Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Животный интерес

Круглый стол РБК в рамках выставки «Зоосфера» на площадке Экспофорума.
Круглый стол РБК в рамках выставки «Зоосфера» на площадке Экспофорума.
В рамках «Зоосферы» – крупнейшей выставки в Восточной Европе для производителей и дистрибьютеров зоотоваров, розничных сетей, ветеринарных клиник и питомников – РБК провел круглый стол об актуальных тенденциях в отрасли.

Аналитик Euromonitor International Лидия Шуктомова привела актуальную статистику: в Южной Корее на одного питомца в год тратится в среднем $270 долларов, на втором месте – ОАЭ ($250), на третьем – США (около $190). В России на одно животное в год тратится только $28. Показатель такой «средней температуры по больнице», с которым явно не согласятся хозяева животных в Москве и Петербурге (так, по данным управления ветеринарии Санкт-Петербурга, в городе числится около 300 тыс. собак и до 1 млн кошек; по данным исследований НАФИ на питание домашних животных петербуржцы и москвичи тратят чуть больше 5 тыс. рублей), связан с достаточно малым процентом использования готовых кормов по стране в целом. Например, в Канаде доля готового корма для кошек в общем объеме пищи составляет 96%, для собак – 85,5%. В России аналогичные показатели в среднем составляют 24% для кошек и 14% для собак, значительно варьируясь в зависимости от крупных городов или «глубинки». Оценка «Mars Petcare Россия» (компания занимает около 50% российского рынка кормов) значительно оптимистичнее: в России сейчас 64% домашних кошек и 26% собак питаются готовым кормом.

Корма для собак и кошек генерируют большую часть мировых продаж зоотоваров как в натуральном, так и в денежном выражении. «Потенциал российского рынка огромный, мы ожидаем, что доля индустриального корма продолжит расти, но не так как в предкризисное время», – говорит Лидия Шуктомова. Статистика ВЦИОМ, опубликованная в ноябре т.г., подтверждает потенциал рынка: у 60% россиян живут дома кошка, собака или оба этих животных. При этом 39% респондентов отметили, что подобрали питомца на улице, а 3% – взяли из приюта (доля тех, кто взял котят или щенков у знакомых, не указана; однако она имеется и соответственно уменьшает долю тех, кто обращается к сертифицированным заводчикам для приобретения животных с родословной и прочими регалиями). Среди тех, кто пока не держит питомцев, две трети (68%) ответили, что при благоприятном стечении обстоятельств завели бы животное.

Доля сопутствующих товаров для животных на российском рынке меньше, чем на глобальном, где они опередили корма для кошек. И если в мире уже покупают гаджеты для кошек (кошки азартно ловят виртуальных движущихся мышек на планшетах; есть даже рейтинг котов-игроков), то в России в условиях падения курса рубля и соответствующего роста цен на импортные товары либо товары со значительной долей импортных составляющих владельцы животных сокращают расходы на своих питомцев, переходя на более дешевые корма и отказываясь от сопутствующих товаров.

Лидеры укрепляют позиции

Эксперты отмечают, что статистика заводчиков падает – это касается как продаж породистых животных, так и соответственно потребления профессиональных кормов. Однако большая часть питомцев не имеет отношения к заводчикам, а их владельцы ориентируется на рекламу продукции транснациональных компаний Mars Petcare и Nestle-Purina («Mars» - корма Kitekat, Whiskas, Perfect Fit, Chappi, Pedigree, Sheba, Cesar и др., «Nestle» - корма Purina, Friskies, Felix, ProPlan и др.). «Коллеги, давайте будем честны: если нам всем здесь присутствующим дать 0,5% объема сбыта «Марса», мы будем счастливы», - эмоционально сказал один из представителей отечественного зообизнеса в рамках дискуссии. Отметим, что «Марс» строит уже 10-й завод в России, что тем не менее нельзя относить к импортозамещению. По информации исследовательской компании «Nielsen Россия», на двух лидеров рынка (Марс и Нестле) в категории кормов для кошек в совокупности приходится 86% рынка в натуральном выражении, кормов для собак — 71% (данные за январь—ноябрь 2015 года).

Согласно публикации «Зооинформ» по материалам компании GFK, с января по июль текущего года наблюдалась смена потребительских настроений в сегменте специализированных кормов для животных. Абсолютная средняя цена килограмма купленного корма, если рассчитывать её по валовому объёму в деньгах и тоннаже, на этот период составила 381,9 рубля, что на 7,9% выше, чем за аналогичный период 2015 года. Продажи в тоннах выросли на 3,9% и составили 116,9 тыс.т. При этом лидеры укрепили свои позиции: Mars Petcare и Nestle-Purina совокупно увеличили среднюю цену проданного корма на 5,3% (до 401 руб./кг), дополнительно укрепив свои позиции в низком ценовом сегменте. Прирост у лидеров наблюдается и в премиальном ценовом сегменте, в котором продано на 7,2 млрд руб. кормов, с валовым приростом в 0,7% по отношению к январю-июлю 2015 года, в том числе в категории кошачьих лакомств с валовый прирост на 13,5% по отношению к аналогичному периоду 2015 года. Вместе с тем валовые продажи премиум-кормов в январе–июле 2016 года в целом оценивались в 19,3 млрд руб., что на 0,7% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Таким образом, рентабельность розничного бизнеса пока возможно удержать за счёт более активного привлечения покупателей товаров премиального ценового сегмента, несмотря на снижение спроса на последний.

