#1 Digital Forum РБК, 27 апреля 2017
Инновации , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Инвестиции в инновации: эпоха великих открытий

Дискуссионная сессия «Инвестиции и инновации. Бизнес-стратегии в отрасли» в рамках РБК Digital City Форум
Дискуссионная сессия «Инвестиции и инновации. Бизнес-стратегии в отрасли» в рамках РБК Digital City Форум (Фото: РБК Петербург)
Чтобы развиваться, операторам телеком-рынка приходится решительно менять бизнес-модели.

​Высокая скорость развития технологий, повышенное внимание со стороны законотворцев и стагнация рынка ставят телеком-операторов в сложное положение. Чтобы расти и сохранять конкурентоспособность, им необходимо инвестировать в развитие новых бизнесов, а также в выполнение новых требований государства. Однако прибыли столь малы, что денег зачастую не хватает даже на решение текущих задач, говорили эксперты ИКТ-рынка на дискуссионной сессии «Инвестиции и инновации. Бизнес-стратегии в отрасли» в рамках РБК Digital City Форум.

Битва с ветряными мельницами

Телеком-рынок развивается за счет внедрения новых технологий, позволяющих создавать добавленную стоимость услуг. Однако внедрение технологий требует существенных инвестиций, а новая экономическая реальность вынудила многих операторов сократить инвестпрограммы.

Вряд ли дальше будет проще: абоненты не готовы отказаться от телефонии, доступа в Интернет или телевидения, однако тратить на них много денег также не хотят. Это, естественно, сказывается на прибыли, получаемой компаниями, и на размере инвестиций в развитие. К тому же, новые технологии появляются все быстрее, что также не облегчает жизнь операторов.

«Операторам с каждым годом становится труднее следовать за инновациями, потому что технологии развиваются всё более стремительно. И чем крупнее компания, тем сложнее ее руководству управлять изменениями. Таким образом технологии оказывают серьезное влияние не только на жизнь отдельных людей, но и на бизнес. Эффективность привычных бизнес-моделей при этом катастрофически падает, - рассказывает Дмитрий Петров, генеральный директор «Комфортел». – Оператору нужно осознать, что рост конечен: одна компания не сможет получить 100% рынка. Поэтому необходимо заранее определить, что делать после достижения максимума в той нише, где компания работает. Иначе процесс развития превратится в битву с ветряными мельницами».

Дмитрий Петров, генеральный директор «Комфортел»
Дмитрий Петров, генеральный директор «Комфортел»

Пять процентов рынка Дмитрий Петров оценивает как «потолок» для нишевого оператора. После этого рост в избранной нише надо прекращать, концентрируясь на развитии других направлений – их освоение, как и внедрение инноваций, потребует инвестиций.

Один из вариантов развития – выход на другие географические рынки. «Число мест оказания услуг связи в нашем сегменте конечно, поэтому мы прекрасно видим объем рынка, который можем освоить, - объясняет Андрей Суходольский, генеральный директор «Смарт Телеком». - А дальше надо выходить за пределы Петербурга, если есть желание, ресурсы и силы для того, чтобы продолжать этот бизнес».

Андрей Суходольский, генеральный директор «Смарт Телеком»
Андрей Суходольский, генеральный директор «Смарт Телеком»

Если ресурсов – и прежде всего финансовых - на выход в другие регионы нет, то бизнес с большой долей вероятности придется продать.

Ставка на вертикаль

У крупных операторов - другие проблемы: как правило, они уже присутствуют во всех регионах страны. Да и к переменам их мотивирует не доля рынка, а падение спроса на определенные услуги под влиянием развития технологий.

