химиотерапия, гормоны и биологические системные препараты. Однако за последние несколько лет был разработан ряд новых методов лечения рака, многие из которых отличаются от традиционных хорошей переносимостью и минимальными побочными эффектами, что, по словам онколога-химиотерапевта Университетской клиники Петтери Хервонена, очень важно для пациента.
В числе таких передовых методик — бор-нейтронозахватная терапия онкозаболеваний (БНЗТ). Эта методика разработана физиками-ядерщиками и сходна с лучевой терапией, однако, в отличие от последней, при БНЗТ идет таргетное воздействие на раковые клетки. БНЗТ проводится в два этапа. На первом осуществляется доставка нетоксичного изотопа бора, бор-10, до пораженных клеток с помощью транспорта — аминокислоты. На втором новообразование облучается потоком нейтронов, которые провоцируют мини-ядерные взрывы в обработанных бором клетках опухоли. В результате больные клетки погибают, а находящиеся рядом здоровые не испытывают никакого воздействия, поясняют принцип действия врачи. Вся процедура занимает несколько часов, как правило, достаточно всего одного сеанса, чтобы зловредная опухоль была уничтожена.
«На сегодня в мире с помощью БНЗТ пролечено около двух тысяч человек, для чего использовались уже существующие исследовательские и учебные ядерные реакторы, многие из которых уже не работают. Важность же подобной терапии не нужно объяснять: с ее помощью можно лечить такие практически неизлечимые на сегодня опухоли, как глиобластомы и раковые метастазы», — отмечал в своей статье в издании «НАУКА из первых рук» заведующий лабораторией БНЗТ физического факультета Новосибирского госуниверситета Сергей Таскаев.
Инновационный мини-реактор
Но несмотря на свою кажущуюся простоту, эта методика «клеточного ядерного взрыва» сложно реализуема. Основная проблема состоит в том, чтобы разместить в лечебном учреждении небольшой ядерный реактор, аналогичный тем, что используются на АЭС, или же ускоритель элементарных частиц. Подобных установок в мире насчитываются единицы: существуют всего четыре ускорителя, способных генерировать элементарные частицы с нужными параметрами. Такое оборудование уже работает в Японии — в Цукубском университете и Институте реакторных исследований при Киотском университете. В России строится и планируется к запуску в 2021-2022 годах установка в Новосибирске. В Финляндии — весной 2020 года открывается отделение БНЗТ при Университетской клинике в Хельсинки.
У Университетской клиники уже имеется опыт по проведению БНЗТ: в период с 1999 по 2011 годы в клинике такое лечение прошли около 200 пациентов. В 2011 году университетский ядерный реактор был закрыт, и инновационная терапия стала недоступной. Весной 2020 года его заменит нейтронный коллайдер, разработанный по заказу HYKSin Университетской клиники в американской компанией Neutron Therapeutics, который позволит пациентам ограничиться всего одним сеансом облучения вместо нескольких, обычно применяющихся при традиционной противоонкологической рентгенотерапии. Отделение БНЗТ планирует обслуживать как финских граждан, так и иностранных пациентов, говорит директор по маркетингу и международным отношениям HYKSin Пиа Койву.
«Больше всего в этом плане повезло петербуржцам: у них в шаговой доступности окажется уникальный медицинский центр, в котором можно будет получить прогрессивное и эффективное лечение большинства онкологических заболеваний», — отмечает директор Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев, представитель Университетской клиники Хельсинки в России.