Перспективы импортозамещения

В Петербурге и Ленинградской области производством кормов для домашних питомцев занимаются «Гатчинский ККЗ», «Биосфера», «​АллерПетфуд» и другие.
«О каких-либо темпах роста сейчас говорить, к сожалению, не приходится, – отметил Кирилл Дмитриев, председатель правления Союза предприятий зообизнеса. – На фоне других отраслей спад на зоорынке действительно случился позже всех, но он произошел. Кроме общего снижения потребительского спроса, мы наблюдаем и другие тренды: переход от влажных кормов к сухим, от премиум-товаров к экономичным, частичное импортозамещение, а также перераспределение долей рынка».
Из-за кризиса с рынка ушел ряд крупных компаний и некоторые сети, указывает представитель ГК «Иванко», что позволило оставшимся участникам не ощутить резкого спада, поскольку между ними распределились потребители ушедших с рынка компаний и сетей.

«Рынок Москвы и Санкт-Петербурга уже подходит к уровню насыщения исходя из текущих возможностей спроса, поэтому большая надежда на рост опта в других субъектах», - указывает на точки роста Алексей Покровский, коммерческий директор компании «Биосфера», добавляя, что компания открывает 3-4 розничных магазина в год. «Мы не только верим в рынок, но и проводим серьезную аналитику, прежде чем делать шаги по расширению географии продаж», – говорит он. Однако если раньше подобные действия по развитию бизнеса приводили к ощутимому росту, то сегодня эти же меры позволяют удержаться на прежнем уровне.

Эксперты сошлись во мнении, что риски развития отечественного производства велики – необходимы инвестиции, а банки неохотно кредитуют зообизнес. «Большинство российских производителей и продавцов в отрасли зоотоваров относятся к субъектам малого бизнеса, - комментирует в данной связи Игнатенко Наталия, директор департамента корпоративного бизнеса банка «Александровский». - При решении о кредитовании таких предприятий банкам важны прозрачность отчетности и благонадежность собственников, которые стоят за бизнесом, срок их работы в данном бизнесе, информация об активах, то есть наличии залогов. Я не считаю, что банки отказываются кредитовать бизнес зоотоваров. Сложности возникают из-за того, что небольшому бизнесу, как правило, нечего предоставить в залог». Представители зообизнеса, впрочем, пеняют на высокие ставки кредитования, которые превышают рентабельность.

По мнению Кирилла Дмитриева, если завтра отменят санкции Запада и контрсанкции России, рынок вновь наполнится дешевыми и достаточно качественными западными продуктами, а отечественный производитель рискует остаться с кредитами под высокие проценты (от 15-20% и выше) и товаром, не находящим сбыта. Поэтому и сами владельцы бизнеса опасаются кредитоваться. Эксперты полагают, что надо идти на опережение и улучшать качество своего продукта – тогда потребитель не перейдет на более дешевый импортный продукт после отмены контрсанкций. Но для этого необходимо улучшать отечественное сырье и технологии, закупать оборудование, что опять же отсылает к инвестициям и круг замыкается. Чтобы зообизнес был услышан, отметил Дмитрий Константинов, представитель компании «ПетФуд», необходимо объединяться со смежными отраслями, поскольку доля непосредственно зообизнеса в экономике незначительна. Кирилл Дмитриев призвал представителей рынка объединить свои усилия и принять участие в деятельности Союза предприятий зообизнеса – вместе влиять на законотворческую деятельность, взаимодействовать с организациями банковской сферы и искать решения для дальнейшего развития отрасли.
По прогнозу Euromonitor International, по итогам 2016 года прирост рынка кормов для домашних животных в России составит 9,4%. Так что отечественным производителям есть задел бороться за свою долю рынка и увеличивать ее, отвоевывая процент за процентом.

Гаджеты для живых кошек или роботы вместо животных?

По глобальным прогнозам Euromonitor International, благосостояние потребителей в мире продолжит улучшаться, что повлечет за собой рост премиального сегмента зоотоваров. Увеличение доли домохозяйств с одним членом семьи будет способствовать росту популярности домашних животных. Одним из трендов станет воспроизведение вкусовых привычек людей на рынке кормов для животных (натуральность, сырые продукты). В связи с ростом числа животных с избыточным весом вырастет потребность в функциональных продуктах, но рынок лакомств будет расти. Особую популярность приобретут гаджеты и инновации в сопутствующих товарах. Впрочем, в прогнозах Euromonitor не учтен зарождающийся тренд замещения настоящих животных роботами (вариант, который выбирают в технологически продвинутых странах родители на просьбу ребенка о собаке или кошке).

Компетенция Миллиарды «Светланы» укрепят оборону и медицину
Содержание
Закрыть