«С нового года российская налоговая система сильно изменится. Фискальное бремя вырастет не только для бизнеса, но и для граждан. Рассмотрим важнейшие из изменений.
Для компаний увеличатся пени, начисляемые на недоимку — сейчас это 1/300 ключевой ставки Банка России в день, а в 2025 году за период с 31-го по 90-й день просрочки будет вдвое больше — 1/150. Последствия для корпоративных финансов очевидны, как и рецепт: следить за состоянием расчетов с бюджетом и не допускать задолженности.
Вырастет ставка налога на прибыль — вместо 20 будет 25%. Тем, кто инвестирует в основные средства и нематериальные активы, обещана компенсация — федеральный инвестиционный вычет. Расходы можно будет вычесть из суммы налога, в результате чего эффективная ставка может опуститься до прежних 20% (но не ниже). Однако важны детали — достанется вычет не всем отраслям, хотя в числе «счастливчиков» есть и добыча полезных ископаемых, и телеком, и туристическая отрасль, и энергетика, и обрабатывающие производства, кроме пищевой, табачной промышленности и производства напитков. Вычет не может превысить 3% понесенных расходов в год.
Следующее важное событие — налоговая амнистия дробления бизнеса. Амнистия в налоговой сфере — не что-то беспрецедентное для России. В XXI веке она уже третья. Но есть важные особенности: четко определена сфера амнистии — задолженность за 2022-2024 годы, возникшая в связи с дроблением бизнеса для применения специальных налоговых режимов. И что действительно впервые — прекращается задолженность по уплате не только пеней и штрафов, но и самих «сэкономленных» налогов. Механизм выглядит изящно: чтобы воспользоваться амнистией, не надо ни писать заявление или подавать специальную декларацию, ни ожидать отдельного решения налоговой инспекции. Достаточно в 2025-2026 годах отказаться от «дробления». Но это — общая схема. В жизни не исключены неожиданности.
С амнистией связаны изменения упрощенной системы налогообложения и НДС. Увеличиваются лимиты, дающие право применять УСН: по доходам с 200 до 450 млн руб. в год и остаточной стоимости основных средств со 150 до 200 млн руб., снижаются ставки, если налог платится с доходов — с 8 до 6%; если с разницы между доходами и расходами — с 20 до 15%. Но при доходах свыше 60 млн руб. в год возникнет обязанность платить НДС. Причем можно будет выбрать ставки: или общие 10/20% (по разным категориям товаров) — и тогда будет право на вычет «входного» НДС по приобретенным товарам, работам и услугам; или льготные 5/7% в зависимости от суммы доходов за год — но тогда права на вычет «входного» НДС нет.
«Новым» плательщикам НДС стоит о ценить, какой вариант по НДС выгоднее — 5/7% или 10/20%.
Есть над чем подумать и «большим ребятам», которые платят налоги по общей системе, но взаимодействуют с поставщиками, применяющими УСН. Теперь надо помнить, что контрагент в течение года может поменять статус с точки зрения НДС, и встанет вопрос — должен ли он добавлять НДС к цене товаров, или цена не меняется? А если контрагент ошибся и выставлял документы без НДС, хотя уже должен был платить налог? Стоит сразу предусмотреть в договорах, включает ли цена НДС и как быть, если в будущем изменится статус поставщика как плательщика НДС.
Граждан тоже ждут изменения. Самое обсуждаемое — введение прогрессивной шкалы ставок НДФЛ с 13 до 22%. Но этим изменения не исчерпываются. Все сложнее! Хотя с точки зрения человека эта сложность — новость скорее хорошая.
Ставки с 13 до 22% — это вроде бы общее правило. Но в основном по ним будет облагаться зарплата в рамках «нормальных» трудовых отношений. По НДФЛ есть еще шкала ставок 13 или 15% для пассивных (инвестиционных) доходов — дивиденды, проценты по вкладам, доходы от операций с ценными бумагами и модными цифровыми финансовыми активами и т.д.
А ведь еще есть специальные налоговые режимы — налог на профессиональный доход со ставками 4 или 6%, «Автоматизированная УСН» со ставками 8% на доходы или 20% на разницу между доходами и расходами (пока применяется лишь в четырех регионах, но появится и в Петербурге), наконец, «стандартная» УСН.
Поэтому если экономическая активность человека не сводится к работе по найму, налоговое бремя может быть меньше общей шкалы 13-22%. Но, конечно, форма должна соответствовать содержанию. Идея уволиться, зарегистрироваться как ИП, перейти на специальный налоговый режим и оказывать платные услуги бывшему работодателю — ни к чему хорошему не приведет.
В завершение отмечу, что фискальное бремя для граждан в основном вырастет, а «организационно-бюрократическое» - нет. Обычно при прогрессивной шкале ставок все подают налоговые декларации. У нас же последовательно воплощается идея о том, что расчет налогов должны взять на себя налоговые органы. НДФЛ удерживают налоговые агенты, они же представляют сведения о доходах в налоговый орган, который по итогам года обобщит информацию, определит совокупный доход, посчитает недоплаченный налог и разошлет налоговые уведомления.
По сути, подавать декларации надо будет лишь при получении доходов от иностранных источников — но это не очень распространенная история; или при продаже имущества, которое было в собственности меньше установленных законом сроков. И то, при продаже недвижимости если декларации не будет — то инспекция сама запросит информацию о расходах плательщика на покупку проданного объекта и рассчитает налог с разницы.
Уплата налогов действие не самое приятное. Но, по крайней мере, государство понимает, что, как говорил герой хорошей черной комедии, «с вещами надо расставаться легко!» — и создает для этого возможности».