Причина, как подчеркивают петербургские бизнесмены и эксперты, в том, что проблемы в перечисленных выше сферах больше всего ухудшают положение России в рейтинге Мирового банка Doing Business и регионов РФ в рейтинге инвестиционной привлекательности, составляемом Агентством стратегических инициатив. Между тем, представители бизнеса указывают и на другие проблемы, также влияющие на инвестиционный климат.
Порт проигрывает
Серьезным дефектом госрегулирования исполнительный директор представительства Американской торговой палаты в Санкт-Петербурге Мария Чернобровкина называет высокие тарифы стивидоров петербургского Морского порта. «Они у нас в два раза выше, чем у конкурентов в европейских портах и даже выше, чем в дальневосточных российских портах, - напоминает эксперт. – Аргументы стивидоров о высокой себестоимости не выдерживают критики. Это не только серьезно снижает конкурентоспособность петербургского порта, но и ухудшает позиции России в рейтинге Doing Business».
Как считает М.Чернобровкина, проблемы с тарифами стивидоров начались из-за пролоббированного ими прекращения, в качестве эксперимента, государственного регулирования этих тарифов, при том, что сами стивидоры по-прежнему считались монополистами и долгое время оставались в государственном перечне естественных монополий. Впрочем, член правления Гильдии НП «ГПУ ВЭД» Юрий Ковалев в беседе с РБК Петербург заявил, что видит корень зла не в отмене госрегулирования тарифов, а в сохранении монополизма «главного» стивидора – компании Global Ports, которая хоть и снизила свою долю рынка контейнерной перевалки в Большом порту Петербурга с 83% (в момент прекращения госрегулирования тарифов) до примерно 62% сейчас (по данным пресс-службы компании), но до сих пор «командует парадом», оставаясь крупнейшим стивидором, фактически диктуя тарифы коллегам, которые вынуждены на него ориентироваться. Об этой проблеме в свое время подробно рассказывал РБК Петербург.
Продление аренды затянуто
Генеральный директор компании «Градостроительные решения» Ольга Морозова отмечает медленное решение проблемы с продлением аренды земельных участков (принадлежащих городу) для достройки объектов незавершенного строительства. Как известно, в силу ряда как субъективных, так и вполне объективных причин, инвесторы иногда не укладываются в первоначальные сроки реализации своих проектов, что приводит к необходимости продления аренды. По ее словам, сейчас процедура занимает 6–9 месяцев. «Продлить аренду вполне можно за 2 месяца, как это делает КИО для помещений», -- считает О.Морозова. Длительная процедура продления аренды земли тормозит инвестиционный процесс.
Бизнес-омбудсмен Александр Абросимов подтверждает наличие проблемы: «У нас порядка 90 объектов незавершенного строительства. Инвесторов гоняют по комитетам. КИО и Комитет по инвестициям еще не решили, кто будет заниматься продлением».
Какой облик у газовой трубы?
Соруководитель рабочей группы при Штабе по снижению административных барьеров Андрей Тетыш говрит об еще одной проблеме в сфере строительства. Она связана с недавно введенной обязанностью застройщиков согласовывать с КГА архитектурный облик своих проектов. «В принципе архитекторы согласны, что это имеет смысл. Плохо то, что ни в наспех принятом под конец 2015 года законе Петербурга, ни в нормативных актах Смольного нет четкой процедуры согласования. Все отдано на личное усмотрение главного архитектора, так что решение зависит от его вкусовых предпочтений – ведь понятие «архитектурный облик» в законодательстве не описано, а дело это тонкое», - разъясняет РБК Петербург А.Тетыш. Он также приводит примеры абсурдных, по его мнению, требований КГА согласовывать, например, облик газопроводов и ЛЭП. «Каков архитектурный облик у газовой трубы или у линии электропередачи, - недоумевает эксперт. – Как следует нарисовать фасад для таких объектов»?
Удовлетворить крупных инвесторов
Что касается энергетики, то главной проблемой инвестиционного климата в сфере подключения объектов к электросетям председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Виталий Фатеичев считает не слишком благополучную ситуацию с подключением крупных, главным образом промышленных, потребителей. «Их доля в общем объеме неисполненных «Ленэнерго» обязательств по подключениям составляет всего 10–15%. Но они вносят основной вклад в инвестиционный процесс, потому что именно они, а не мелкие потребители, являются настоящими, крупными инвесторами. В то же время известно, что некоторые их объекты стоят без подключения с 2008 года», - утверждает В.Фатеичев.
Сильно затягивают инвестиционный процесс в промышленности перечисленные в беседе с РБК Петербург дефекты процедуры присоединения потребителей к газовым сетям. Как утверждают представители бизнеса, основной объем инвестиций идет сейчас в расширение существующих производств (это подтверждает и профессор кафедры экономики и управления предприятием СПбГЭУ Елена Ткаченко, для чего компаниям нужны дополнительные объемы газа.