Законодательное собрание Петербурга одобрило в первом чтении проекта закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов». Бюджет тесно связан с реализацией программы «10 приоритетов развития Санкт-Петербурга». Ко второму чтению в проект бюджета могут быть внесены изменения, но основные параметры уже определены. В ближайшие три года город сосредоточится на инфраструктурных проектах, модернизации промышленности и социальном секторе. Подробнее о статьях расхода и приоритетах — в материале РБК Петербург.
Транспортный каркас
Ключевой приоритет развития Петербурга — дорожные мегапроекты и оптимизация улично-дорожной сети. «Речь идет не просто о строительстве дорог, а о создании нового транспортного каркаса мегаполиса, который обеспечит развитие промышленных зон, логистики и городской мобильности», — заявил представлявший депутатам проект бюджета губернатор города Александр Беглов. На эти цели предполагается направить 440 млрд руб. за три года — больше половины трехлетней адресной инвестиционной программы, в том числе в 2026 году — 130 млрд руб. На развитие дорожной отрасли на три года будет направлено 376 млрд руб., из них на строительство и реконструкцию дорог — 196 млрд руб.
Неотъемлемой составляющей формирования будущего транспортного каркаса Петербурга являются крупнейшие инфраструктурные проекты. Это Широтная магистраль скоростного движения, на которую в трехлетнем бюджете заложены 94 млрд руб. Этот проект поддерживается на федеральном уровне — государственная казна выделит на него до 2030 года 90 млрд руб., в том числе 27,5 млрд руб. в 2026 году.
    «Широтная магистраль — ключевой объект транспортного каркаса города. Первый ее этап уже успешно функционирует, на последующих работаем в ускоренном темпе», — отметил Александр Беглов. Помимо самой магистрали, создается связанная с ней городская инфраструктура: современный пассажирский терминал, второй выход из метро «Лиговский проспект», прилегающая улично-дорожная сеть. На эти работы в проекте бюджета заложено 35 млрд руб. В 2027 году планируется открыть рабочее движение по Большому Смоленскому мосту, первому за 40 лет новому разводному мосту через Неву. На его строительство в бюджете Петербурга заложено 24 млрд руб.
Основные параметры бюджета
Доходы 1,45 трлн руб.
Расходы 1,64 трлн руб., в том числе:
- Адресная инвестиционная программа 848 млрд руб.
 - Образование — 1,14 млрд руб.
 - Здравоохранение — 1,07 млрд руб.
 
Дефицит 188,8 млрд руб.
Дороги и метро
В ближайшие годы в Петербурге будут отремонтированы 278 объектов улично-дорожной сети. На эти цели город выделит 48 млрд руб., еще 21,6 млрд руб. предусмотрены на содержание и ремонт мостов и набережных. В 2026 году планируется завершить работы на 16 объектах, включая Южную улицу в Лахте, реконструкцию Колпинского шоссе, четвертую очередь строительства Софийской улицы, дорожную инфраструктуру в Красносельском районе, трамвайную линию Купчино–Шушары.
Александр Беглов подчеркнул, что к настоящему времени Петербург полностью восстановил темпы метростроения после нескольких лет спада — развитие метрополитена стало отдельным приоритетом стратегии города. «Строительство подземки — самая сложная часть развития транспортной инфраструктуры города. Нам удалось преодолеть кризисные проблемы в отрасли и начать работу по строительству новых станций», — отметил губернатор. До конца 2025 года будет завершен первый пусковой участок 6-ой Линии со станциями «Казаковская» и «Путиловская».
    На строительство следующих станций в бюджете заложено 217 млрд руб., из них 51 млрд — в 2026 году. По планам, в 2028 году будет введен второй выход со станции «Лиговский проспект-2» для синхронизации с запуском ВСМ.
В 2029 году откроются станции «Богатырский проспект» и «Каменка», в 2030-м — «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Каретная». На ремонт и реконструкцию действующих станций, а также на создание Единого диспетчерского центра метрополитена будет направлено 11,8 млрд руб.
