Практика , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Цифровые продукты. Российский опыт

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
IT-решения позволяют компаниям нефтегазовой отрасли оптимизировать бизнес-процессы и клиентский сервис

Цифровые продукты — будущее экономики, и значимую роль в их разработке и внедрении играют компании нефтегазовой отрасли. И если еще десять лет назад крупнейшие российские игроки этого рынка были полностью зависимы от иностранных технологий и IT-решений, то сегодня компании констатируют, что импортозависимость в данном сегменте преодолена. Этому способствовала многолетняя и планомерная работа в области цифровизации как самих компаний, так и ведущих банковских организаций России.

Уже существующие IT-решения позволяют компаниям нефтегазовой отрасли оптимизировать бизнес-процессы, персонализировать сервис, обеспечить безопасность и прозрачность финансовых операций. О важности инновационных решений и многообразии цифровых платформ, а также о перспективах их развития — масштабировании на другие отрасли отечественной экономики и экспортном потенциале — в материале РБК Петербург.

Цифровая независимость

Предприятия топливно-энергетического комплекса России, в том числе нефтяные и газовые компании, традиционно обеспечивают стабильные поступления в бюджет страны и играют таким образом ведущую роль в формировании ВВП. Крупнейшие российские нефтегазовые компании на протяжении многих лет являются амбассадорами самых современных технологий, в том числе и цифровых. Как отмечали в своих выступлениях участники недавно прошедшего Петербургского международного газового форума, в этом направлении отрасль добилась значительных успехов: например, полностью ликвидирована импортозависимость от иностранных IT-продуктов. Компании газовой отрасли начали переход на отечественные IT-решения еще в 2015 году с замещения тех иностранных продуктов, потенциальный отзыв лицензии на которые повлиял бы на непрерывность деятельности компании. Эксперты констатируют, что по прошествии десяти лет в части IT-решений, продуктов, платформ компании отрасли независимы от иностранных вендоров. Кроме того, выстроены плодотворные и взаимовыгодные отношения с российскими производителями ПО.

Однако еще далеко не все задачи, стоящие перед российскими нефтегазовыми компаниями в области цифровизации, на текущий момент решены. По словам генерального директора ООО «Газпром ИД» Андрея Ветошкина, по-прежнему актуальным остается вопрос перехода на отечественные технологические стеки — наборы технологий, инструментов и платформ, используемых для разработки сайтов, веб-приложений и программных продуктов. «Еще пять лет назад можно было взять готовый западный стек, доставить туда свой модуль и использовать готовое решение. Сегодня так делать нельзя, но самое главное — появилась дыра в больших инфраструктурных решениях, которую нужно закрывать», — пояснил Андрей Ветошкин.

Андрей Ветошкин, ООО «Газпром ИД»
«Еще пять лет назад можно было взять готовый западный стек, доставить туда свой модуль и использовать готовое решение. Сегодня так делать нельзя, но самое главное — появилась дыра в больших инфраструктурных решениях, которую нужно закрывать», — пояснил генеральный директор ООО «Газпром ИД» Андрей Ветошкин.

Сотрудничество лидеров

Между тем в российской газовой отрасли уже есть успешные примеры подобных разработок. Одна из них — технологическая платформа «Расчетный центр корпораций», созданная Банком «РОССИЯ» для компании «Газпром межрегионгаз». Как рассказал заместитель председателя правления банка Александр Шаленков, этот продукт «обеспечивает для компаний группы «Газпром межрегионгаз» полную прозрачность всех платежей, которые происходят по счету, прозрачность работы всех их дочерних компаний, которые разбросаны по всей территории нашей страны — около 300 предприятий. Мы обеспечиваем прозрачность работы для казначейства «Газпрома» и «Межрегионгаза».

