Важнейшей проблемой для российской ИТ-отрасли является нехватка спроса в сравнении с глобальными игроками, для которых открыт весь мир. Удовлетворить эту потребность может отечественный нефтегазовый сектор — разумеется, при соблюдении обеими сторонами перспективного сотрудничества некоторых условий. При этом участники дискуссии, организованной РБК Петербург в рамках Петербургского международного газового форума 2024, уверены: российские ИТ-решения, в особенности в софтверной их части, уже сейчас вполне могут заместить практически все ушедшие из России западные продукты. Не хватает только методологий внедрения — вот с их разработками как раз и может помочь айтишникам нефтегазовая индустрия.
Точка разгона
Такой оптимизм связан в первую очередь со стратегией импортозамещения в сфере ИТ, которое активно продвигается регулятором. Да, это происходит в добровольно-принудительном порядке, но точно приносит пользу и отраслям-потребителям, и собственно ИТ-индустрии, уверены участники дискуссии. Тем более что в случае с нефтегазовым сектором речь идет о критически важной составляющей для всей экономики и жизни граждан.
Заместитель генерального директора по цифровой трансформации и информационным технологиям АО «Газстройпром» Сергей Федотов подчеркнул, что переход крупнейших игроков нефтегаза на отечественное ПО задает важный тренд на ближайшие десятилетия: «Мы четко понимаем, что уже сейчас на российском рынке есть ИТ-продукты, которые полностью конкурентны с зарубежными. И через несколько лет они станут даже лучше, потому что в стране спрос на них очень высокий и мы настолько хотим их сделать качественными, что обгоняем по многим параметрам аналоги. Инвестируя в это направление, мы разгоняем собственную экономику».
Однако почивать на лаврах рано: наличие продуктов не означает, что сделанного достаточно. Приоритетной задачей, по мнению Сергея Федотова, является разработка методологии внедрения. «Необходимо, чтобы поставщики приносили не только сами продукты, но и методологию внедрения, применения, коробочное решение. Заказчику нужно понимать, какой эффект получит компания, не тратя времени на изобретение схемы применения, потому что для любого бизнеса важен параметр time to market».
Сдерживающим фактором даже при наличии спроса со стороны нефтегазовых компаний является разнородность и, как отметили некоторые участники дискуссии, даже противоречивость требований к искомым ИТ-решениям. Причем, с такой ситуацией сталкиваются ИТ-компании даже при работе с разными заказчиками из одного холдинга. Чаще всего это обусловлено историческими причинами: применением различных методик, особенностями организации процессов, наработанными практиками и пр. Для ИТ-отрасли это реальная проблема, потому что создать унифицированное решение в таких условиях крайне сложно.
В нефтегазовой отрасли проблему признают и пытаются найти решение. В частности, работает открытая группа при Минпромторге с участием представителей нефтегазового рынка.
Костюм по фигуре
Перспективным видится участникам дискуссии и возможность трансферта технологий из нефтегаза в другие индустрии. И действительно, на мероприятиях РБК Петербург эксперты неоднократно высказывали идею того, что именно данная отрасль может стать локомотивом или первооткрывателем тех или иных технологических инноваций. Это обусловлено наличием ресурсов — как финансовых, так и кадровых, и даже в какой-то мере административных, позволяющих влиять на принимаемые регулятором решения.
Представители индустрии, вроде, и не против, правда, есть нюанс. «Необходимость импортозамещаться в сфере ИТ подтолкнула нефтегазовые компании к тому, чтобы разрабатывать собственные продукты, и многие уже показывают достаточно динамичные результаты. И хотя сейчас много групп, в рамках которых компании обмениваются опытом друг с другом или коллегами из других отраслей, в основном речь идет о костюмчиках под свою фигуру. Не стоит забывать и о том, что нефтегаз — это достаточно закрытый, консервативный сегмент компаний. Все это не способствует продажам разработок на открытый рынок. То, что в некоторых компаниях такая задача внесена в число ключевых, может сказаться положительно, но на этой уйдет время», — объясняет генеральный директор ООО «Русиб» Павел Жегалин.
