Тенденции , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Как меняется роль и компетенции инхаус юристов

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Трансформация правового поля и экономическая турбулентность, меняющая деловую среду, ставят перед корпоративными юристами все новые и новые вызовы

Необходимость оперативной защиты интересов бизнеса заставляет юристов искать альтернативные пути урегулирования разногласий, а усиление роли государства в экономике и появление новых категорий споров делает жизненно важным приобретение новых компетенций. Какие инструменты разрешения споров становятся приоритетными для компаний, как оптимизировать взаимоотношения с контрагентами и насколько цифровизация помогает корпоративным юристам в их работе — обсудили участники дискуссии «Инструменты защиты бизнеса от внутренних и внешних рисков», организованной РБК Петербург в рамках проекта Legal to Business Awards.

Инхаус-эволюция

Умение качественно анализировать правовые риски, своевременно выстраивать и планировать систему защиты оберегает компанию не только от существенных потерь в случае реального возникновения какой-либо проблемы, но и способствует качественному росту бизнеса. Для того, чтобы оперативно реагировать на все новые и новые вызовы, в том числе и правового характера, многие компании в 2024 году продолжили перестройку своих юридических департаментов. Как отметили участники дискуссии, в основном изменения направлены на повышение компетенций штатных юристов. «Мы стараемся взращивать компетенции внутри, стараемся по минимуму привлекать сторонних консультантов, так как действуем в рамках оптимизируемого корпоративного бюджета», — говорит директор по правовым вопросам ООО «Воздушные ворота Северной столицы» Илья Шабалин.

Илья Шабалин,  ООО «Воздушные ворота Северной столицы»
Илья Шабалин, ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

Повышение уровня юридической грамотности должно касаться не только сотрудников юридического департамента, но и вообще всех работников компании — это в принципе минимизирует риски наступления спорных случаев, уверена руководитель юридического департамента оператора связи «Комфортел» Наталья Григорьева. Для этого компания как привлекает сторонних коучей, так и использует внутренние ресурсы. «В компании разработан регламент по проверке типового договора, и я объясняю сотрудникам, что можно согласовывать, а что – нет. Благодаря этому люди постепенно овладевают минимальным уровнем юридической грамотности, начинают понимать, как вообще составляется договор, что это — не какая-то страшная бумага, а довольно понятная, важно уметь ее читать», — рассказывает Наталья Григорьева. Приобретенные навыки сотрудники используют в повседневной работе, благодаря этому, во-первых, повышается их уровень ответственности за принимаемые решения, во-вторых, снижается рутинная нагрузка на юристов, поясняет Наталья Григорьева.

Наталья Григорьева, «Комфортел»
Наталья Григорьева, «Комфортел» (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

Обучение сотрудников подразделений, не относящихся к юриспруденции, максимально важно и значимо для компании, согласна партнер, руководитель практики «Недвижимость и строительство» Legal to Business Дарья Филина. «Риск может возникнуть там, где, казалось бы, его и не может быть. Например, в компанию пришла проверка, ее встречает некомпетентный в данном вопросе сотрудник, который из лучших побуждений делает или говорит что-то не так, и это оборачивается для организации серьезными последствиями», — приводит часто встречающийся в практике пример Дарья Филина.

Дарья Филина, Legal to Business
Дарья Филина, Legal to Business (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

Юристы — бизнесу

Один из критериев профессионализма корпоративного юриста является его готовность к развитию и постоянным трансформациям. «Это то, что нам диктует жизнь, и юридические департаменты либо «прокачивают» универсальных юристов, либо нанимают юристов с узкой специализацией — по цифровой трансформации, по IP, санкционному комплаенсу», — отмечает директор по правовым вопросам макрорегиона «Северо-Запад» T2 Мария Медведникова. Одним из направлений развития юридического департамента компании стало движение в сторону внутренней клиентоцентричности. «Юристы остаются вовлеченными в решение бизнес-задач. Мы не просто обозначаем риски, а помогаем внутренним заказчикам их преодолеть, предлагаем различные варианты, разделяем риски, стараемся говорить с бизнесом на их языке и даем обратную связь», — поясняет Мария Медведникова.

Мария Медведникова, T2
Мария Медведникова, T2 (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

Между тем привлечение сторонних консультантов компании считают необходимым при реализации стадий проектов, не связанных с их профильной деятельностью. Так, клиника Dega в рамках инвестпроекта по строительству новой клиники активно пользуется помощью внешних консультантов с сильными компетенциями в области строительных работ, рассказывает исполнительный директор компании клиники Татьяна Подгорная. «Мы понимаем, как быстро меняется реальность и законодательство, а стройка — это очень плотный коммерческий диалог со множеством контрагентов и с вытекающим из этого большим количеством рисков», — объясняет она.

