Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Объединение в кластеры станет главной моделью развития туризма в Тюмени

Фото: tyumen-city.ru
Фото: tyumen-city.ru
Основной задачей для региона становится увеличение длительности пребывания туристов в регионе и рост среднего чека

В 2024 году Тюменскую область посетили порядка 4 млн туристов — что является высоким показателем в сравнении с многими регионами страны. Отрасль является одной из приоритетных для региона, так, по словам губернатора Александра Моора, ожидается, что летом 2025 года регион посетит более 1 млн туристов. Вместе с тем рынок туризма трансформируется, а перед его участниками стоит ряд вызовов: как заинтересовать московских туристов, развивать свои объекты, не потеряться на фоне крупных игроков и увеличить длительность пребывания туристов в регионе. Ответы на эти вызовы попытались найти участники круглого стола «Туризм и инфраструктура: как объединение усилий создает качественный туристический продукт» в рамках проекта «Бизнес-день РБК в Тюмени», созданного совместно РБК Петербург и РБК Татарстан с целью выстраивания межрегиональной кооперации и обмена опытом между прогрессивным бизнесом.

Кластерный подход

Основной задачей для тюменских туробъектов Дмитрий Пухов, директор «Агентства туризма и продвижения Тюменской области», считает развитие и адаптацию турпродуктов под всесезонную модель работы, благодаря чему удастся сделать турпоток равномерным в течение всего года и увеличить прибыль объектов размещения.

«Сейчас в регионе создана модель долгосрочного развития, целью которой является удвоение турпотока к 2030 году, и подход «кластерного развития» будет способствовать комплексному развитию туризма в регионе: туристический кластер в районе биатлонного центра «Жемчужина Сибири», древняя столица Сибири — Тобольск как отдельная туристическая дестинация, кластер «долина реки Туры», где наши инвесторы уже приступают к развитию территории. На текущий момент среднегодовая загрузка отелей у наших партнеров составляет порядка 65%. Это хороший показатель, при котором и есть потенциал для роста турпотока, и при этом не происходит массового «износа инфраструктуры», — обозначил эксперт.

Дмитрий Пухов,  «Агентство туризма и продвижения Тюменской области»
Дмитрий Пухов, «Агентство туризма и продвижения Тюменской области» (Фото: РБК Тюмень)

Одним из путей для увеличения времени пребывания туристов на объектах и развития туробъектов может стать стратегия формирования кластеров и объединения игроков рынка, на это обратила внимание Евгения Колосова, основатель природного комплекса «Сны леса».

«Кластеры важны для развития территории. Например, в нашем комплексе могут пребывать одновременно до 100 человек. И для того, чтобы быть интересными для тех, кто проводит большие мероприятия, мы объединяемся с соседней базой. Если поступает заявка, то мы просто убираем забор и уже появляется площадка на 400 гостей. На фоне планов по развитию реки Туры и «Жемчужины Сибири», куда будут привлекаться инвестиции, небольшим объектам остается только объединяться», — прокомментировала Евгения Колосова.

Евгения Колосова, «Сны леса»
Евгения Колосова, «Сны леса» (Фото: РБК Тюмень)

Идею поддержала Алена Мельникова, основатель природного комплекса «Гнездо». Эксперт акцентировала внимание на необходимости развития внутрирегиональных туристических маршрутов для повышения привлекательности территории и увеличения продолжительности пребывания гостей за счет местных брендов с уникальным турпродуктом.

«Для стимулирования турпотока важно создавать уникальные точки притяжения как в городах, так и в районах. Коллаборация предпринимателей и муниципалитетов может стать драйвером изменений — например, организация автобусных маршрутов между туристическими локациями и населенными пунктами позволит гостям глубже погрузиться в культурный и природный потенциал региона, а также простимулирует переезд потенциальных кадров, работающих в туризме, ближе к месту работы. Для реализации этого сценария требуется системная работа: развитие инфраструктуры, формирование и улучшение локальных брендов в туротрасли», — пояснила Мельникова.

Алена Мельникова, «Гнездо»
Алена Мельникова, «Гнездо» (Фото: РБК Тюмень)

Особое внимание спикер уделила возможной синергии загородных объектов. По ее словам, комплексное развитие туристических территорий поможет вовремя выявить и усилить уникальность каждого объекта, тем самым создать более богатую палитру для выбора туристических локаций и выстраивания гостем своих путешествий.

Как пример настройки органического турпотока Любовь Матиевская, основатель мастерской путешествий «Рыжий Слон», привела маршруты в Тюмень и Тобольск. Однако загородные объекты размещения — это отдельное направление, которое еще пока развивается. И чтобы таким объектам не потерять своего клиента, необходимо подстраивать бизнес-модели под совместную работу.