«Количество людей, которые перестают пользоваться фиксированным домашним телефоном каждый год растет. И наша задача в этих условиях – заложить фундамент для долгосрочного роста компании, – комментирует Алексей Трачук, заместитель директора Центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком». – Оставаться в том сегменте, где мы работаем сейчас, недостаточно. Мы должны стать проводником цифровых технологий в традиционные отрасли. Задача, которую мы успешно решаем последние годы – это формирование собственной IT-компетенции. Этодает нам возможность оказывать широкий спектр услуг государству и бизнесу, а в перспективепозволит перейти к роли драйвера цифровизации традиционных отраслей».

В этом случае речь идет уже о выходе на другой уровень экспертизы в области информационных технологий и о кардинальной смене модели бизнеса телекомов, как подчеркнул Алексей Трачук.

Алексей Трачук, заместитель директора Центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком»
Алексей Трачук, заместитель директора Центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком»

Операторы уже идут этим путем. МТС купил системного интегратора NVision Group, а «Ростелеком» реализует проекты в области «Безопасного города» и промышленного интернета вещей. Правильный, по оценкам Трачука, шаг, с точки зрения стратегического менеджмента, сделал «МегаФон», войдя в капитал Mail.ru.

«Сейчас рынок перенасыщен настолько, что маркетинг ушел от продуктоориентированного подхода к клиентоориентированному, то есть при разработке предложений мы исходим, прежде всего, из потребностей клиента. И системная интеграция – это инструмент для реализации этого подхода, - поясняет Елена Абрамова, директор по работе с бизнес-рынком МТС в Санкт-Петербурге. - Мы еще 10 лет назад понимали, что базовые услуги будут стагнировать, что мы все станем «трубой», и уже тогда начали искать пути создания новой ценности для клиента, добавленной стоимости. Мы должны стать полезными и нужными клиенту, а для этого готовы предоставлять ему все возможные услуги «из одного окна» – и интеграционные решения, и телекоммуникационные, и даже банковские. И за счет направления системной интеграции мы этого успешно добиваемся».

Елена Абрамова, директор по работе с бизнес-рынком МТС в Санкт-Петербурге
Елена Абрамова, директор по работе с бизнес-рынком МТС в Санкт-Петербурге

В этом направлении развиваются не только крупные операторы, но и локальные игроки. «Выход на рынок интеграции – это интеллектуальное развитие нашей компании, - подчеркивает Виктория Тихонова, генеральный директор «ВестКолл СПб». – У него большие перспективы, и вот здесь можно всерьез говорить о захвате более существенной доли рынка, не наступая на горло собственной песне. К тому же можно искать дополнительные возможности применить те данные и знания, которые накоплены оператором. Одно из направлений – Big Data».

Виктория Тихонова, генеральный директор «ВестКолл СПб»
Виктория Тихонова, генеральный директор «ВестКолл СПб»

Правда, некоторые представители рынка уверены, что к новым технологиям надо подходить более обдуманно, чем это было принято в период активного набора операторами абонентской базы. «Сейчас, прежде всего, необходимо обращать внимание на эффективность бизнеса, чтобы позволить своим абонентам получать актуальные услуги по выгодным ценам, а не заставлять всех клиентов платить, например, за 5G, которым будут пользоваться единицы, - поясняет Сергей Сергеев, технический директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2. - Например, если говорить про базовые станции, то вендоры предлагают решения, позволяющие при грамотном подходе создать конфигурацию с заделом на будущее. В результате, в кратчайшие сроки можно увеличить емкость сети или запустить новые технологии. Также в отрасли активно обсуждается вопрос, изменения подхода к развитию инфраструктуры, поскольку нам выгоднее покупать услугу, а не строить самостоятельно, к примеру, антенно-мачтовые сооружения. И подобных решений для оптимизации бизнеса -масса».

«Оператор, конечно, может инвестировать серьезные суммы в запуски 5G, а для компенсации затрат - поднимать цены на услуги, но вряд ли это сделает клиента счастливым, - резюмировал он. - В обозримом будущем абоненту нужен высокий уровень базовых услуг, включая 3G и 4G, выгодная цена и качественный сервис».

