Петербург, как любой крупный город в XXI веке, становится местом встречи инновационного спроса и предложения. Бизнес предлагает высокотехнологичные решения и продукты, а город иcпользует их в создании безопасного, комфортного и эффективного smart city. Это теория. Чтобы узнать, как на практике взаимодействуют разные группы интересантов при формировании цифрового Петербурга, РБК Петербург пригласил бизнес и власть к диалогу на RBC City Digital Forum.
Транспорт: навигация – в частных руках
Генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов указал на пять больших областей, в которых сосредоточены главные потребности Петербурга в цифровых инновациях. Из них первое по важности - транспортная система города, и в этой сфере у бизнеса есть достижения. «Если десять лет назад система навигации использовалась только в премиум-моделях автомобилей, то сейчас ее применение стало абсолютно массовым явлением», -- констатировал Антон Финогенов. Появление онлайн-сервисов в смартфонах и планшетах сделало навигацию доступной всем гражданам, и теперь ею пользуется подавляющая часть городского населения, в том числе, для перемещений на общественном транспорте и пешком, - продолжил он. Сервисы, созданные исключительно для личного пользования, упорядочивают движение в масштабе города, и поэтому приближают транспортную систему мегаполиса к smart-состоянию.
Финогенов считает, что в дальнейшем производители навигационных сервисов будут расширять их функции, в частности, добавят к ним систему пользования платными парковками. Будет развиваться и сам парковочный онлайн-сервис – например, он позволит горожанину выбирать оптимальное место для парковки своего автомобиля, с учетом расстояния до пункта назначения и разной стоимости парковки на разных улицах. «Опыт Москвы показал, что такие услуги позволяют пользователям паркингов экономить несколько сотен рублей в сутки», -- сообщил Антон Финогенов.
Благоустройство: мониторинг объектов и потребностей
Вторая область, в которой город явно нуждается в технологическом развитии, это, по выражению урбаниста, «аудит городской инфраструктуры». «Если поставки и распределение энергоресурсов (электроэнергии, воды, тепла), состояние соответствующих сетей, уже контролируются в Петербурге на более или менее современном уровне, то состояние жилого фонда отслеживается гораздо хуже, -- сформулировал актуальную потребность города А. Финогенов. – Эта проблема в полной мере проявилась в связи с программой реновации исторического центра». Следствием технологической отсталости, по его мнению, стало то, что обследование состояния зданий шло слишком долго и, главное, дорого. «Я считаю, что крайне необходимо создание онлайн-среды информирования о состоянии жилого фонда, -- говорит эксперт. – В Петербурге отсутствует единая база данных даже по новым домам, хотя их проектирование велось в онлайн, по современным технологиям». То, что создание единой, технологично сформированной, базы жилого фонда – актуальный запрос города, подтверждается подписанным более года назад официальным протоколом, - добавил А. Финогенов.
Третье направление – развитие городской среды, благоустройство общественных пространств. В этой сфере необходимо, как считает эксперт, внедрить систему, позволяющую определять приоритеты для приложения усилий - «не так, как сейчас, когда чиновники определяют приоритеты умозрительно», - уточняет эксперт. «Надо направлять усилия на те пространства, где больше всего ходят люди, и где проявляет наибольшую активность малый и средний бизнес, который эксплуатирует общественные пространства и может быть партнером города при благоустройстве, -- считает Антон Финогенов. -- Для выявления таких территорий необходимо внедрить соответствующую систему мониторинга и анализа данных».
Госуслуги: позади Москвы
Четвертая область – госуслуги. «Городской портал госуслуг необходимо совершенствовать», -- констатировал А. Финогенов, и другие участники форума не стали с ним спорить. Заместитель директора Департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи Вартан Хачатуров высказался более критично: Петербург заметно отстает от Москвы в части развития цифровых государственных сервисов. Как он заметил, в петербургский городской портал необходимо добавить целый ряд онлайн-сервисов для горожан, которые уже существуют на соответствующем московском портале, за счет чего он гораздо более удобен.
Генеральный директор ООО «Лекториум» Яков Сомов считает, что городу, в частности, помогла бы электронная система записи детей в кружки. Помимо удобства для детей и их родителей, такая система важна тем, что позволяет точнее рассчитывать пассажиропотоки (в кружки ходят очень многие).
Пятым направлением гендиректор «Урбаники» назвал «революцию в проектировании» -- архитектурном, градостроительном, инженерном. «Эта революция идет быстрыми темпами, и появление законодательной возможности передачи на согласование и экспертизу проектов в электронном формате позволит значительно ускорить градостроительные процессы. Проблема, однако в том, что основные градостроительные документы – проекты планировки территорий, генеральные планы, схемы террпланирования – разрабатываются по устаревшим технологиям, крайне далеким еще от 3D и 4D-проектирования», -- утверждает эксперт. По его мнению, технологии градостроительного планирования остро нуждаются в модернизации. «Главное требование современной урбанистики к технологиям – возможность принимать градостроительные решения на основе гораздо большего, чем раньше, объема данных, включая результаты социологических исследований, данных онлайн-сервисов и так далее», -- разъясняет А. Финогенов.