Между тем, представители других отраслей видят потенциальную пользу в тех разработках, которые есть в нефтегазе. «Сегодня именно эта отрасль является одним из главных поставщиков успешных кейсов по применению IoT — в том числе в строительных процессах, мониторинге дефектов и утечек, спектральном анализе и многих других. Такие проверенные практикой наработки могли бы пригодиться другим отраслям, где инвестиций для развития подобных решений пока не хватает», — подчеркнул директор по маркетингу Nexign Олег Глебов.
При этом у самих нефтегазовых компаний есть потребности, которые вполне могут быть удовлетворены за счет решений с открытого рынка — не обязательно изобретать велосипед там, где он уже придуман. «Не стоит забывать, что представители других индустрий также в последнее время весьма активны в ИТ-разработке и продают свои решения, поэтому целесообразно использовать то, что прошло обкатку за пределами нефтегазовой отрасли. Особенно это касается процессов, которые имеют общесистемный характер — например, HR-процессы. При этом и нефтегазу здесь есть, чем поделиться: в частности, в этой отрасли накоплен большой опыт автоматизации работы мобильных сотрудников, так что в этой части может получиться хорошая кооперация», — уверен Олег Глебов.
Вице-президент — директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Александр Логинов заметил, что нефтегазовые предприятия часто выступают генератором и тестовой площадкой инноваций и для своих коллег по индустрии — и этим опытом стоит делиться. «Именно нефтегазовые предприятия продвинулись дальше других в производстве высокотехнологичного оборудования для собственных нужд, в обеспечении безопасности, в цифровизации как средстве повышения эффективности процессов. Надо извлекать из этого пользу, перенимать опыт», — пояснил Логинов.
Эксперт рассказал о проекте, реализованном «Ростелекомом» в шести филиалах компании «Газпром межрегионгаз». Речь о создании цифровой платформы единого технологического пространства, построенной на облачных технологиях и обеспечивающей цифровизацию процессов на всех уровнях управления цепочкой поставок газа. «Этот проект и ему подобные будут не только приносить пользу конкретному предприятию, но и стимулировать развитие производства связанных с ним технологических устройств. Это, в свою очередь, даст возможность и другим организациям повысить уровень цифровой зрелости, опираясь на опыт первопроходцев», — добавил Александр Логинов.
Генеральный директор ООО «Оператор Газпром ИД» Андрей Ветошкин согласился с перспективой кооперации. «Если нефтегазовая компания является ключевым заказчиком, то она может выстраивать взаимоотношения с поставщиком так, чтобы приоритизировать компоненты дорожной карты для ИТ-решения или услуги в соответствии со своей стратегией развития и нуждами отрасли. Это будет полезно для всех».
Опыт на экспорт
Более того, опыт нефтегаза может быть полезен и для расширения экспортного потенциала ИТ-индустрии.
«Мир никогда не будет однополярным, и то, что сейчас происходит с нами, это просто колоссальная рыночная возможность, — объясняет Андрей Ветошкин. — Есть просто сумасшедший рыночный потенциал у всех платформ, в том числе социальных, которые представляют собой альтернативу тем западным платформам, которые есть сейчас. Мы, к примеру, видим, востребованность наших экосистемных решений в Эмиратах. Там не хотят видеть у себя американские и китайские решения и открыты к изучению наших продуктов. Т.е. речь идет о рынке в 500 млн человек».
«За последние 3 года мы многого добились на пути создания единого цифрового пространства для строительства. И этот продукт вместе с нашим партнером мы сейчас показываем, в том числе, и зарубежным строительным компаниям и организациям, специализирующимся на управлении инвестиционными проектами», — отметил Сергей Федотов.
Павел Жегалин добавил, что развитие продукта на внутреннем рынке может в значительной степени поспособствовать его продвижению и на внешних рынках. «Ключевая задача — сделать продукт хорошо здесь, внутри страны, и рынок сам за ним придет — сработает сарафанное радио. То, что мы в Росатоме делаем сейчас, в том числе и ПО, это конкурентные решения, которые мы и дальше будем развивать», — резюмировал эксперт.