Сергей Сергеев, технический директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2
Сергей Сергеев, технический директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2

Ловцы идей

Поиск направлений для своего развития ИКТ-компании вынуждены осуществлять постоянно. В Linxdatacenter, к примеру, для этого используют нестандартный подход. «В этом году мы создали «LinxLab», платформу, где мы генерируем новые идеи о том, какие продукты, сервисы нам предлагать клиентам. В рамках работы этой площадки мы не разрабатываем идеи с нуля, мы проводим селекцию сервисов, отбираем наиболее перспективную услугу, исходя из того, что предлагает рынок, опираясь на нашу внутреннюю экспертизу. Затем тестируем новинку и упаковываем для каждого конкретного клиентского проекта. Начинание уже оправдало себя: мы видим спрос на созданные таким образом сервисы, - рассказал Михаил Ветров, генеральный директор Linxdatacenter Russia. – Все они из области XaaS – все как услуга – и включены в нашу стратегию, направленную на дальнейшее развитие новых продуктов и сервисов для наших клиентов, будь то облачные технологии, хранение данных и так далее». Что касается глобальных стратегических решений и направлений, то здесь игрокам рынка приходится смотреть в более отдаленное будущее, пытаясь оценить, какие из технологий «выстрелят» завтра или даже послезавтра.

Михаил Ветров, генеральный директор Linxdatacenter Russia
Михаил Ветров, генеральный директор Linxdatacenter Russia

Алексей Иващенко, глава филиала IBM в Санкт-Петербурге, уверен, что завтрашний день будет связан с когнитивными технологиями, озерами и океанами данных, а также с технологией блокчейн. По крайней мере IBM, существенно диверсифицировав свой портфель и сократив зависимость от своего «железного» бизнеса, делает ставку именно на эти направления.

«Заказчики в России в основном по-прежнему только осваивают большие данные, а в мире уже вовсю занимаются эксплуатацией озер и океанов данных, - считает Алексей Иващенко. – Возможности когнитивной обработки данных уже помогли BMW избежать потерь в 2 миллиарда долларов в год при производстве автомобилей. В условиях жесточайшего кризиса в автомобилестроении это - существенные деньги. Мы не теряем оптимизма и в скором будущем ожидаем всплеска интереса от российского автопрома». И хотя операторы в России уже также накопили огромные объемы данных, эффективно их использовать мешают недоработанное законодательство и несформированный спрос. Как отметила Елена Абрамова, к возможностям Big Data бизнес пока только с осторожностью присматривается.

Блокчейн также видится перспективным, особенно для финансовых сервисов, которые операторы также активно пытаются освоить. Более того, некоторые уверены, что банки в скором времени перестанут существовать в привычном нам виде, сохранив за собой лишь инвестиционные функции. Зато телеком-компании с удовольствием возьмут на себя «лишние» банковские функции и превратятся в «операторов денег» или хотя бы в «операторов фискальных данных». Предпосылки к этому уже есть. Например, у МТС есть свой банк, а «МегаФон» и Tele2 вышли в сегмент пластиковых карт – пока, правда, в партнерстве с банками.

Законодательный эпатаж

Новые технологии требуют нового регулирования. Правда, если ИКТ-рынок хотел бы от законодателя помощи в решении практических проблем, то законодатели выбирают эпатажную модель. «У нас вначале принимается страшный закон, все начинают хвататься за голову, отрасль – кричать, граждане – возмущаться. После этого «мудрый правитель» говорит: «Да, что-то переборщили, уберите». И когда принимается «подправленный» закон, все выдыхают с облегчением, - комментирует Дмитрий Петров законодательную стратегию. - То, что в конечном итоге принято, кажется нормальным на фоне первого варианта. Такая методика принятия законов не предполагает какого-то совещания «до», и в этом вся проблема». Анна Василянская, адвокат, считает, что отчасти в такой ситуации виноваты сами ИКТ-компании, не имеющие своего лобби. «Почти каждый отраслевой закон у нас, так или иначе, кем-то пролоббирован, а ИКТ-компании вмешиваются только тогда, когда закон уже принят хотя бы в первом чтении. Возможно, причина в том, что Россия очень долго не регулировала IT и телеком-рынок, в отличие от США и Европы. В США правовая база в IT-сфере разрабатывалась еще в 1990-х годах, то есть мы идем с опозданием на 20 лет, - объясняет Анна Василянская. – К тому же, у нас нет судебной практики: лишь в 2013 году создали суд по интеллектуальным правам. Все это, кстати, причины того, почему многие международные компании не выбирают Россию в качестве своей юрисдикции».

