#1 Digital Forum РБК, 27 апреля 2017
Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Михаил Ветров: «Цифровизация России – преодолевая преграды»

Михаил Ветров, генеральный директор Linxdatacenter Russia
Михаил Ветров, генеральный директор Linxdatacenter Russia
Считается, что технологические инновации в Россию приходят с некоторым опозданием. В особенности отстают те новшества, которые не связаны непосредственно с бизнесом, то есть не приносит денег.

Именно поэтому проекты Smart City в нашей стране, и в том числе в Петербурге, реализуются так медленно.

О том, что может изменить ситуацию к лучшему, РБК+ беседует с Михаилом Ветровым, генеральным директором Linxdatacenter Russia.

Ваша компания работает в разных странах, заметна ли разница в скорости внедрения инноваций в городскую среду в России и за ее пределами?

Проводником технологических инноваций в любом случае выступает бизнес. Их внедряют конкретные компании, и неважно, за счет собственного финансирования или за счет бюджетных средств. Поэтому я бы не стал говорить, что городские инновации развиваются медленно из-за низкой прибыльности – вопрос в механике их внедрения в реальную жизнь. В разных странах этот процесс выстроен по-разному. К примеру, в Амстердаме есть хорошее «окно входа», открытое для всех: для высказывания идей о том, как оптимизировать город, создана специальная программа, которая объединяет в единое сообщество власти, бизнес и обычных горожан.

Почему в России иной подход?

Отчасти разница в подходах также обуславливается тем, что у большинства европейских стран нет таких запасов природных ресурсов, как в России, и компании более ответственно подходят к вопросам расходования энергии и экологии в целом. В Нидерландах ярко выражен тренд на оптимизацию использования ресурсов, и многие инициативы посвящены реорганизации схем использования автотранспорта и потребления электроэнергии. Отсюда и опережающие темпы развития и внедрения новых технологий в городскую инфраструктуру. Осознанные стремление и установка на постепенный переход к цифровой экономике, а также технологии, используемые за рубежом, есть и в России. Уже зарекомендовавшие себя инструменты можно адаптировать и применять в крупных мегаполисах.

Опыт каких еще стран могла бы перенять Россия?

Интересных примеров много. В Эстонии, к примеру, есть электронный паспорт гражданина, который позволяет взаимодействовать со всеми государственными службами в режиме онлайн, быстро и без очередей. Можно принимать участие в выборах, пользоваться цифровой подписью, оплачивать поездки в общественном транспорте и многое другое. Эстония гораздо меньше России и является одной из самых передовых европейских стран в области использования информационных технологий, это своего рода кузница кадров для ИТ индустрии. Тем не менее, в Москве такого нет, и я вовсе молчу про другие российские города, для которых вопросы развития городских пространств и создания хотя бы минимально комфортных условий для проживания намного приоритетнее и важнее, чем механика интеграции цифровых сервисов в повседневную жизнь людей.

Цифровизация – один из ведущих трендов в мире. Идет ли уже этот процесс у нас? Что его стимулирует и что сдерживает?

Я бы выделил три основные проблемы любого большого города: транспорт, ЖКХ и экология. При этом в крупных городах интернет проведен практически в каждый дом, поэтому цифровизация становится одним из главных способов оптимизировать процессы, которые касаются этих проблем, сократить издержки и упростить жизнь горожан. Сейчас, чтобы получить простейшую государственную услугу, может потребоваться сначала написать заявление от руки, после обратиться в профильное учреждение, позвонить и узнать, принято заявление или нет, получить ответ… Затраты на обслуживание таких процессов всегда высоки, и цифровизация дает возможность их существенно оптимизировать.

Как я говорил, у нас такие процессы развиваются точечно. Например, для контроля безопасности дорожного движения в Москве установлено множество видеокамер, по их количеству Москва сейчас занимает второе место в мире после Лондона. Как результат - требуется меньше полицейских патрулей, уже почти невозможно совершить какое-либо преступление незаметно, потенциально увеличивается раскрываемость преступлений. В Петербурге же такая система еще не создана. Цифровизация в России идет медленнее, чем нужно.

Почему так происходит?

Одна из причин может скрываться в системе образования. Переводу городских процессов на цифровые рельсы не обучают в вузах, чувствуется дефицит экспертизы, нам не хватает специалистов, которые могут разработать такие программы. Кроме того, внедрение инноваций приводит к необходимости менять уже существующие структуры и схемы работы, а эти процессы традиционно вызывают отторжение, недоверие и непонимание в уже устоявшихся коллективах. Надо активнее работать с людьми, просвещать и показывать выгоды от перехода к «цифре».

