Высокая скорость развития технологий, повышенное внимание со стороны законотворцев и стагнация рынка ставят телеком-операторов в сложное положение. Чтобы расти и сохранять конкурентоспособность, им необходимо инвестировать в развитие новых бизнесов, а также в выполнение новых требований государства. Однако прибыли столь малы, что денег зачастую не хватает даже на решение текущих задач, говорили эксперты ИКТ-рынка на дискуссионной сессии «Инвестиции и инновации. Бизнес-стратегии в отрасли» в рамках РБК Digital City Форум.
Битва с ветряными мельницами
Телеком-рынок развивается за счет внедрения новых технологий, позволяющих создавать добавленную стоимость услуг. Однако внедрение технологий требует существенных инвестиций, а новая экономическая реальность вынудила многих операторов сократить инвестпрограммы.
Вряд ли дальше будет проще: абоненты не готовы отказаться от телефонии, доступа в Интернет или телевидения, однако тратить на них много денег также не хотят. Это, естественно, сказывается на прибыли, получаемой компаниями, и на размере инвестиций в развитие. К тому же, новые технологии появляются все быстрее, что также не облегчает жизнь операторов.
«Операторам с каждым годом становится труднее следовать за инновациями, потому что технологии развиваются всё более стремительно. И чем крупнее компания, тем сложнее ее руководству управлять изменениями. Таким образом технологии оказывают серьезное влияние не только на жизнь отдельных людей, но и на бизнес. Эффективность привычных бизнес-моделей при этом катастрофически падает, - рассказывает Дмитрий Петров, генеральный директор «Комфортел». – Оператору нужно осознать, что рост конечен: одна компания не сможет получить 100% рынка. Поэтому необходимо заранее определить, что делать после достижения максимума в той нише, где компания работает. Иначе процесс развития превратится в битву с ветряными мельницами».
Пять процентов рынка Дмитрий Петров оценивает как «потолок» для нишевого оператора. После этого рост в избранной нише надо прекращать, концентрируясь на развитии других направлений – их освоение, как и внедрение инноваций, потребует инвестиций.
Один из вариантов развития – выход на другие географические рынки. «Число мест оказания услуг связи в нашем сегменте конечно, поэтому мы прекрасно видим объем рынка, который можем освоить, - объясняет Андрей Суходольский, генеральный директор «Смарт Телеком». - А дальше надо выходить за пределы Петербурга, если есть желание, ресурсы и силы для того, чтобы продолжать этот бизнес».
Если ресурсов – и прежде всего финансовых - на выход в другие регионы нет, то бизнес с большой долей вероятности придется продать.
Ставка на вертикаль
У крупных операторов - другие проблемы: как правило, они уже присутствуют во всех регионах страны. Да и к переменам их мотивирует не доля рынка, а падение спроса на определенные услуги под влиянием развития технологий.
«Количество людей, которые перестают пользоваться фиксированным домашним телефоном каждый год растет. И наша задача в этих условиях – заложить фундамент для долгосрочного роста компании, – комментирует Алексей Трачук, заместитель директора Центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком». – Оставаться в том сегменте, где мы работаем сейчас, недостаточно. Мы должны стать проводником цифровых технологий в традиционные отрасли. Задача, которую мы успешно решаем последние годы – это формирование собственной IT-компетенции. Этодает нам возможность оказывать широкий спектр услуг государству и бизнесу, а в перспективепозволит перейти к роли драйвера цифровизации традиционных отраслей».
В этом случае речь идет уже о выходе на другой уровень экспертизы в области информационных технологий и о кардинальной смене модели бизнеса телекомов, как подчеркнул Алексей Трачук.
Операторы уже идут этим путем. МТС купил системного интегратора NVision Group, а «Ростелеком» реализует проекты в области «Безопасного города» и промышленного интернета вещей. Правильный, по оценкам Трачука, шаг, с точки зрения стратегического менеджмента, сделал «МегаФон», войдя в капитал Mail.ru.
«Сейчас рынок перенасыщен настолько, что маркетинг ушел от продуктоориентированного подхода к клиентоориентированному, то есть при разработке предложений мы исходим, прежде всего, из потребностей клиента. И системная интеграция – это инструмент для реализации этого подхода, - поясняет Елена Абрамова, директор по работе с бизнес-рынком МТС в Санкт-Петербурге. - Мы еще 10 лет назад понимали, что базовые услуги будут стагнировать, что мы все станем «трубой», и уже тогда начали искать пути создания новой ценности для клиента, добавленной стоимости. Мы должны стать полезными и нужными клиенту, а для этого готовы предоставлять ему все возможные услуги «из одного окна» – и интеграционные решения, и телекоммуникационные, и даже банковские. И за счет направления системной интеграции мы этого успешно добиваемся».