Александр Шаленков, Банк «РОССИЯ»
 Сервис обеспечивает для компаний группы «Газпром межрегионгаз» полную прозрачность всех платежей, которые происходят по счету, прозрачность работы всех их дочерних компаний, которые разбросаны по всей территории нашей страны — около 300 предприятий, отмечает заместитель председателя правления Банка «РОССИЯ» Александр Шаленков 

Еще одним ярким примером коллаборации технологического партнерства банка и «Газпром Межрегионгаза» является программная система «Смородина», отметил старший вице-президент, директор по цифровизации Банка «РОССИЯ» Иван Лапушкин. «Смородина» была создана в основном для поставщиков услуг для газовой отрасли с целью управления платежами, увеличения их сбора, и с целью введения стандартов на взаимодействие с агентами и абонентами, рассказывает он.

«Также «Смородина» обладает возможностью выпускать единый платежный документ: счет за ЖКХ в едином формате, едином стандарте, понятный абоненту и одинаковый на всей территории Российской Федерации, где находятся газовые компании. С помощью этого счета абонент может, используя QR-код или личный кабинет в онлайн режиме оплатить свои начисления газовой компании и получить информацию о том, что они зачислены, о балансе», — уточняет Иван Лапушкин. Подтверждением эффективности системы он считает ее востребованность у пользователей. Личными кабинетами пользуются около 9 млн абонентов, ежемесячно на платформе формируются 32 млн единых платежных документов, а ежегодный объем собираемых платежей за газ доходит до 40 млрд руб.

Иван Лапушкин, Банк «РОССИЯ»
Личными кабинетами пользуются около 9 млн абонентов, ежемесячно на платформе формируются 32 млн единых платежных документов, а ежегодный объем собираемых платежей за газ доходит до 40 млрд руб., отмечает старший вице-президент, директор по цифровизации Банка «РОССИЯ» Иван Лапушкин

«Цифровизация поставок газа, особенно поставок газа населению — один из приоритетов деятельности компании «Газпром межрегионгаз», потому что за газ должно быть так же удобно платить, как за услуги мобильной связи. Чтобы за газ было удобно и легко платить, нужно исключить разных посредников из процесса оплаты покупателя поставщику. Это все делается в рамках цифровизации», — подчеркивал ранее генеральный директор «Газпром межрегионгаз» Сергей Густов.

Сергей Густов, «Газпром межрегионгаз»
«Цифровизация поставок газа, особенно поставок газа населению — один из приоритетов деятельности компании «Газпром межрегионгаз», потому что за газ должно быть так же удобно платить, как за услуги мобильной связи», — отмечал ранее генеральный директор «Газпром межрегионгаз» Сергей Густов.

Открытое решение

Система постоянно дорабатывается и развивается, например, разработчики внедряют в нее биллинговые комплексы и системы претензионной исковой работы для работы с должниками, отметил Иван Лапушкин. Банк «РОССИЯ» и «Газпром межрегионгаз» уже протестировали новый сервис в одном из российских регионов, этот опыт был признан успешным, и в ближайшей перспективе будет масштабирован на другие регионы присутствия газовой компании. Как отмечал Сергей Густов, благодаря внедрению системы «Смородина» в газовой отрасли, в отличии от остальных сфер ЖКХ, удалось решить такую важную проблему, как ликвидация долгов населения за поставленные коммунальные ресурсы.

По словам Ивана Лапушкина, благодаря открытости системы «Смородина», ее можно внедрять не только в газовых компаниях, но в других отраслях — например, в других ресурсоснабжающих организациях. «Мы работаем с внешними система, например, ГИС ЖКХ и другими государственными системами. Интеграция — это одна из сильных сторон нашего комплекса. Мы работаем с любыми видами услуг ЖКХ. Мы можем в наше ЕПД вставлять любого поставщика услуг», — подчеркнул Иван Лапушкин.

По мнению Андрея Ветошкина, создаваемые под эгидой компаний группы «Газпром» масштабные инфраструктурные IT-решения будут востребованы не только российскими предприятиями всех отраслей экономики, но и за рубежом. «Мир всегда будет стремиться к уходу от однополярности, а сложившаяся сегодня ситуация, когда на рынке доминируют определенные решения, многих не устраивает. Есть огромное количество стран, кому нужны альтернативные цифровые решения. И то, что мы делаем, имеет колоссальный потенциал», — уверен он.

Содержание
Закрыть