Не лучшее время
— Кризис — не лучшее время для инвестиций. Почему «Светлана» вкладывает деньги в развитие производства в такой неподходящий момент?
— Во-первых, программа модернизации была разработана еще в 2012 году. Тогда было принято решение освободить часть имущественного комплекса, которым обладает ПАО — у нас есть земельные участки и здания как в Петербурге, так и в соседних Ленинградской, Новгородской, Вологодской областях — и за счет реализации непрофильных и не ключевых активов провести техническое обновление предприятий. Сейчас завершается большой подготовительный этап, который заключался в проектных разработках, выборе оптимальных технологических решений, отборе поставщиков оборудования и пр. Деньги для осуществления этого этапа поступали от нашей текущей деятельности — предприятия «Светланы» генерируют серьезный денежный поток. Параллельно готовились имущественные сделки. Они также близки к завершению, поэтому ПАО получит ресурс, необходимый для реализации наиболее капиталоемкого этапа программы.
Во-вторых, при любом экономическом фоне нам необходимо провести модернизацию. Парк оборудования «Светланы» — во многом еще советское наследие, а производство электроники — одна из самых динамичных, с точки зрения смены технологий, отраслей мировой промышленности. В том числе, внедрение новых технологий важно для качественного выполнения гособоронзаказа. Более 60% продукции, выпускаемой нашими предприятиями, — это продукция военного назначения.
В-третьих, не могу сказать, что экономика «Светланы» не позволяет делать инвестиции и рассчитывать на их окупаемость. Как я уже сказал, предприятия «Светланы» генерируют существенный денежный поток.
Кризисная экономика
— Ваши производства не «просели» в последние 2-3 года?
— В 2014 году консолидированная выручка объединения выросла на 13% в сравнении с предыдущим годом, в 2015 году — на 7%. Два основных источника роста выручки — оборонный заказ, который в целом растет, и экспорт. Экспортная выручка объединения в 2014 году увеличилась на 42%, а в 2015 году — на 18%.
— Это экспорт вооружения?
— Нет, гражданской продукции. Наш главный экспортер в структуре объединения — «Светлана-Рентген». Это предприятие производит рентгеновские трубки для медицинской техники, досмотровой аппаратуры, промышленности, и является одним из мировых лидеров в этой области.
— Рост выручки объединения продолжается, но темп роста — снижается.
— Если говорить об экспортной выручке, то понятно, что сейчас она не может расти так быстро, как в 2014 году, когда произошел девальвационный скачок. Тем не менее, объем продукции, поставляемой нашими предприятиями на международный рынок, увеличивается. На общую выручку объединения, бесспорно, влияют и кризисные явления, и технологическое отставание в ряде производственных направлений. Поэтому одной из основных целей модернизации мы считаем сохранение существующих темпов роста выручки. Мы понимаем, что без технического и технологического обновления этот темп будет падать. А еще одна важная цель — повышение рентабельности производства посредством внедрения современных технологий, в том числе автоматизации.
На собственные средства
— Структуры Минобороны подталкивали вас к модернизации — требовали внедрять те или иные новые технологии?
— Военные тоже являются пользователями прогресса. Они смотрят, какими средствами обладает потенциальный противник, и стремятся получить технику с улучшенными характеристиками. Можно сказать, что технологический прогресс, происходящий в мире, подталкивает Минобороны повышать требования, а разработчиков и производителей — инициативно предлагать новые решения. Мы не стоим на месте; не ждем, пока нас подтолкнут.
Другое дело, что в случае многих предприятий ОПК государство своими деньгами, в рамках федеральных целевых программ, обеспечивает их технологическое обновление. Но это не наш случай. Мы одна из немногих компаний оборонного комплекса, проводящих модернизацию полностью на собственные средства. «Светлана» не участвует в федеральных программах в части капитальных вложений. Наши акционеры вносят, таким образом, вклад в повышение обороноспособности страны.
— Зачем они так делают — точнее, почему «Светлана» не воспользовалась государственными инвестициями?
— Государство, вкладывая деньги, приобретает долю в предприятиях, что логично. Акционеры «Светланы» не готовы сокращать свои доли.
— В результате модернизации, вы будете выпускать новые виды продукции?
— Да. В том числе, появятся, видимо, новые образцы рентгеновских трубок — и для экспорта, и для внутреннего рынка. Например, можно будет ускорить создание российского томографа, о котором в стране давно говорят. Мы к участию в этой работе готовы.
— Имущественные сделки вы не комментируете?
— Нет, потому что они пока не завершены.