Анна Василянская, адв
Анна Василянская, адв

Операторы согласились с тем, что ИКТ-лобби им не помешало бы, потому что на данный момент хоть какое-то участие в подготовке законов принимают крупнейшие федеральные операторы, а интересы локальных игроков рынка практически не представлены.

Есть и более пессимистичный взгляд на ситуацию. «Мы должны завершить строительство сетей 4G, скоро приступать к строительству 5G – это большие затраты на инфраструктуру, а также одновременно выполнять «закон Яровой», который обойдется операторам в огромные суммы даже в его упрощенном варианте, предусматривающем полгода хранения данных. Никакая оптимизация услуг и внутренних процессов тут не спасут. По нашим подсчетам, мы должны быть готовы потратить на исполнения этого закона порядка 2,5 годовых выручки по России», - уверена Елена Абрамова. «Если государству необходимо обеспечить госбезопасность, реализовать мероприятия по защите граждан – оно должно потратиться на это, - уверен Андрей Суходольский. - Почему частные компании должны нести финансовую ношу по организации этих мероприятий? Есть госбюджет – давайте тратить его».

«Да, будет тяжело, это будут ненужные затраты, - соглашается Дмитрий Петров, - несправедливая финансовая нагрузка для бизнеса, но задача же не коллапс создать на рынке, а повысить безопасность. По крайней мере, я надеюсь, что она такова. Поэтому реальные цифры затрат будут гораздо меньше, к тому же срок реализации любого такого законодательного изменения у нас исчисляется годами, а за это время может многое измениться».

Эксперты сошлись во мнении, что изменения законодательства необходимы, но они не должны мешать развитию отрасли, которая и без них переживает далеко не лучшее время в своей истории. «Обычно закон и законопроект в России – два абсолютно разных документа. И я думаю, что отрасль не даст себя в обиду. Когда закон будет принят в его окончательном виде, мы будем думать о том, как его применять и трактовать. Если у нас – а я представитель именно судебной практики – будут вопросы, мы будем обращаться в Конституционный суд за разъяснениями. Я надеюсь, в результате отрасль сможет развиваться, от чего выиграет и государство, и его граждане», - резюмировала Анна Василянская.

РБК Петербург благодарит за помощь в проведении дискуссии Алену Журавлеву

Компетенция «Наша инфраструктура помогает успешно входить в новые бизнесы»
Материалы выпуска
Инновации Технологии и безопасность: как справиться с новыми угрозами
Инструменты Алексей Иващенко: «Smart City можно построить уже завтра»
Компетенция Михаил Ветров: «Цифровизация России – преодолевая преграды»
Решения Семья Большого Брата: что такое комплексная безопасность города?
Инновации Петербургский smart city: горе без ума
Инновации В России стартовала платформа VEON
Инструменты Пять китов цифрового Петербурга
Компетенция Петербургский телеком-рынок превращается в осажденную крепость
Компетенция Алексей Титов: Без телеком-инфраструктуры «умный город» жить не сможет
Рыночный расклад Передел рынка – не апокалипсис
Инновации Инвестиции в инновации: эпоха великих открытий
Компетенция «Наша инфраструктура помогает успешно входить в новые бизнесы»
Рыночный расклад «Machine-to-Machine – закономерный путь развития рынка сотовой связи»
Содержание
Закрыть