Маркетинговые войны
Материалы выпуска
Взорвать рак Инструменты Несформированный спрос Решения Медицина без сбоев Инструменты Маркетинговые войны Экспертиза «Каждая десятая частная клиника в обозримой перспективе уйдет с рынка» Экспертиза Кадровый дисбаланс Решения Туризм в интересном положении Решения Медицинский туризм Рынок
Экспертиза Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Маркетинговые войны

Основатель и ведущий хирург клиники Куприна Павел Куприн – о последствиях маркетинговых войн и особенностях маммопластики в России

На сегодняшний день пластическая хирургия является одной из самых обсуждаемых, порицаемых и в тоже время табуированных тем. Количество предрассудков и мифов о ней зашкаливает. При этом число клиентов клиник продолжает расти. В среднем — на 15-20% в год. По данным экспертов, уже в 2017 году российский рынок пластики оценивался в 12,3 млрд рублей и продолжил рост.

Всего в мире в год проводится около 23 млн процедур, связанных с пластической хирургией. Россия не входит в десятку лидеров, традиционно возглавляемую США, Бразилией и Японией, но уверенно держится во второй десятке. С этим связаны некоторые особенности и тренды на российском рынке.

Особенно ярко это проявилось в этом году, когда американское Управление по контролю за продуктами и лекарственными средствами (FDA) опубликовало данные по случаям развития анапластической крупноклеточной лимфомы, ассоциированной с имплантатами молочной железы. Это очень редкое заболевание.

Вслед за этим один из крупных мировых производителей имплантатов, фигурирующий в отчете, добровольно отозвал часть своей продукции, как в России, так и в других странах. Всего FDA. выявило 573 случая этого заболевания, в том числе 33 смертельных. И даже рекомендовало всем производителям добавить соответствующее предупреждение на свои упаковки.

Для того чтобы понимать масштаб, надо отметить, что в мире в год проводится, по данным Международного общества эстетической пластической хирургии (ISAPS), около 3 млн операций на груди, из них 1,5 млн связано с увеличением. Только в США ежегодно проводится около 700 тыс. таких операций. При этом на текстурированные грудные имплантаты, фигурирующие в отчете FDA, приходится только 10% грудных имплантатов, продаваемых в США. Для сравнения, в Канаде, Франции и Австралии — до 80%. В России сейчас также пока преобладают текстурированные имплантаты.

По сути можно говорить о некоторой смене моды на различные материалы. И сейчас мы наблюдаем ее третий виток: если в 90-е годы в России — на заре бума пластической хирургии — предпочтение отдавалось гладким имплантатам, то в начале 2000-х им на смену пришли шероховатые или текстурированные. Считалось, что они лучше фиксируются и приживаются. В последние 2-3 года мы наблюдаем возврат к гладким имплантатам. Пока этот тренд не стал главенствующим, но переход идет.

Отказ от привычных имплантатов не происходит быстро из-за инерции взглядов врачебного сообщества. Это отчасти сглаживает переход от одних материалов к другим. Однако и появление текстурированных имплантатов нельзя связать с технологическим обновлением — скорее это было мощное маркетинговое продвижение крупнейших игроков. Нынешняя же ситуация с возможными последствиями установки тех или иных имплантатов тоже имеет бОльшие последствия для производителей и приведет в итоге к переделу рынка, нежели к отказу от пластической хирургии у пациентов. Уже сейчас мы наблюдаем уход Allergan c российского рынка — для компании эта история стала большой имиджевой потерей. Хотя, в свое время, это был первый производитель, который начал поставлять свою продукцию в Россию.

С точки зрения пациентов, мы зафиксировали всплеск беспокойства после заявления FDA и отзыва части продукции. Так, сразу после объявления в России и за рубежом началась массовая истерия: пациентки ринулись к хирургам с просьбой заменить имплантаты этой марки на любые другие. Полагаю, что многие клиники были рады такому наплыву пациентов и с большим энтузиазмом приступили к заменам, ставя во главу угла не здоровье пациента, а желание увеличить свою прибыль. Однако подходить к этому вопросу стоит максимально аккуратно, взвешивая все имеющиеся факты. В России именно таких имплантатов крайне мало, а данных об увеличении заболеваемости и того меньше, а значит поводов для паники сейчас нет. Как нет необходимости заменять имплантаты других марок или линеек производителя, а всем опасающимся за свое здоровье необходимо регулярно проходить соответствующие обследования у специалистов, которые и так рекомендованы Минздравом.

Спустя четыре месяца, можно сказать, что волна истерии спала, пациенты перестали беспокоиться и задавать дополнительные вопросы по возможным последствиям и в принципе спокойнее стали относиться к процедуре.

Однако сама ситуация с паникой вокруг имплантатов выглядит раздутой ведь сегодня многие люди, знающие о вреде употребления алкоголя и табакокурения, продолжают это делать не обращая внимания на все предупреждения на упаковках, данные исследований и запреты на рекламу. В своем стремлении получать желаемое людей не останавливают никакие предупреждения и ограничения. Поэтому в длительной перспективе эта ситуация никак не отразится на рынке пластической хирургии. Произойдет перераспределение долей между крупнейшими производителями, и через какое-то время появятся новые исследования вопроса безопасности имплантатов.