До конца 2025 года будет введена в эксплуатацию первая очередь трамвайной линии Купчино–Шушары–Славянка, и в следующем году, после окончания второго этапа, доступ к скоростному трамваю получит микрорайон Славянка. Также в 2026 году начнется проектирование шести новых трамвайных линий. По словам технического директора компании «БалтНедвижСервис» Андрея Кочина, скоростная линия «Славянка» — крупнейший в России проект скоростного трамвайного движения, включающий 22 км путей, три моста, четыре путепровода, 24 трамвайные остановки. По расчетам Андрея Кочина, путь от Купчино до Славянки в часы пик займет полчаса, а трамваи будут ходить с интервалом в 5 минут.
    Новая индустриализация
В 2026 году в бюджете Петербурга заложены более 20 млрд руб. на модернизацию промышленных территорий, включая программы реконструкции инженерной инфраструктуры и транспортной доступности промзон. На развитие промышленных зон за три года расходы бюджета составят 15 млрд руб., в том числе в 2026 году — 4 млрд. Эти средства пойдут на создание инфраструктуры Особой экономической зоны Санкт-Петербурга. Город также не оставит без поддержки предприятия ключевых отраслей промышленности — фармацевтической, авиакосмической, судо— и приборостроения. «Петербургская промышленность сегодня не просто сохраняет объемы — она растет. Мы наращиваем выпуск оборудования для судостроения, энергетики, медицины, транспорта. Это и есть новая индустриализация», — заявил Александр Беглов.
    Она невозможна без поддержки науки, и поэтому город собирается поддерживать и это направление развития, заложив на данные цели на три года 690 млн руб. В Санкт-Петербурге строятся технологические долины, базовыми вузами которых станут Политех, СПбГУ, ИТМО и Морской технический университет. На создание инженерной инфраструктуры для этих территорий в бюджете заложены почти 5 млрд руб.
Социальные проекты
Образование и здравоохранение в ближайшие три года останутся одними из крупнейших расходных частей бюджета Петербурга. За три года в городе появится 76 новых объектов образования, будут реконструированы детские сады, школы и колледжи «советской» постройки, отметил губернатор в ходе представления бюджета. По оценкам председателя Законодательного собрания Александра Бельского, расходы на развитие петербургской системы образования вырастут на 7% в 2026 году. «Сегодня речь идет уже не просто о строительстве недостающих школ и детских садов, с этим город благополучно справился, а о выходе на единый «петербургский стандарт». Школы и садики оснащаются современными учебными пособиями, спортивным ядром, бассейнами, лабораториями, залами с мультимедийным оборудованием», — пояснил Александр Бельский.
В 2026-2028 годах продолжится программа модернизации системы здравоохранения: на строительство и реконструкцию медицинских учреждений будет направлено 87 млрд руб., на капремонты — 3,774 млрд руб. Служба Скорой помощи в ближайшие три года получит 267 новых автомобилей, на их закупку выделено 2,5 млрд руб.
    «Новинкой» трехлетнего бюджета стала его «зеленая» направленность, подчеркнул Александр Бельский. «В проект закона включено новое приложение, в котором учтены средства, заложенные на поддержание экологического благополучия. В том числе — на развитие экологичного общественного транспорта и систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения, водоснабжения, содержание зеленых насаждений и компенсационное озеленение», — пояснил спикер ЗакСа.
Объем расходной части «зеленого бюджета» на три года составляет 370,6 млрд руб., в том числе 109 млрд руб. в 2026 году. Город также рассматривает возможность выпуска «зеленых» облигаций для финансирования этих планов, отметил Александр Беглов.
По словам Александра Беглова, Петербург формирует бюджет как инструмент стратегического развития мегаполиса XXI века. «Главное — сохранить баланс между социальной ответственностью и экономическим ростом. Мы строим инфраструктуру будущего, обновляем промышленность и при этом обеспечиваем устойчивый рост доходов», — заключил он.