Татьяна Подгорная, клиника Dega
Татьяна Подгорная, клиника Dega (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

Разобраться до суда

Одним из трендов 2024 года стало увеличение интереса к использованию альтернативных инструментов урегулирования споров, чему способствует развитие в России института медиации, отмечали участники дискуссии.

Как подчеркивает управляющий партнер Legal to Business Светлана Гузь, механизм медиации как досудебного урегулирования споров приобретает особую привлекательность в свете того, что позволяет сторонам спора достичь взаимовыгодного решения конфликтной ситуации, и при этом обеспечить конфиденциальность информации о споре. С учетом роста государственных пошлин и высокой загруженности судов, можно предположить рост востребованности медиации при разрешении споров. В настоящее время разрабатываются законодательные инициативы об обязательности процедуры медиации в отдельных категориях дел. Согласно текущей практике, медиация может быть применена не только в семейных, трудовых и корпоративных конфликтах, но и в спорах с государственными органами.

Светлана Гузь, Legal to Business
Светлана Гузь, Legal to Business (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

«Как известно, первопроходцами в применении медиации при разрешении налоговых споров стала МИФНС по Санкт-Петербургу. Одна из первых медиаций по налоговому спору была успешно применена именно в нашем городе, благодаря чему должник и налоговый орган смогли урегулировать крупный спор о доначислении налогов, с существенной выгодой для должника, и без применения принудительных механизмов погашения налоговой задолженности», — рассказывает Светлана Гузь. Однако, отмечает она, такой способ урегулирования споров пока не является повсеместной практикой, так как внутренние документы налоговых и иных государственных органов не регламентируют четкий порядок действий в подобной ситуации. Медиация доказала свою эффективность в спорах, связанных с трудовым законодательством, считает Илья Шабалин. «В течение года компания ВВСС пыталась разрешить серьезный конфликт с профсоюзом, к делу, естественно, подключилась транспортная прокуратура. И именно она в конечном итоге сыграла роль медиатора, убедив подателей жалобы в том, что их требования необоснованны», — рассказывает топ-менеджер.

Досудебное урегулирование востребовано и в спорах между бизнес-структурами. «Вступая и продолжая спор, мы всегда отталкиваемся от цели. Мы понимаем сроки и стоимость судебного процесса, также понимаем, что хотим завершить проект. Поэтому мы взвешиваем все за и против, и если можем не идти в суд, то стараемся этого не делать. Если мы принимаем решение расстаться с контрагентом, то, конечно, в таких случаях максимально используем возможности судебного разбирательства», — рассуждает Татьяна Подгорная.

«На сегодняшний день юридическое сообщество и Министерство юстиции ведут совместную работу по разработке поправок в действующее законодательство, направленных на развитие института медиации и повышение информированности государственных органов, бизнеса и граждан о механизме медиации. Это поможет сделать медиацию полноценным инструментом урегулирования споров и снизить нагрузку на судебную систему», — констатирует Светлана Гузь.

Как показывает уже имеющаяся практика, медиация позволяет не просто урегулировать спор, но и минимизировать репутационные риски, сохранив конфиденциальность спора для третьих лиц, а также сэкономить сторонам временные и финансовые ресурсы, говорит эксперт. Самое сложное в работе медиатора в текущих реалиях— донести ценность инструмента медиации и помочь сторонам сесть за стол переговоров. К сожалению, распространено ошибочное мнение: «кто первый предложил сесть за стол переговоров, тот проявил слабость или не уверен в силе собственной позиции». В то время как наоборот — готовность к мирному урегулированию проблемы — признак предпринимательской зрелости», — отмечает Светлана Гузь.

На практике же стороны почти всегда прибегают к традиционному способу разрешения споров. В настоящее время говорить об изменении приоритетов в пользу альтернативных способов их урегулирования преждевременно. Так, например, применение медиации должно интересовать обе стороны конфликта, и обе стороны должны быть готовы к переговорам, подчеркивает заместитель директора макрорегиона Северо-Запад «Почты России» по правовым вопросам Булат Алексеев. «В этом году у нас возник спор, который в теории допускал разрешение с помощью медиации. Мы предложили такой способ оппоненту, он выслушал нас, медиатора — и тем не менее через пару дней мы получили от него исковое заявление», — поделился опытом Булат Алексеев.

Булат Алексеев, «Почта России»
Булат Алексеев, «Почта России» (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

Начать с себя

Компетенции и практики, наработанные юридическими департаментами отдельных компаний, становятся все более востребованными у законодателей, а многие хорошо зарекомендовавшие себя практики выходят на открытый рынок в виде отраслевых решений.

