«За прошедшие полтора года темпы цифровизации строительной индустрии не снизились. Причина в том, что с появлением новых инструментов и решений, таких как цифровые информационные модели, системы управления проектами и другие технологии, строительная отрасль становится более эффективной, прозрачной и инновационной. И отказываться от этого не стоит. Цифровизация позволяет сократить время и затраты на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов, оптимизировать процессы, улучшить качество и безопасность. Кроме того, переход на цифру упрощает коммуникацию и взаимодействие между участниками строительного процесса. В новых условиях доступности технологий возникает возможность внедрять инновационные решения, разрабатывать уникальные проекты и повышать конкурентоспособность отрасли в целом. Так что, по моему мнению, цифровизация становится неотъемлемой частью будущего строительной отрасли, и с каждым годом ее значение будет только расти.
При этом важно, что вопросы цифровизации отрасли находятся на постоянном контроле в Министерстве строительства и ЖКХ Российской Федерации. Федеральные органы власти ставят задачу по интеграции ведомственных информационных систем и обмену информацией. Мы, безусловно, движемся по этому пути и останавливаться не намерены.
Подчеркну: в своей работе мы используем отечественное программное обеспечение или решения, которые находятся в открытом доступе. Поэтому уход с российского рынка западных компаний не повлиял на наши процессы, и мы не столкнулись с необходимостью менять используемые решения.
Во многом благодаря этому за последнее время сделано много значимых шагов. Мы доработали электронные сервисы, и теперь реестры уведомлений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию, о планируемом сносе и завершении сноса доступны на нашем сайте. Эти изменения были внесены для повышения доступности информации о государственных услугах, оказываемых Госстройнадзором.
Нами были созданы и новые подсистемы в информационной системе Госстройнадзора. Введена в эксплуатацию цифровая платформа «Цифровой строительный надзор». Она как раз направлена на осуществление государственного строительного надзора в цифровом формате без использования бумажного документооборота. С помощью этой платформы можно визуализировать информационную модель объекта строительства и создавать «электронные планы проверок» — чек-листы проверок. Эта новая функциональность сократит сроки проведения проверок, улучшит их качество и повысит прозрачность процесса.
Есть перспективные инициативы и на региональном уровне. Санкт-Петербургский Центр госэкспертизы внес изменения в типовую форму задания на проектирование и сформировал минимальные требования к цифровым информационным моделям, которые лягут в основу федеральных требований. Этот вклад отметил Минстрой этим летом. Наше предложение связано, прежде всего, с необходимостью внесения конкретных требований в пункты типовой формы, касающиеся применения технологий информационного моделирования (ТИМ).
Отмечу, что отсутствие или некорректное заполнение требований к цифровым информационным моделям в задании на проектирование (ЗНП) приводит к рискам всех участников инвестиционно-строительного процесса. Для заказчика — это перспектива не получить необходимые данные в соответствующих форматах. Для исполнителя — неправильно истолковать требования и выполнить ненужную работу, которая не будет оплачена. Для экспертизы и надзора также есть риск оценки представленных материалов на «расплывчатые» требования. Считаю, что соблюдение единых требований позволит заказчикам более осмысленно включать в ЗНП информацию о применении ТИМ.
Важно отметить, что каждое требование в ЗНП должно преследовать конкретную цель. В этой связи в Санкт-Петербурге в рамках региональной рабочей группы по управлению жизненным циклом объектов капитального строительства, созданной в 2020 году, были сформулированы базовые цели формирования трехмерных моделей. Исходя из них профессиональным сообществом и Центром госэкспертизы Санкт-Петербурга разработаны минимальные требования к цифровым информационным моделям. В результате проделанной работы в помощь государственным заказчикам был существенно переработан региональный методический документ «Руководство по проектной подготовке капитального строительства в Санкт-Петербурге» (РМД 22.11.2013), в который вошли шаблон заполнения типовой формы ЗНП и минимальный набор требований к трехмерным моделям. Мы планируем и дальше работать в направлении цифровизации отрасли — потенциал этого процесса огромен».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.