В этом направлении развиваются не только крупные операторы, но и локальные игроки. «Выход на рынок интеграции – это интеллектуальное развитие нашей компании, - подчеркивает Виктория Тихонова, генеральный директор «ВестКолл СПб». – У него большие перспективы, и вот здесь можно всерьез говорить о захвате более существенной доли рынка, не наступая на горло собственной песне. К тому же можно искать дополнительные возможности применить те данные и знания, которые накоплены оператором. Одно из направлений – Big Data».
Правда, некоторые представители рынка уверены, что к новым технологиям надо подходить более обдуманно, чем это было принято в период активного набора операторами абонентской базы. «Сейчас, прежде всего, необходимо обращать внимание на эффективность бизнеса, чтобы позволить своим абонентам получать актуальные услуги по выгодным ценам, а не заставлять всех клиентов платить, например, за 5G, которым будут пользоваться единицы, - поясняет Сергей Сергеев, технический директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2. - Например, если говорить про базовые станции, то вендоры предлагают решения, позволяющие при грамотном подходе создать конфигурацию с заделом на будущее. В результате, в кратчайшие сроки можно увеличить емкость сети или запустить новые технологии. Также в отрасли активно обсуждается вопрос, изменения подхода к развитию инфраструктуры, поскольку нам выгоднее покупать услугу, а не строить самостоятельно, к примеру, антенно-мачтовые сооружения. И подобных решений для оптимизации бизнеса -масса».
«Оператор, конечно, может инвестировать серьезные суммы в запуски 5G, а для компенсации затрат - поднимать цены на услуги, но вряд ли это сделает клиента счастливым, - резюмировал он. - В обозримом будущем абоненту нужен высокий уровень базовых услуг, включая 3G и 4G, выгодная цена и качественный сервис».
Ловцы идей
Поиск направлений для своего развития ИКТ-компании вынуждены осуществлять постоянно. В Linxdatacenter, к примеру, для этого используют нестандартный подход. «В этом году мы создали «LinxLab», платформу, где мы генерируем новые идеи о том, какие продукты, сервисы нам предлагать клиентам. В рамках работы этой площадки мы не разрабатываем идеи с нуля, мы проводим селекцию сервисов, отбираем наиболее перспективную услугу, исходя из того, что предлагает рынок, опираясь на нашу внутреннюю экспертизу. Затем тестируем новинку и упаковываем для каждого конкретного клиентского проекта. Начинание уже оправдало себя: мы видим спрос на созданные таким образом сервисы, - рассказал Михаил Ветров, генеральный директор Linxdatacenter Russia. – Все они из области XaaS – все как услуга – и включены в нашу стратегию, направленную на дальнейшее развитие новых продуктов и сервисов для наших клиентов, будь то облачные технологии, хранение данных и так далее». Что касается глобальных стратегических решений и направлений, то здесь игрокам рынка приходится смотреть в более отдаленное будущее, пытаясь оценить, какие из технологий «выстрелят» завтра или даже послезавтра.
Алексей Иващенко, глава филиала IBM в Санкт-Петербурге, уверен, что завтрашний день будет связан с когнитивными технологиями, озерами и океанами данных, а также с технологией блокчейн. По крайней мере IBM, существенно диверсифицировав свой портфель и сократив зависимость от своего «железного» бизнеса, делает ставку именно на эти направления.
«Заказчики в России в основном по-прежнему только осваивают большие данные, а в мире уже вовсю занимаются эксплуатацией озер и океанов данных, - считает Алексей Иващенко. – Возможности когнитивной обработки данных уже помогли BMW избежать потерь в 2 миллиарда долларов в год при производстве автомобилей. В условиях жесточайшего кризиса в автомобилестроении это - существенные деньги. Мы не теряем оптимизма и в скором будущем ожидаем всплеска интереса от российского автопрома». И хотя операторы в России уже также накопили огромные объемы данных, эффективно их использовать мешают недоработанное законодательство и несформированный спрос. Как отметила Елена Абрамова, к возможностям Big Data бизнес пока только с осторожностью присматривается.