Также у нас есть множество других нерешенных вопросов, которые тормозят процесс на государственном уровне. Россия моноцентрична, большинство наших городов живет достаточно бедно. И пока мы в Москве и Петербурге обсуждаем, как сделать выход в онлайн более удобным, как создать возможность автоматической оплаты квитанций, в других городах России думают, на что прожить. Цифровизация приходит, когда есть фундамент, когда общество и инфраструктура к ней готовы. У нас же есть города-миллионники и все остальные города, где нет интернета, рабочих мест, социальной защищенности, где на ближайшие пять лет в приоритете решение совсем других задач. Вот эта разница в уровне жизни и развитии инфраструктуры – тоже важный фактор, сдерживающий цифровизацию, и когда она будет выражена не так ярко, о переходе к новым моделям жизни будет гораздо проще говорить.

Растет ли в связи с процессом цифровой трансформации интерес к облачным сервисам как одному из трендов? Становится ли он определяющим для бизнеса?

Облачные сервисы – один из наиболее удобных инструментов управления инфраструктурой, но я не могу сказать, что тренд на них является определяющим. В зависимости от задач, стратегии могут быть разными: кто-то хранит данные у себя и строит собственную инфраструктуру, кто-то арендует дата-центры, кто-то уходит в «облака». Есть нюансы, связанные с безопасностью данных - не все приложения имеет смысл переводить в «облако», что-то лучше контролировать у себя или на физическом оборудовании. Поэтому интерес растет скорее к уровню экспертизы. IT-департаменты компаний начинают фокусироваться на бизнес-задачах, разработке бизнес-приложений, внедряют онлайн-инструменты продаж, и у них не остается времени на то, чтобы заниматься инфраструктурой. Поэтому многие из наших заказчиков прямо говорят о том, что им нужен надежный партнер, который поможет грамотно распределить ресурсы и снять головную боль по поводу обслуживания сложного оборудования, создания необходимых условий для его корректного функционирования и пр. Мы решаем эти проблемы за них и для них.

Как цифровая трансформация экономики отражается на рынке ЦОД?

Центры обработки данных сегодня – это один из ключевых элементов цифровой трансформации экономики. Мы сопровождаем внедрение этих технологий в компаниях. Например, в нашей компании есть специальный центр экспертизы LinxLab, с помощью которого мы помогаем компаниям определиться, какие технологии и инфраструктурные решения лучше всего подходят для конкретных бизнес задач.

Цифровизация ведет к увеличению количества данных, которые хранятся в информационных системах, собираются с сенсоров и датчиков, обрабатываются «умными» гаджетами и пр. Все эти сведения нужно где-то хранить, систематизировать и обрабатывать. Поскольку именно такие услуги мы и предоставляем нашим партнерам, позволяя им сосредоточиться на развитии профильных направлений бизнеса, естественно, процесс цифровизации отражается на нашем бизнесе. Все большему количеству компаний требуются провайдеры IT-инфраструктуры и облачных сервисов, такие как Linxdatacenter. Предложение и рынок доступных сервисов постоянно растут, сейчас наши новые партнеры могут обратиться как к стандартным услугам по размещению оборудования и серверов на базе ЦОД, так и к «облакам», особенно, если им трудно прогнозировать темпы своего роста и они заинтересованы в удобном и гибком ресурсе. Здесь мы выступаем своеобразным технологическим и идеологическим партнером цифровизации, потому что помогаем компаниям внедрять и развивать новые технологии, а также поддерживаем корректную работу новых систем в дальнейшем.

Как ситуация изменится после принятия Минэкономразвития программы цифровой экономики до 2025 года? Стоит ли ожидать взрывного роста ИТ-рынка?

Мне кажется, что разработка некоего профильного свода законов – цифрового кодекса – была бы полезной. Однако рост рынка происходит, только когда есть соответствующие предпосылки – сейчас практика государственной стимуляции IT-отрасли работает не вполне эффективно. Я считаю, что государство должно занимать активную позицию не только в части создания законов, но и в части их реализации – нужна развернутая программа и поддержка инициатив с вовлечением граждан и бизнеса. Тогда мы можем ожидать ускорения темпов, и через десять лет увидим город, процессы в котором протекают по совершенно иным инновационным законам.

Решения Семья Большого Брата: что такое комплексная безопасность города?
Материалы выпуска
Инновации Технологии и безопасность: как справиться с новыми угрозами
Инструменты Алексей Иващенко: «Smart City можно построить уже завтра»
Компетенция Михаил Ветров: «Цифровизация России – преодолевая преграды»
Решения Семья Большого Брата: что такое комплексная безопасность города?
Инновации Петербургский smart city: горе без ума
Инновации В России стартовала платформа VEON
Инструменты Пять китов цифрового Петербурга
Компетенция Петербургский телеком-рынок превращается в осажденную крепость
Компетенция Алексей Титов: Без телеком-инфраструктуры «умный город» жить не сможет
Рыночный расклад Передел рынка – не апокалипсис
Инновации Инвестиции в инновации: эпоха великих открытий
Компетенция «Наша инфраструктура помогает успешно входить в новые бизнесы»
Рыночный расклад «Machine-to-Machine – закономерный путь развития рынка сотовой связи»
Содержание
Закрыть