От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Как цифровые сервисы делают город более комфортным

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин — о результатах цифровой трансформации города и новых сервисах

По итогам 2022 года Петербург стал вторым в рейтинге IQ городов, оценивающем ход и эффективность цифровой трансформации городского хозяйства России. Однако отрыв от Москвы по баллам достаточно существенен, т.е. городской администрации есть к чему стремиться и над чем работать. О том, как происходит цифровая трансформация Северной столицы, чего удалось добиться за завершающийся 2023 год и что жителей ждет в будущем — в интервью РБК Петербург рассказал вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин.

Цифровая стратегия

— В Петербурге действует Стратегия цифровой трансформации. Как сейчас проходит ее реализация?

— Напомню, что стратегия цифровой трансформации разрабатывалась по поручению президента Российской Федерации Владимира Путина и была утверждена губернатором нашего города осенью 2021 года. Т.е. она реализуется уже почти два года. Прежде всего отмечу, что тот массив мероприятий, который мы запланировали при проектировании нашей цифровой стратегии, распространяется на 13 отраслей. В список включены и промышленность, и транспорт, и образование, и здравоохранение, и так далее. Все эти индустрии вошли со своими мероприятиями в общий городской план.

И практически по всем этим направлениям мы сегодня видим внедрение новых сервисов, государственных информационных систем либо существенную модернизацию уже развернутых решений.

— Какие из них вы бы выделили?

— Из ближайших крупных историй мы ожидаем запуск платформы «Спортивный Петербург». Это новый государственный информационный ресурс, система, которая поможет сделать общественный спорт более доступным, прозрачным, понятным, близким к месту проживания каждого горожанина. Кроме того, в ней будет учитываться и инфраструктура для развития профессионального спорта.

— В городе работает экосистема городских сервисов «Цифровой Петербург». Сколько там сейчас сервисов, какие они?

— Суммарно их в экосистеме более 200, но мы выделяем отдельную часть — наш флагманский проект, мини-приложение «Я здесь живу». Оно открывает для пользователя разнообразные возможности той улицы, района и дома, где он живет: все сервисы здесь привязаны к адресу горожанина. Совсем недавно мы открыли в «Я здесь живу» новую возможность, связанную с анализом нестационарных мест малой торговли. С ее помощью любой житель города может посмотреть, кто рядом с ним легально ведет торговлю, а также организовать некий общественный контроль, сообщив через приложение городу данные о точках, вызывающих сомнения.

Кроме того, в ходе Международного форума «ИТ-Диалог 2023» было подписано соглашение о сотрудничестве на безвозмездной основе между СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр» и компанией «Би Питрон». В рамках соглашения будет протестировано решение с применением технологии машинного зрения, которое также поможет в реальном времени выявлять и детектировать нестационарные торговые объекты. Мы стремимся сделать торговлю более цивилизованной и повысить качество развития потребительского рынка.

Локальные решения

— Планируется ли запускать внутри экосистемы новые микросервисы?

— Да, в ноябре в «Я здесь живу» был в полной мере развернут полноценный сервис городских новостей. Главной особенностью сервиса является то, что пользователь может увидеть в них события Петербурга, локализованные по трем категориям: «Мой округ», «Район», «Город».

Мы планируем запускать и другие сервисы, и рассчитываем, что вместе с порталом Госуслуг и «Наш Санкт-Петербург», а также мини-приложением «Я здесь живу» нам удастся сформировать единую среду с государственными услугами и городскими сервисами по месту жительства.

— Все ли сферы жизни города уже охвачены цифрой?

— Нет, конечно, есть куда двигаться. Так, необходимо внедрять дополнительные источники информации в виде чат-ботов или других сервисов именно для информирования горожан. Есть и отраслевые задачи, которые мы решаем в партнерстве с отдельными комитетами города и вице-губернаторами. Планы у нас большие.

— Можете привести пример?

— Например, в этом году на Васильевском острове была развернута система видеонаблюдения за детской площадкой, особенностью которой является обработка изображения нейросетями. Алгоритмы видеоаналитики замечают неисправности фонарей уличного освещения, переполнение урн мусором, наличие граффити и незаконной рекламы, вандализм и другое. В случае успешного пилота, такой подход по обеспечению безопасности к детским и спортивным площадкам может быть растиражирован.

— Какие еще сервисы могут появиться в городе в будущем?

— Вскоре должен появиться сервис для пенсионеров, в котором будут аккумулироваться данные о социальных центрах поддержки, предстоящих мероприятиях и способах оформления льгот. В приложении также будет размещен блок информации, посвященный финансовой грамотности и противодействию мошенникам.

В следующем году должны запуститься новые сервисы в области туризма. В настоящее время для нашей туристической платформы разрабатывается расширенный справочник городских достопримечательностей и маршрутов, единый календарь событий, система аттестации гидов и экскурсоводов. Также готовится система личных кабинетов для туристов и гидов. С их помощью экскурсоводы смогут публиковать на портале visit-petersburg.ru информацию об экскурсионных маршрутах, стоимости экскурсий и их расписание. Для туристов будет доступен рейтинг гидов, сформированный на основе оценок предыдущих посетителей.


В основе экосистемы городских сервисов «Цифровой Петербург» лежит принцип открытости данных, которые годами и десятилетиями накапливались в государственных информационных системах города. Проект направлен на решение проблемы недостаточной осведомленности граждан о существующих государственных сервисах и услугах, а также сложности поиска материалов, чтобы определить для себя порядок действий в той или иной жизненной ситуации. Создатели экосистемы руководствуются пониманием того, что город в полной мере может удовлетворять потребности граждан только в сотрудничестве с партнерами и сторонними разработчиками. Поэтому Санкт-Петербург предоставляет доступ к данным и функциям информационных систем через открытые API, открывая простор для их использования на благо горожан.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Инструменты Технологическая демократизация: в поисках преимуществ
Содержание
Закрыть