У большинства людей понятие городской безопасности ассоциируется с Большим Братом, то есть с глобальным видеонаблюдением. Но безопасность – это комплекс организационно-технических мер, а не только визуальный контроль. И именно комплексности, интеллектуализации, не хватает российской системе обеспечения безопасности в городах. Например, видеонаблюдение само по себе может быть только инструментом постанализа ситуации, но не средством предотвращения угроз – это очень важно понимать.
Также существенно переоценивается роль видеоаналитики для онлайн-реагирования. Возможности операторов, наблюдающих за мониторами, ограничены и по времени эффективной работы, и по количеству камер, изображение с которых они могут одновременно просматривать. Поэтому видеоаналитика многим видится панацеей, способной нивелировать влияние человеческого фактора.
Однако это не так. Существующий уровень развития технологий не позволяет системе приблизиться к возможностям оценки событий человеческим мозгом: видеоаналитика пока не обладает свойством вариативности восприятия. Это лишь те реакции на зафиксированные камерой изменения, которые в нее заложили программисты.
Из этого следует существенное ограничение: видеоаналитика эффективно работает лишь в стерильных зонах, где не должно быть движения, где никто не должен находиться или появляться. Один из удачных примеров использования видеоаналитики – «Пулково-1», где есть зоны вокруг остекленного периметра, куда никто не должен проходить. Здесь онлайн-видеоаналитика – огромное подспорье для операторов.
В местах с интенсивным движением или на объектах массового скопления людей ее эффективность теряется. Слишком велико будет количество ложных срабатываний или наоборот – несрабатываний системы на определенные события.
Возможности видеоаналитики не изменятся, пока не появится отлаженная технология нейросетей, благодаря которой машина по оценке ситуации приблизится к человеческому мозгу. Усилия разработчиков направлены на то, чтобы уже в ближайшем будущем видеоаналитика стала универсальным решением, но пока это не так.
Как упоминалось выше, городская безопасность – это целый комплекс организационно-технических мер и средств, а видеонаблюдение и видеоаналитика – его важные составные части. Так, перспективным и эффективным, с точки зрения обеспечения безопасности, направлением является поиск в видеоархиве, интеллектуальный видеоанализ. Ведь именно скорость и точность получения информации напрямую влияет на скорость оперативно-розыскных мероприятий. И если осуществлять архивный поиск событий по старинке – ориентируясь на временной интервал с последующим просмотром видеоинформации, то говорить об эффективности такой системы в современных реалиях уже не приходится. Поиск должен осуществляться по конкретным, строго заданным критериям, таким как область интереса, пересечение линий, направление движения, размер и цвет объекта, номер автомобиля, разыскиваемое лицо и т.д. Кроме этого, поиск должен быть моментальным. И только в таком случае розыскные мероприятия станут именно оперативными, а система безопасности - эффективной.
Нельзя забывать, что преступники – среди тех, кто все время находится на пике инноваций. В качестве примеров можно привести не только ставшие хорошо известными хакерские атаки на банковские, правительственные и личные сетевые ресурсы. К киберпреступлениям (а именно к этой группе относится немалая доля современных правонарушений) также относятся незаконное вмешательство в работу компьютерных систем, махинации с банковскими картами, заражение компьютеров программами-шпионами, программами по рассылке спам-сообщений и т.д. Также возможно непосредственное удаленное вмешательство в работу системы безопасности предприятия и города. Опыт показывает, что преступный мир так же жадно впитывает новые технологии и использует их в своих целях, как и остальные, не криминогенные, потребители. А следовательно, системы обеспечения безопасности на всех уровнях должны хотя бы на шаг опережать преступников, быть более инновационными.
Однако это сложная, трудоемкая и затратная задача. Игроки рынка безопасности своими силами создают технологии и могут обеспечить техническую реализацию проектов, что и делается их силами на коммерческих объектах. Но без организационных мер и участия администрации говорить не только об эффективной системе безопасности, но и просто о возможности ее реализации в городской инфраструктуре, бессмысленно. А об организации такого взаимодействия очень точно сказал мой коллега Андрей Христофоров: у бизнеса должна быть «точка входа» в администрацию, где бизнес мог бы беспрепятственно презентовать свои идеи и проекты, а администрация могла бы размещать информацию о нуждах города, а также инициативах и потребностях различных ведомств, связанных с городской безопасностью.
Так что инициатива должна быть взаимной – и со стороны бизнеса, и со стороны администрации города. Не надо ждать, что кто-то принесет готовую концепцию, или что «сверху» будут спущены запросы на разработку. У каждой группы игроков есть свои потребности: у администрации региона - организация безопасной жизнедеятельности, у бизнеса - получение прибыли. Сейчас только кооперируясь, можно создать в городе эффективную систему обеспечения безопасности.