Бизнес наблюдает и контролирует
Выступавшие представители бизнеса говорили о своих предложениях городу и об уже внедренных инновациях. По словам технического директора макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Алексея Никитина, его компания за три последних года инвестировала в цифровую инфраструктуру Петербурга порядка 7 млрд рублей (линии связи, кабельное телевидение, широполосный интернет, видеонаблюдение в школах и в городской инфраструктуре и др.).
Есть у «Ростелекома» и новые предложения, призванные, в том числе, решать проблемы, обозначенные Антоном Финогеновым. «Мы предлагаем городу технологии повышения энергоэффективности как отдельных объектов, так и целых комплексов, – сообщил Алексей Никитин. – Готовы участвовать в разработке и реализации интеллектуальных транспортных систем. С нашей точки зрения, для городского бюджета будет очень привлекательно, если объединить такую систему с системой весогабаритного контроля тяжеловесных транспортных средств. Мы готовы инвестировать в строительство постов такого контроля». Он пояснил, что окупаемость таких проектов обеспечивается за счет штрафов нарушителей, поступающих в бюджет. В эту объединенную систему «Ростелеком» готов интегрировать уже установленные камеры видеонаблюдения и фото-видеофиксации с помощью программного обеспечения, которое разрабатывается компанией. Свои разработки в IT-сегменте BigData компания предлагает также внедрить в сфере контроля за городскими строительными площадками.
Инфраструктура – фундамент инноваций
Директор филиала МТС в Санкт-Петербурге Павел Коротин сформулировал IT-направления, в которых, по его мнению, «лежит вся будущая диджитализация города»: «Это Big Data, «интернет вещей» и системная интеграция, которая позволит их объединить в комплекс. А основой станет та инфраструктура, которую сейчас строят все операторы». По его словам, МТС сформировала специальный комитет Big Data, который рассмотрел несколько сотен кейсов. До реализации дошли 13. «Половина из них не дала никаких результатов, зато от оставшихся мы получили очень хороший эффект. В частности, запустили систему, которая на основе анализа большого объема данных о перемещениях абонентов позволяет точно определить правильное размещение наших салонов связи, графиков их работы и даже численности персонала в каждом из них. Эффективность этой системы была подтверждена выручкой», -- сообщил Павел Коротин.
По его мнению, такая система может быть полезной городу по третьему направлению, сформулированному Антоном Финогеновым. Ее можно применить также и для более точного выстраивания маршрутов городского транспорта, добавил он, и в этом направлении уже активно работает ДИТ в Москве. Правда, как отмечали многие участники дискуссии, развитие технологий Big Data ограничивает нынешнее законодательство о защите персональных данных, которое недостаточно четко отделяет персональные данные от публичных.
Директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Олег Телюков сообщил, что его компания очень быстро по меркам отрасли построила современные сети 3G и 4G. «Рост трафика по этим сетям в 6 раз за последний год говорит о том, что мы развиваем инфраструктуру, которая действительно нужна городу и горожанам, -- уверен Олег Телюков. -- Мы также запустили сеть Skylink уникального для России стандарта LTE-450, которая дает возможность людям и компаниям пользоваться быстрым интернетом в самых отдаленных точках Ленинградской области и в Петербурге».
Банковский сектор также участвует в развитии цифровой инфраструктуры города. Так, директор по развитию Диджитал Департамента Банка Санкт-Петербург Константин Сметанин напомнил, что именно Банк Санкт-Петербург вместе с ГУП «Петербургский метрополитен», при участии Комитета по транспорту, международной платёжной системы MasterCard в январе 2015 года, объявил о реализации масштабного проекта оплаты проезда бесконтактными банковскими картами. «Мы готовы вкладываться в подобные системы, если это интересно городу и интересно нам. И не только на коммерческой, но и на имиджевой основе, если это удобно горожанам», -- заявил Константин Сметанин.
В партнерстве с государством или по законам рынка
По мнению заместителя директора СПб ГУП «АТС Смольного» Марины Нечай, перечисленные Антоном Финогеновым вопросы «безусловно актуальны и должны решаться городом в плотном взаимодействии с бизнесом». По ее словам, основа, городская инфокоммуникационная онлайн-среда в Петербурге существует в виде Единой мультисервисной телекоммуникационной сети исполнительных органов государственной власти, на базе которой функционируют государственные информационные системы, позволяющие отраслевым комитетам Смольного оперативно взаимодействовать и реализовывать, в том числе, политику предоставления государственных услуг в электронном виде. Из публичных проектов для консолидации усилий органов власти по принятию решений в отношении обращений граждан по самым различным проблемным вопросам создан и успешно функционирует портал «Наш Петербург».