«Прекрасный пример работы туристических кластеров — Красная Поляна в Сочи. Они не лезут в экскурсии, ресторанный бизнес и прочие направления малого и среднего бизнеса. Наоборот, говорят им: «Вот вам поток, хватайте» — и интегрируют их туда, работая совместно. И нас тоже это ждет. Сейчас в Тюменской области будет развиваться «Жемчужина Сибири», но это не значит, что она перетянет всех на себя. Это означает, что у нас появятся хорошие средства размещения. И как раз тот бизнес, который сейчас научится встраиваться, будет зарабатывать на этом потоке. Многие хотят «здесь и сейчас», но я сторонник долгосрочного планирования, то есть надо сейчас изучать перспективу того, что у нас планируется, и развиваться в соответствии с этим», — обозначила Любовь Матиевская.

Любовь Матиевская, «Рыжий Слон»
Любовь Матиевская, «Рыжий Слон» (Фото: РБК Тюмень)

Если говорить о городском отдыхе, то одной из важнейших составляющих привлечения туристов в регион является гастрономия. Причем если речь идет именно о столичных гостях, то им, как правило, интересны не федеральные проекты, а местная кухня, об этом рассказал Никита Новосельцев, управляющий рестораном #CибирьСибирь.

«Москвичам интересны в первую очередь аутентичные заведения, потому как федеральные у них и так представлены в избытке. Нужно развивать сильные локальные бренды и делать так, чтобы в Тюмени было как можно больше достижений, которые бы сами себя продавали», — отметил он.

Никита Новосельцев, #CибирьСибирь
Никита Новосельцев, #CибирьСибирь (Фото: РБК Тюмень)

Глэмпинги: реконцепция

На фоне растущего количества гостей и меняющегося спроса все больше бизнесменов стали отказываться от концепции глэмпингов и менять формат под базы отдыха, природные комплексы и другие форматы. Эту тенденцию подтвердила Алена Мельникова. «Глэмпинг — это в первую очередь про живописное место. Второе — комфорт, безопасность и уют. Другими словами, это такой гламурный кемпинг, все должно быть стильно, лаконично и красиво. И когда тренд на них начал набирать обороты, глэмпинги себе стали приписывать все кому не лень. Но если посмотреть в корень, то тренд на эти красивые палатки пришел к нам из Африки, но в наших широтах работать сохраняя эту концепцию оказалось хоть и красиво, но очень сложно», — пояснила Алена Мельникова.

Ирина Катигарова, сооснователь и управляющий глэмпингом «Морелеса» также рассказала, что на данный момент основными посетители объектов отдыха являются сами тюменцы и жители близлежащих регионов. Чтобы не терять турпоток в зимний период, она предлагает развивать соответствующую культуру отдыха.

«Действительно, все в в итоге ушли в деревянный конструктив и теплые строения, чтобы создавать уют круглогодично, а не два-три месяца в году. То есть сперва все немного поиграли в это направление, а сейчас ушли в позиционирование себя как природного комплекса, парк-отеля и т.п. Мы работаем с локальным и внутренним туристом. Преимущественно, это Тюмень и все ближайшие города в радиусе автомобильной доступности. Также к нам доезжают северяне, которые, как правило, уже имеют свое жилье в городе и тоже являются нашими гостями. Если говорить о таких городах как Москва и Санкт-Петербург — это мизерный процент и единичные случаи. Со своей стороны мы развиваем номерной фонд потому, что летом есть спрос — в этот период загрузка практически стопроцентная, формируется лист ожидания. Однако зимой нагрузка сильно ниже, поэтому мы дополнительно стимулируем спрос программами и спецпредложениями. Это низкий сезон, отдыхать в это время пока не стало модным. И наша общая миссия в том, чтобы сформировать культуру такого отдыха», — отметила эксперт.

Ирина Катигарова, «Морелеса»
Ирина Катигарова, «Морелеса» (Фото: РБК Тюмень)

Кадровый вопрос

Актуальной остается и проблема кадров: сфере туризма требуется как квалифицированный, так и неквалифицированный персонал. В этом году в Тюменской области стартовал проект, объединяющий студентов и представителей бизнес-сообществ. Управляющая экопарка «Тайга» Анна Доргунова поделилась, что текучка кадров на ее объекте практически нулевая. По ее словам, этого удалось добиться за счет сформированной корпоративной культуры, лояльности и премиальной составляющей.

