Тенденции , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Современная школа: внутри и снаружи

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru
Как строятся и наполняются оборудованием новые петербургские школы и какие перспективы есть у старых школ, построенных до появления современных стандартов

Создание социальных объектов в Петербурге в новых районах застройки идет с опережением, отмечают городские власти, и школы строятся уже по новому стандарту, с бассейнами и лабораториями. Весомый вклад вносят девелоперы, причем не только в новых кварталах застройки, но и в центральных районах города, где идет реконструкция старых школ. Как выглядит современная школа, что находится внутри и какие нюансы важно учитывать при проектировании — обсудили участники круглого стола РБК+ Петербург «Современная школа: что внутри и снаружи».

От количества к качеству

По словам заместителя председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Евгения Шкарупина, если еще 7 лет назад в некоторых микрорайонах города важно было не современное наполнение школы и наличие в ней бассейнов, а вообще наличие школы в шаговой доступности, то начиная с 2019 года городу удалось сделать резкий рывок в этом отношении. «За неполных шесть лет в Петербурге построено 120 новых школ и 240 детских садов. Сформировался петербургский стандарт, который предполагает наличие двух бассейнов, большого и малого, спортивного ядра. Если мы говорим про внутреннее пространство школы, это многофункциональный спортивный зал, современный пищеблок с просторной столовой, библиотека, различные лаборатории, удобные классы, интерактивное оборудование, классы с робототехникой, 3D-моделированием и многое другое», — рассказал он.

Евгений Шкарупин, Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Евгений Шкарупин, Комитет по образованию Санкт-Петербурга (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

При этом многие девелоперы стараются привнести что-то сверх стандарта. Такой стратегии, в частности, придерживается «Группа ЛСР», говорит замдиректора по строительству объектов социального назначения «ЛСР. Недвижимость — СЗ» Алексей Теслов. «Среди объектов, которые открылись в этом году, хочу выделить школу в ЖК «Ручьи» — там есть свой большой огород, — привел пример Алексей Теслов. — При проектировании мы предусмотрели специальные кашпо, чтобы дети могли комфортно заниматься биологией на практике. Плюс выполнили актовый зал в форме амфитеатра с большими световыми фонарями, обеспечивающими доступ естественного освещения».

Алексей Теслов, «ЛСР. Недвижимость — СЗ»
Алексей Теслов, «ЛСР. Недвижимость — СЗ» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

«Наличие современного качественного социального объекта стало серьезным маркетинговым инструментом для привлечения покупателей квартир в наших проектах. Поэтому между застройщиками появилась конкуренция с точки зрения качества школ, а любая конкуренция ведет к выгоде для будущего пользователя — то есть для детей», — подчеркнул, в свою очередь, замгендиректора по развитию ГК «Трест» Анзор Берсиров.

Анзор Берсиров, ГК «Трест»
Анзор Берсиров, ГК «Трест» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Частные школы с этой точки зрения оказались в менее привилегированном положении. «Мы живем в основном в старых фондах, в арендованных помещениях, и с белой завистью смотрим на эти новые открывающиеся школы. Просторные коридоры, бассейны и прочие опции, связанные с дополнительными (к классам) помещениями для нас означают повышение оплаты для детей, учитывая, что мы и так работаем по себестоимости», — говорит генеральный директор НОУ «Частная школа «Взмах» Виктор Писарев.

Виктор Писарев, НОУ «Частная школа «Взмах»
Виктор Писарев, НОУ «Частная школа «Взмах» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

До недавнего времени похожую зависть, возможно, испытывали учителя и ученики старых петербургских школ. Однако школы постройки 60-80-х годов проходят масштабную реконструкцию — программа включает 30 объектов до 2030 года, часть из них будут снесены и построены заново, часть — пройдут капремонт. «Мы пошли по пути сохранения существующих площадей с адаптацией их к современным запросам и с пристройкой нового корпуса. У лицея появился второй спортивный зал, большая столовая, большой конференц-зал, лабораторный корпус», — поделился опытом реконструкции директор Лицея № 369 Константин Тхостов.

Константин Тхостов, Лицей № 369
Константин Тхостов, Лицей № 369 (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Оборудование: вопрос эффективности

Как подчеркнули участники дискуссии, важно, чтобы оснащение, которое получают новые и обновленные школы, соответствовало их потребностям и работало по назначению. С одной стороны, есть технологические решения, которые оценят даже самые консервативные учителя. Константин Тхостов привел пример интерактивных досок — они экономят время учителя, которому не нужно больше стирать мел с доски, и привлекают внимание учеников с самых задних парт.

Внедрять новые технологии важно, однако, с другой стороны, необходимо обеспечить их правильное использование, подчеркивает генеральный директор «Тегратек» Борис Тишечков. «Мы, как интеграторы аудиовизуальных и цифровых решений, бывает сталкиваемся с ситуацией, когда после установки дорогостоящего оборудования, например лабораторий, ими фактически никто не пользуется — это печально. Поэтому мы всегда рады получать запросы от образовательных учреждений на обучение сотрудников сценариям работы с ним», — пояснил он.