«Город также внимательно относится к предложениям инновационных стартапов, потому что у них есть свежие насущные решения, которые находят применение в том числе и в городских системах управления», -- сообщила Марина Нечай. Технологии на практике используются значительно шире, чем это может казаться, и такие сферы применения, как медицина, жилищно-коммунальное хозяйство с комплексными системами учёта, образование, теплоэнергетика, транспорт и логистика и прочие в Петербурге уже давно и осознанно переходят на новый цифровой уровень.
Представители некоторых компаний обратили внимание на то, что внедрять инновации в городскую среду можно и без участия городских властей, а напрямую, по запросам горожан. И это у бизнеса получается зачастую гораздо эффективнее. Генеральный директор компании "Смарт Телеком" Андрей Суходольский проиллюстрировал этот тезис историей с организацией таксомоторных услуг: «Uber, Яндекс и другие построили эффективную систему доставки граждан на такси в любую точку города. Их мобильные приложения сделало свое дело без всякого участия властей».
Директор по развитию сети Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Денис Мещеряков сформулировал рыночный механизм такого замещения: «Потребители проявляют интерес к нашим сервисам и создают спрос в том числе на приложения, повышающие комфортность городской среды. Чтобы удовлетворить этот спрос, мы развиваем технологии и в результате не только удовлетворяем потребности абонентов, но и формируем спрос на новые услуги». Так, привел пример Денис Мещеряков, желание граждан скачивать фильмы из интернета породило спрос на широкополосный, высокоскоростной интернет, операторы этот спрос удовлетворили, а это, в свою очередь, сделало возможным внедрять сложные приложения для городской среды.
По словам Дениса Мещерякова, «МегаФон», как, впрочем, и другие операторы, сейчас пытается расширить применение разработок в области интернета вещей (IoT) для городской среды. «В Москве мы уже реализовали пилотный проект, в ближайшее время собираемся сделать его и в Петербурге», -- сообщил Денис Мещеряков. Суть проекта – интеграция в единую систему датчиков, считывающих показания самых разных приборов в сфере ЖКХ.
Подобные проекты, по его словам, демонстрируют возможности новой экономики по модернизации городской среды. «Мы показываем властям и населению те сервисы, которые можно в дальнейшем развивать», -- говорит представитель «МегаФона». То есть бизнес не только удовлетворяет уже сформулированный потребителями спрос на те или иные услуги, но, как это часто бывает в рыночной экономике, отчасти сам это спрос формирует, предлагая новые сервисы, в том числе и для цифровизации городской среды Петербурга. Например, как сообщил Константин Сметанин, онлайн-сервисы банка фактически заменили клиентам раздел портала госуслуг по коммунальным платежам: «Более чем 99% всех услуг ЖКХ можно оплачивать через наши сервисы и не использовать для этого портал госуслуг». Также, по его словам, банк «Санкт-Петербург» запустил пилотный проект онлайн-продажи страховок на автомобили и для выезжающих за границу.
ДИТ против КИС
Вартан Хачатуров считает, что для более активного внедрения инноваций в городскую среду Комитету по информатизации и связи Петербурга (КИС) следует перестроить свою работу по примеру московского Департамента информационных технологий (ДИТ), который, по мнению чиновника, работает с бизнесом гораздо эффективнее. Главное достоинство команды ДИТ Вартан Хачатуров видит в ее инициативности: «Они сами постоянно формулируют запросы бизнесу, требуют от разработчиков все новых и новых сервисов. В Петербурге этого не происходит».
Марина Нечай оправдывала пассивность петербургских чиновников гораздо меньшими, чем в Москве, возможностями бюджетного финансирования инноваций. Это обстоятельство, с которым соглашались и другие выступавшие, сильно затрудняет внедрение в Петербурге ряда инноваций, существующих в Москве, например, систему управления видеопотоками уличных камер наблюдения. Но большинство выступавших утверждало, что подобные системы внедрять необходимо и это вполне можно делать с учетом местных условий. «Технологии SmartCity давно разработаны и опробованы в самых разных городах мира», -- напомнил руководитель филиала IBM в Санкт-Петербурге Алексей Иващенко.
Представители бизнеса, соглашаясь, что необходимо учитывать объективные отличия Москвы от других регионов, обращали внимание на одно достоинство московского ДИТ, тиражирование которого особых средств не требует, а эффективность внедрения инноваций несомненно повысит. «Команда ДИТ – это высокопрофессиональные айтишники, они готовы оцифровать что угодно. К ним можно прийти со своими идеями и поговорить на одном языке», -- объяснил коммерческий директор компании ITV AxxonSoft Андрей Христофоров. По его мнению, в Петербурге тоже нужно создать «точку, куда можно легко войти со своими идеями». «И город будет завален дельными предложениями, ему не нужно будет ничего придумывать – люди сами все принесут. От города потребуется только создать условия для реализации наших идей», -- считает Андрей Христофоров.