Блокчейн также видится перспективным, особенно для финансовых сервисов, которые операторы также активно пытаются освоить. Более того, некоторые уверены, что банки в скором времени перестанут существовать в привычном нам виде, сохранив за собой лишь инвестиционные функции. Зато телеком-компании с удовольствием возьмут на себя «лишние» банковские функции и превратятся в «операторов денег» или хотя бы в «операторов фискальных данных». Предпосылки к этому уже есть. Например, у МТС есть свой банк, а «МегаФон» и Tele2 вышли в сегмент пластиковых карт – пока, правда, в партнерстве с банками.
Законодательный эпатаж
Новые технологии требуют нового регулирования. Правда, если ИКТ-рынок хотел бы от законодателя помощи в решении практических проблем, то законодатели выбирают эпатажную модель. «У нас вначале принимается страшный закон, все начинают хвататься за голову, отрасль – кричать, граждане – возмущаться. После этого «мудрый правитель» говорит: «Да, что-то переборщили, уберите». И когда принимается «подправленный» закон, все выдыхают с облегчением, - комментирует Дмитрий Петров законодательную стратегию. - То, что в конечном итоге принято, кажется нормальным на фоне первого варианта. Такая методика принятия законов не предполагает какого-то совещания «до», и в этом вся проблема». Анна Василянская, адвокат, считает, что отчасти в такой ситуации виноваты сами ИКТ-компании, не имеющие своего лобби. «Почти каждый отраслевой закон у нас, так или иначе, кем-то пролоббирован, а ИКТ-компании вмешиваются только тогда, когда закон уже принят хотя бы в первом чтении. Возможно, причина в том, что Россия очень долго не регулировала IT и телеком-рынок, в отличие от США и Европы. В США правовая база в IT-сфере разрабатывалась еще в 1990-х годах, то есть мы идем с опозданием на 20 лет, - объясняет Анна Василянская. – К тому же, у нас нет судебной практики: лишь в 2013 году создали суд по интеллектуальным правам. Все это, кстати, причины того, почему многие международные компании не выбирают Россию в качестве своей юрисдикции».
Операторы согласились с тем, что ИКТ-лобби им не помешало бы, потому что на данный момент хоть какое-то участие в подготовке законов принимают крупнейшие федеральные операторы, а интересы локальных игроков рынка практически не представлены.
Есть и более пессимистичный взгляд на ситуацию. «Мы должны завершить строительство сетей 4G, скоро приступать к строительству 5G – это большие затраты на инфраструктуру, а также одновременно выполнять «закон Яровой», который обойдется операторам в огромные суммы даже в его упрощенном варианте, предусматривающем полгода хранения данных. Никакая оптимизация услуг и внутренних процессов тут не спасут. По нашим подсчетам, мы должны быть готовы потратить на исполнения этого закона порядка 2,5 годовых выручки по России», - уверена Елена Абрамова. «Если государству необходимо обеспечить госбезопасность, реализовать мероприятия по защите граждан – оно должно потратиться на это, - уверен Андрей Суходольский. - Почему частные компании должны нести финансовую ношу по организации этих мероприятий? Есть госбюджет – давайте тратить его».
«Да, будет тяжело, это будут ненужные затраты, - соглашается Дмитрий Петров, - несправедливая финансовая нагрузка для бизнеса, но задача же не коллапс создать на рынке, а повысить безопасность. По крайней мере, я надеюсь, что она такова. Поэтому реальные цифры затрат будут гораздо меньше, к тому же срок реализации любого такого законодательного изменения у нас исчисляется годами, а за это время может многое измениться».
Эксперты сошлись во мнении, что изменения законодательства необходимы, но они не должны мешать развитию отрасли, которая и без них переживает далеко не лучшее время в своей истории. «Обычно закон и законопроект в России – два абсолютно разных документа. И я думаю, что отрасль не даст себя в обиду. Когда закон будет принят в его окончательном виде, мы будем думать о том, как его применять и трактовать. Если у нас – а я представитель именно судебной практики – будут вопросы, мы будем обращаться в Конституционный суд за разъяснениями. Я надеюсь, в результате отрасль сможет развиваться, от чего выиграет и государство, и его граждане», - резюмировала Анна Василянская.
РБК Петербург благодарит за помощь в проведении дискуссии Алену Журавлеву