Борис Тишечков, «Тегратек»
Борис Тишечков, «Тегратек» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Решение проблемы заключается в активном участии педагогов и администрации школ на стадии формирования технических заданий, когда заказчиками выступают профильные комитеты, такие как Комитет по образованию. По мнению Бориса Тишечкова, важно учитывать потребности конкретного учебного заведения: «Идеально, когда техническое задание формируется на основании запросов учителей, ведь именно педагогический состав лучше всех знает, какое оборудование действительно необходимо. Например, если в школе работают талантливые преподаватели физики, имеет смысл оснастить ее современной физической лабораторией. Если же учительского ресурса недостаточно, возможно, такое вложение окажется неоправданным».

Такой подход позволит также избежать высоких расходов на эксплуатацию избыточного оборудования и учесть требования той или иной технологии. «Например, в нашем Центре робототехники и нанотехнологий установлен сканирующий зондовый электронный микроскоп, для него нужна подставка на полтора метра в глубину, чтобы гасить вибрацию, нужна система очистки воздуха — все это нужно закладывать уже на этапе проектировочных решений», — привел пример директор физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич.

Максим Пратусевич, физико-математический лицей № 239
Максим Пратусевич, физико-математический лицей № 239 (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Еще один вариант сократить расходы на оборудование и эксплуатацию — договориться с вузом. «Мы стараемся выходить в город, музеи, предприятия, вузовские лаборатории. И чем дальше будут развиваться технологии, тем сложнее и разнообразнее будет оборудование, необходимое для обучения, и тем сложнее будет его обслуживание. Я думаю, что в какой-то момент мы придем к созданию технопарков, куда школы смогут привозить учеников», — считает Виктор Писарев.

Вуз может выступать и в качестве «профессионального заказчика» школьного здания и его наполнения— такой опыт есть у Группы «ЛСР». «Могу привести в пример школу в ЖК «Ржевский парк», где мы активно сотрудничаем со специалистами из Политеха. В новой школе оборудуют специальный учебный кластер, который поможет детям развивать креативное мышление, погружаться в будущие профессии, узнавать о передовых разработках современной инженерии, а также подготовят учеников к поступлению в вуз», — рассказал Алексей Теслов.

Психология пространства

Само пространство школы также играет большую роль в учебном процессе. Так, по словам Максима Пратусевича, результаты российской сборной на международной олимпиаде по математике взлетели с 11 места на 2-е, как только участников перевели в новое место для подготовки, где все помещения выходили в общий холл, и дети стали больше общаться друг с другом.

«С психологической точки зрения важно, чтобы в стенах школы ребенку было комфортно, безопасно и интересно», — подчеркнула доцент кафедры клинической психологии СПбГИПСР Юлия Чиркова. При этом, по ее словам, есть необходимость как в больших и светлых пространствах, где могут одновременно активно взаимодействовать много учащихся, так и в зонах отдыхах, где дети могут уединиться, побыть в тишине и покое.

Юлия Чиркова, СПбГИПСР
Юлия Чиркова, СПбГИПСР (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Чтобы все это учесть, некоторые девелоперы привлекают к проектированию психологов. «Например, мы, кроме дизайнеров, на самом начальном этапе подключили еще Центр психологического сопровождения образования «Точка Пси», и дальше они несколько лет сопровождают, обучая персонал школы пользоваться инфраструктурой», — поделился опытом Анзор Берсиров. В частности, благодаря такому сотрудничеству появились несколько сценариев посадки детей в столовых, включая одноместные столики у стены как раз для детей, которым надо отдохнуть от общения.

Наилучший вариант, как отметил архитектор, руководитель персональной творческой мастерской ООО «Архитектурная мастерская Юсупова» Илья Юсупов — это формирование школы как гибкого пространства: «В такой ситуации учебный процесс формируется с легкостью за счет трансформации классов, появления новых комфортных пространств, индивидуальных пространств для отдыха и так далее».

Илья Юсупов, ООО «Архитектурная мастерская Юсупова»
Илья Юсупов, ООО «Архитектурная мастерская Юсупова» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Однако нестандартные решения по организации пространства могут столкнуться с препятствием в лице государственной экспертизы. «На взгляд экспертизы, когда у тебя потолок заходит на середину окна — это нормально, но сделать прозрачные стены — это ненормально», — сетует Константин Тхостов.

Школа как кампус

В будущем, по мнению участников дискуссии, школы будут развиваться в качестве не только образовательного учреждения, но и общественного пространства. По словам Ильи Юсупова, такая практика уже есть в Ленинградской области. «Как только школа заканчивает свою работу, начинается взаимодействие с местными жителями, которые могут в эту школу прийти, например, в Центр прикладного искусства, как на одном из наших проектов, и использовать частично инфраструктуру и площадки школьной территории», — рассказал архитектор.

В свою очередь Анзор Берсиров на примере одного из проектов компании объяснил, каким образом при таком совместном использовании не нарушаются требования к безопасности школ: «Мы выделили кластер спорта и дополнительного образования в отдельный блок с возможностью отдельного входа, с собственным гардеробом и ресепшн. Блок присоединен к школе, но после окончания учебного процесса можно закрывать вход со стороны школы. Таким образом это не мешает основным процессам и не задействует основную инфраструктуру школы».

Борис Тишечков предложил рассматривать современную школу как аналог университетского кампуса, привлекающего внимание бизнеса и жителей района. «Школа будущего должна стать центром притяжения не только для учащихся, но и для всего местного сообщества, подобно вузовскому кампусу, который становится точкой роста для локации и региона», — заключил он.

Экспертиза «Сделать школу конкурентным преимуществом непросто»
Скачать Содержание
Закрыть