Инновации⁠, Санкт-Петербург и область ,
0

От модернизации к единой верфи: как развивается судостроение Петербурга

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru
Какие задачи ставит перед собой судостроительная отрасль Северной столицы

Отечественное кораблестроение зарождалось на берегах Невы. Именно здесь по приказу Петра I были основаны Адмиралтейские верфи — одно из старейших предприятий города. Сегодня в Северной столице сохраняется эта специализация: в городе сосредоточены ведущие конструкторские бюро, производственные и образовательные площадки. Всего в судостроительной отрасли города заняты около 60 тыс. человек. Как развивается и какие изменения ждут отрасль в городе на Неве — в обзоре РБК Петербург, приуроченном ко Дню судостроителя, отмечаемому 30 октября.

Рост интереса к судостроению

Сегодня судостроение в объеме промышленного производства Петербурга занимает более 20%, говорил ранее губернатор Петербурга Александр Беглов. По прогнозам, к 2030 году вклад отрасли выстет до 30%.

Всего в Петербурге насчитывается более 40 организаций судостроительной отрасли, в том числе конструкторские бюро и крупнейшие верфи. Среди них «Северная верфь», «Адмиралтейские верфи», «Средне-невский судостроительный завод» и «Балтийский завод», а также частные верфи, например, Судостроительная фирма «Алмаз».

В 2025 году на верфях города строятся 59 судов и кораблей, а портфель заказов петербургских судостроительных предприятий сформирован на ближайшие годы. «В условиях западных санкций возрастает роль морского и речного флота для экономики Петербурга. Запускаются новые прямые линии морских перевозок между нашим городом и портами стран БРИКС», — комментировал рост заказов ранее губернатор Александр Беглов.

Кто работает на верфях

Всего в судостроительной отрасли города заняты около 60 тыс. человек. По данным hh.ru, количество вакансий в городском судостроении по состоянию на сентябрь этого года увеличилось на 2,1% относительно сентября прошлого года. В III квартале 2025 года годовой прирост количества вакансий составил 1%. Медианная зарплата в судостроении Петербурга за год выросла на 8% и в данный момент составляет 100 тыс. руб.

В топ-3 популярных специализаций в отрасли на сегодняшний день находятся инженер-конструктор, инженер-проектировщик (7% от общей доли вакансий), слесарь-сантехник (5%) и технолог (5%).

Рост интереса соискателей к профессии судостроителя РБК Петербург подтвердили на одном из главных производств отрасли — «Северной верфи». «Мы наблюдаем устойчивый рост интереса к судостроительной отрасли, что напрямую связано с реализацией масштабных госпрограмм и запуском новых проектов», — прокомментировал временно исполняющий обязанности генерального директора ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» Василий Волегов.

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru

Спуск на воду

В 2024 году петербургские верфи сдали заказчикам 13 судов и кораблей гражданского и военного назначения. Среди них — масштабные проекты, к примеру, подводная лодка «Якутск», спущенная на воду в конце прошлого года, и «Николай Зубов» — патрульный корабль ледового класса, который способен нести службу в условиях сурового Севера.

Также в 2024 году в Петербурге выпустили первое электрическое судно «Мойка 2.0». Экологически чистое и бесшумное судно спроектировано специально для рек и каналов Северной столицы и способно идти с максимальной скоростью в 13 км/ч. «Прогулочные суда-электроходы не дают вредных выбросов, благодаря чему вода в наших реках и каналах и воздух на набережных станут чище, — подчеркивал Александр Беглов. — «Мойка 2.0» на 90% состоит из комплектующих отечественного производства».

В 2025 году работа по строительству новых судов продолжается: в феврале на «Адмиралтейских верфях» состоялась закладка седьмого и восьмого рыболовных траулеров проекта СТ-192: «Капитан Ипатов» и «Александр Бузаков». В апреле на воду спустили корабль противоминной обороны «Полярный» (построен на «Средне-Невском судостроительном заводе»). А в августе на судостроительном заводе «Северная верфь» состоялся спуск на воду фрегата «Адмирал Амелько».

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru

Модернизация и единая верфь

Одна из главных задач в части судостроения Петербурга на ближайшие годы — организация единой распределенной верфи. По словам главы Комитета по промышленной политике и торговле (КППИТ) Александра Ситова, речь идет о кластере крупнотоннажного судостроения, в который войдут городские верфи и поставщики оборудования. Крупные блоки одного судна будут изготавливаться на нескольких заводах одновременно и передаваться конечному сборщику. Такая схема работы позволит строить суда быстрее и в большем количестве.

Участникам кластера обещают преференции по налогу на имущество и землю. «Мы в первую очередь воспринимаем с компанией ОСК (Объединенная судостроительная корпорация) кластер не просто как объединение, а как возможность получения дополнительных льгот», — обращал внимание Александр Ситов. Предварительно, в состав участников войдут «Балтзавод», «Адмиралтейские верфи», Кронштадтский морской завод, Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ) и «Северная верфь».

Последнюю ждет отдельная масштабная модернизация, анонсированная в ходе Петербургского международного экономического форума 2025. По расчетам Банка ВТБ, объем инвестиций составит не менее 300 млрд руб. Производительность «Северной верфи» после завершения модернизации к 2030 году вырастет в 16 раз, подчеркивал председатель совета директоров АО «ОСК» Андрей Костин.

Технико-экономическое обоснование проекта будет сформировано весной 2026 года. В ходе модернизации площадь завода увеличится до 100 га. Планируется создать первый в России крытый сухой док высотой 100 м с кранами грузоподъемностью до 1 тыс. т, два крытых эллинга, дробеструйные камеры, автоматизированные линии и складские комплексы.

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru

После модернизации завод сможет выпускать широкую линейку гражданских судов: суда балкерного типа и танкеры класса «Афрамакс» для перевозки нефти и сыпучих грузов, универсальные контейнеровозы и лесовозы-пакетовозы, которые критически важны для морской логистики, добавили в пресс-службе «Северной верфи». Также разрабатывается проект газовозов — сложнейших судов для перевозки сжиженного природного газа, спрос на который в мире постоянно растет.

Тенденции Гибкие и смелые: какие стратегии выбирает бизнес в Петербурге
Содержание
Закрыть