«Немаловажно и то, что 80% сотрудников нашего экопарка — это жители близлежащих населенных пунктов. Другую часть персонала мы возим из города, в данном случае речь о квалифицированном персонале, поскольку оказание некоторых услуг силами лишь местного население невозможно», — добавила Доргунова.

Анна Доргунова, «Тайга»
Анна Доргунова, «Тайга» (Фото: РБК Тюмень)

Генеральный менеджер отеля «Хилтон» Лейла Рустамова в вопросе кадров отметила важность упрощения операционных процессов. «Нашим горничным и инженерам мы выставляем задачи в специальной программе. Это избавляет от необходимости звонков и освобождает время для того, чтобы уделить внимание сервису. Кроме того, у нас есть робот для уборки посуды, который, к тому же, выступает элементом развлечения для гостей. Это удобно и для сотрудников. Что касается текучки, то мы пересмотрели свое отношение к этому и больше не участвуем в гонке зарплат. Вместо этого мы начали вырабатывать свою корпоративную культуру, предоставляя сотрудникам качественный пакет», — добавила Лейла Рустамова.

Лейла Рустамова, «Хилтон»
Лейла Рустамова, «Хилтон» (Фото: РБК Тюмень)

Перспективы туризма

Участники круглого стола сошлись на том, что проблем в развитии тюменского туризма нет, но есть зоны развития. Так, доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики Финансово-экономического института ТюмГУ Иван Вилков подчеркнул, что туризм может стать одной из основных точек роста региона, так как он подтягивает с собой и смежные отрасли: общепит, строительство, текстильное производство и т.д.

«Направление, которое стоит развивать — это образовательный туризм. В ТюмГУ уже сейчас довольно большое этническое разнообразие среди студентов, приехавших к нам из других стран. Причем по сравнению с культурным или деловым туризмом они приезжают на длительный срок: на 2-4 года. Еще отдельный блок — это медицинский туризм. У нас уже есть «Медгород» — сформированный целый кластер, который объединяет в себе государственные и частные инвестиции. Есть хорошие санатории (например, «Сибирь»). Сегодняшняя ситуация хороша еще и тем, что в условиях растущих цен на загородный отдых и неблагоприятной экологической обстановки на черноморском побережье самое время развивать собственный продукт», — пояснил экономист.

Иван Вилков, ТюмГУ
Иван Вилков, ТюмГУ (Фото: РБК Тюмень)

Дмитрий Пухов также отметил, что уникальным торговым предложением Тюменской области как туристического региона являются геотермальные источники. Однако их формальный статус требует закрепления во избежание недобросовестной конкуренции.

«На фоне заметных успехов нашего региона в части привлечения туристов многие регионы тоже начали продвигать у себя тему термальных вод, предлагая гостям бассейны с подогреваемой водой, в то время как наши геотермальные воды — это совершенно другой продукт. Термальные воды добываются из глубочайших скважин, они имеют высокую минерализацию и получают бальнеологическое заключение. Наша общая задача — разграничить эти понятия на федеральном уровне», — пояснил эксперт.

Об особенностях поведения современного туриста рассказал Максим Шокодей, генеральный директор ООО «Соверен-Л». По его словам, сейчас перед туроператорами встала задача найти для своих клиентов привлекательные предложения. «В части выездного туризма сейчас наблюдается порядка 50% отказов от туров в связи с высокой ценой. Мы занимаемся и внутренним туризмом, продавая путевки в санатории. Однако и там сейчас большая часть программ уже закрыта под льготные категории граждан. На данный момент мы прорабатываем возможности сотрудничества с местными игроками. Кроме того, с появлением множества агрегаторов туристы стали более самостоятельными», — рассказал Максим Шокодей.

Максим Шокодей, ООО «Соверен-Л»
Максим Шокодей, ООО «Соверен-Л» (Фото: РБК Тюмень)

Также участники круглого стола пришли к выводу о том, что дополнительным поводом посетить город и область может послужить событийный туризм. В этом поддежку бизнесу оказывают региональные власти — «Агентство туризма и продвижения Тюменской области» помогает в части аренды оборудования, полиграфической продукции, покупки расходных материалов. Туристическому бизнесу предоставляется и господдержка: гранты до 1 млн рублей на развитие туристических продуктов и возможность интегрировать свои объекты в информационные туры, организуемые агентством, в рамках которых ежегодно в Тюменскую область приезжают более 200 представителей туриндустрии, СМИ из разных регионов РФ.

Инструменты Сушка проектов vs новая стратегия: что делать девелоперам территорий
Содержание
Закрыть