Так, в логистической отрасли активно обсуждается законопроект, регламентирующий порядок допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом, который может быть принят уже в первом квартале 2025 года. Предполагается, что право осуществления коммерческих грузоперевозок будет предоставляться перевозчику с момента его регистрации в реестре. При этом законодатель установил критерии для регистрации: финансовая состоятельность, профессиональная компетентность и надежность перевозчика. «Юристы ГК «Монополия», с учетом наработанной компетенции и практики в логистической сфере, поддерживают данную законодательную инициативу, полагают, что все должны работать в общих стандартах и требованиях, тем не менее, на наш взгляд, в предложенном законопроекте есть отдельные нормы, которые требуют проработки и учета специфики отрасли, что возможно в диалоге между государством и предпринимателями, профессионально занимающимися грузоперевозками», — отметила руководитель направления по урегулированию убытков и сопровождению трудовых правоотношений ГК «Монополия» Виктория Цапина.

Виктория Цапина, ГК «Монополия»
Виктория Цапина, ГК «Монополия» (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

Цифровизация продолжается

В 2024 году корпоративные юридические службы продолжили начатые ранее проекты в области автоматизации бизнес-процессов, а крупные компании перешли к созданию экосистем цифровых сервисов для централизованной юридической поддержки. Так, об активном развитии цифровых сервисов в условиях централизованной юридической поддержки группы компаний говорит Павел Сахно, директор по правовым вопросам АО «Газстройпром».

«Мы развиваем собственные автоматизированные системы, связанные, в частности, с проверкой добросовестности контрагентов, планируем внедрение сервиса для контроля исполнения договорных обязательств, совершенствуем инструменты в рамках системы централизованного правового сопровождения наших дочерних обществ», — рассказал Павел Сахно.

Павел Сахно, АО «Газстройпром»
Павел Сахно, АО «Газстройпром» (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

По его словам, при помощи комплекса автоматизированных решений, основанных на обобщенной практике холдинга и обширном опыте наших юристов компания старается создать такую систему контрактного менеджмента, при которой, с одной стороны, партнерами «Газстройпром» при реализации проектов становились бы наиболее ответственные компании а, с другой стороны, чтобы в случае каких-либо непредвиденных отклонений при исполнении договора можно было бы на начальном этапе фиксировать возможную проблему, понимать причины ее возникновения и постараться минимизировать негативные последствия еще в досудебной плоскости.

«Учитывая значимость проектов, реализуемых группой компаний «Газстройпром», такой превентивный подход к проблеме исполнения договоров позволит наиболее эффективно защитить интересы бизнеса», — подчеркнул Павел Сахно.

Всеобщая грамотность

«Важнейшими компетенциями, необходимыми современному юристу, работающему в сфере ИТ, являются знания в области программирования, аналитики данных и иных «цифровых» специальностях. Даже на базовом уровне осведомленность IT-юриста будет существенным конкурентным преимуществом как в судебном процессе, так и в проектной работе», — убежден главный юрист «Нетрики Медицины» Гор Егян. «В проектной работе юристу полезно быть «на одной языковой волне» с программистами и менеджерами проектов, чтобы корректно и в полном объеме отражать в документах цифровую действительность, что также важно и в митигации рисков», — поясняет Гор Егян.

Гор Егян, «Нетрика Медицина»
Гор Егян, «Нетрика Медицина» (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)

Эти компетенции будут полезны юристу и в судебной работе, уверен Гор Егян. «Анализ судебной практики показывает, что суд, вынося решение, часто полагается на выводы судебного эксперта. Но бывают случаи, когда выводы судебного эксперта или доводы другой стороны процесса содержат неточности. Тогда компетенции корпоративного юриста помогут ему выявить эти неточности, обосновать свою позицию, довести ее до сведения суда и другой стороны и достичь правосудного решения», — поясняет он.

Таким образом, отмечают участники дискуссии, в инхаус-практике формируются новые специализации, представляющие собой сочетание юридических и узкоспециализированных тематических компетенций. «Успешный, эффективный корпоративный юрист ближайшего будущего — это специалист, обладающий знаниями не только в юриспруденции, но и в сферах, связанных непосредственно с отраслью бизнеса, чьи интересы он представляет, — IT, строительстве, транспорте, логистике и многих других», — уверена Светлана Гузь.

«Юрист — это вечный студент, который постоянно профессионально развивается, осваивая смежные специальности, обменивается знаниями и опытом с коллегами, применяет лучшие практики коллег в своей деятельности», — заключает Светлана Гузь.

Содержание
Закрыть