Инновации , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Стройка уходит в цифру

Фото: piqsels.com
Фото: piqsels.com
Для продолжения поступательной цифровизации строительная сфера должна преодолеть вызванные санкциями трудности и найти способ трансформировать процессы

Цифровизация ради цифровизации, а вернее — чтобы стать первыми и самыми инновационными, уже давно не интересует ни одну отрасль, строительная — не исключение. Первоочередными являются именно экономические преференции, которые может дать та или иная технология или инструмент. Сейчас, когда к невысокой маржинальности добавились проблемы с доступом к технологиям из-за ухода западных вендоров, строительная индустрия оказалась перед серьезным вызовом.

Не ТИМом единым

Оценки сроков окупаемости внедрения разных технологий экспертами сильно различаются. Например, в отношении технологии информационного моделирования (ТИМ) до 2022 года чаще всего говорили о возврате инвестиций за 1-3 года при внедрении на стадии проектирования. Когда западный вендор, которому принадлежала наиболее существенная доля рынка ТИМ-решений в нашей стране, ушел из России, подобные ожидания сдвинулись вправо. Первые полгода девелоперы и проектировщики искренне не понимали, на что рассчитывать при отсутствии отечественных аналогов и как сохранить достигнутый уровень цифровой зрелости.

Начальник отдела цифровизации девелоперской компании, специализирующейся на комплексном развитии территорий, Константин Иваницкий считает, что сейчас срок окупаемости инвестиций в BIM стал критичнее: речь идет о 5-10 годах или даже больше. «Все архитекторы, проектировщики, службы заказчика — они все привыкли к BIM-продуктам ушедшего с нашего рынка западного вендора, а отечественные решения отстают где-то на 10 лет. И пока мы догоним, пока сможем нарастить качество информации, пройдут годы».

Как показала дискуссия, сейчас игроки отрасли выбрали тот или иной путь и даже не оказались полностью от экспериментов. Однако у каждого этот путь свой собственный. Например, директор по IT и цифровым решениям федерального девелопера Алексей Митрофанов, считает, что сейчас целесообразно идти по пути приоритетной цифровизации тех направлений, которые наиболее доступны и возможности воздействия на которые понятны. Именно в этом случае маржинальность не пострадает. «В первую очередь, надо создавать информационные модели, внедрять систему обмена данными, обучить людей в ней работать, проверять модели на коллизии и согласовывать документацию и т.д. И чем больше застройщик будет брать на себя, добавляя подобных ИТ-элементов в разные этапы строительного цикла, тем быстрее и больше будет расти маржинальность», — уверен эксперт.

Роботы и данные

Цифровая модель остается в центре внимания участников строительного рынка. Так, директор службы систем информационного моделирования департамента технологической платформы девелоперской группы Анастасия Пулатова убеждена, что рано или поздно вся цифровизация строительной отрасли будет строиться вокруг данных из цифровых моделей. «Однако вопрос стоимости внедрения и возврата инвестиций очень актуален, — подчеркивает эксперт. — Невозможно получить какой-либо положительный экономический эффект от новой технологии на пилотном проекте и даже в течение одного года после его завершения для компании, которая занимается нетиповым строительством. Положительного результата можно добиться, когда есть наработанные базы, библиотеки решений, определенные методики, стандарты, которыми участники проекта руководствуются».

Константин Иваницкий в связи с произошедшими изменениями предлагает делать ставку на robotic process automation — RPA — применение роботов для автоматизации процессов. Как рассказал эксперт, у застройщиков многие процессы до сих пор реализуются в ручном режиме, поэтому на них тратится много времени, а количество ошибок высоко. RPA решает эту проблему, исключая из цепочки людей, тем самым позволяет снизить зависимость от человеческого фактора и себестоимость, что ведет к повышению маржинальности.

Сквозная цифровизация

Многие участники дискуссии говорили о том, что разные представители строительной отрасли активно экспериментируют и внедряют различные технологии на разных этапах жизненного цикла объекта. При этом пока не приходится говорить о том, что есть наиболее продвинутые компании, идущие с большим отрывом от конкурентов по уровню цифровой зрелости. Проблема в отсутствии комплексности цифровизации. А именно такой подход дал бы лучший эффект для маржинальности.

Директор по стратегическому развитию и коммуникациям компании, специализирующейся на строительных инновациях и моделировании территорий, Евгений Антонов уверен в необходимости сквозной цифровизации, однако предлагает не забывать и о тех этапах, которые существуют еще до начала работ над конкретным проектом. «Когда компания собирается купить землю или решает, что построить на имеющемся участке, она должна провести оценку того, сколько квадратных метров сможет получить, когда нет ничего кроме травы и кустарника. Поэтому расчеты часто интуитивны и, как результат, проекты убыточны или низкомаржинальны. Цифровизация же позволяет с учетом всевозможных федеральных и региональных нормативов, демографических факторов и много другого просчитать перспективы», — объяснил эксперт.

Есть и множество других направлений, до сих пор недоцифровизованных. В их числе называют собственно строительный процесс, цифровизации которого мешает и низкая квалификация рабочего персонала, и необходимость серьезных вложений, и даже погодные условия. Среди болевых точек — и этап эксплуатации зданий, потому что в случае с жилыми домами клиент еще не всегда готов платить за умные системы.

При этом эксперты уверены: для профита в маржинальности важно не только внедрять отдельные решения или даже идти путем сквозной цифровизации — еще более значимой задачей должна стать трансформация самих процессов. Иначе цифровизация будет напоминать временные костыли. Лишь аудит и дальнейшее изменение процессов в сторону цифры могут оказаться определяющими для динамики прибыли на строительном рынке. Причем, от этого выиграют не только девелоперские компании, заказчики и подрядчики, но и конечные потребители – те, кто будет покупать жилую недвижимость или пользоваться промышленными объектами.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Инновации Дата-центричная экономика: риски и перспективы
Содержание
Закрыть