Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Экономика все еще неустойчива»

Фото: piqsels.com
Фото: piqsels.com
Бизнесмены назвали новые, тревожные и обнадеживающие, тренды в экономике

Динамика показателей петербургского бизнеса в разных сегментах испытывала влияние разных факторов, активно менявшихся последние полтора года. РБК Петербург попросил представителей работающих в городе компаний оценить воздействие новых экономических реалий на их бизнес в 2023 году и рассказать о том, что изменилось в экономике города за последние восемь месяцев.

«Экономика все еще неустойчива»
Вячеслав Алексейцев, управляющий директор управляющей и инвестиционной компании «People&People» (в портфель входят сервисы «Грузовичкоф», «Таксовичкоф», «Ситимобил», «Dostаевский», «Kistochki»):

«Мы наблюдаем постоянный и активный спрос на услуги портфельных сервисов, которые ставят рекорды по выручке. Росту выручки и прибыли сервисов поспособствовал именно прошлогодний кризис. Во-первых, в 2022-м резко выросла ключевая ставка и стоимость денег стала гораздо выше, во-вторых, вдвое выросла стоимость запчастей, автомобилей, всех материалов.

Этот кризис подсветил узкие места, в которых сервисы были непродуктивны. Пришлось активно работать над повышением операционной эффективности и оптимизацией издержек. В результате были перестроены, оптимизированы и автоматизированы бизнес-процессы, благодаря чему выросла индивидуальная и общая результативность в каждом сервисе.

«Кризис подсветил узкие места, в которых сервисы были непродуктивны»

В этом году мы наблюдали стабилизацию ситуации до недавнего времени, пока ЦБ вновь не поднял ставку. Это негативный показатель, который означает, что экономика все еще неустойчива. Также тревожный звонок для нас — новый закон о такси, из-за которого предполагаем резкий рост стоимости услуг такси и падение спроса. Однако есть и позитивный сигнал: государство и Московская биржа сейчас прорабатывают механизмы стимулирования бизнеса, чтобы российские компании могли проще выходить на IPO и, соответственно, привлекать другой капитал, помимо кредитных средств. Интерес к IPO говорит о том, что в стране есть инвесторы, у которых есть средства, чтобы вкладываться в развитие бизнеса в России».

«Экономика все еще неустойчива»
Дмитрий Козлов, генеральный директор булочно-кондитерского холдинга «Коломенский» (комбинат «Коломенский», предприятия «Хлебный дом», «Волжский пекарь», «Дедовский хлеб», «Балашиха хлеб»):

«В этом году важным изменением для производителей стал рост себестоимости хлебобулочной продукции, вызванный рядом факторов. С начала года стоимость муки увеличилась на 5–10% — в настоящий момент средняя цена килограмма муки в Петербурге достигает 24–25 руб., в январе она составляла 22 руб. Кроме того, параллельно с ростом курса также увеличиваются цены на другие составляющие продукции — жиры, дрожжи, подсолнечное масло и т.д.

При этом сырье — далеко не основной драйвер роста себестоимости производства. Наверное, впервые за последние 10–12 лет основным драйвером повышения себестоимости является рост зарплат — за полтора года в нашей компании он составил более 35%. Сейчас в себестоимости производства хлеба долю в размере 35% составляет оплата труда и логистические перевозки.

Каждое предприятие, в зависимости от его финансового состояния и планов, самостоятельно решает — принять ли рост затрат на себя или переложить его на покупателя. В любом случае есть четкий барьер, выше которого никто не прыгнет — отпускные цены на хлебобулочную продукцию, несмотря на увеличение издержек, этой осенью не поднимутся в магазинах выше уровня инфляции».

«Экономика все еще неустойчива»
Борис Френкель, директор по взаимодействию с государственными органами компании «Свеза»:

«Можно сказать, что 2023 год для всех участников российской лесопромышленной отрасли оказался стабильнее предыдущего. В 2022 году ЛПК столкнулся с беспрецедентным санкционным давлением. Тогда отрасль лишилась ряда важных рынков, кроме того, оказались разорванными многие логистические цепочки. Поэтому в прошлом году «Свеза» сфокусировалась на усилении присутствия на внутреннем рынке и в странах, которые не затронули ограничения. Также мы скорректировали систему логистики. Важную роль сыграла и поддержка государства. Эти меры помогли нашей компании добиться стабилизации ситуации и продемонстрировать некоторую позитивную динамику по ряду показателей.

Главным позитивным сигналом в этом году стала господдержка лесопромышленной отрасли как наиболее пострадавшей от санкций. В первую очередь я имею в виду субсидии затрат на логистику, которые сделали продукцию российского ЛПК более конкурентоспособной на глобальных рынках.

Можно констатировать, что у российского ЛПК есть возможности по усилению позиций на не затронутых ограничениями рынках. Вместе с тем, на доступных направлениях выросла конкуренция. Поэтому отрасль все еще нуждается в комплексной поддержке — ситуация неопределенности сохраняется.

«Можно констатировать, что у российского ЛПК есть возможности по усилению позиций на не затронутых ограничениями рынках».

«Экономика все еще неустойчива»
Андрей Мусихин, совладелец ресторана Jerome:

«Нынешний сезон стал для нас одним из самых сильных. В 2023 году однозначно стало больше туристов. Люди меньше выезжают за границу, больше путешествуют по городам России. А Санкт-Петербург вообще стал «номером один» в списке самых посещаемых городов среди отечественных туристов. И, как бы это ни было удивительно, в этом году было много гостей из Европы и Арабских Эмиратов.

Ушли большие бренды шампанского, некоторые производители вина из Европы покинули наш рынок. Алкоголь из Новой Зеландии, Австралии и Америки вообще полностью ушел с рынка.

Стало сложнее с посудой, стеклом из Европы и качественным текстилем — долго, дорого, либо вообще никак. Сложнее стало с поставкой продуктов, некоторые «из-под земли» приходится доставать.

Выпадает низкий сегмент с вином с учетом обновленного курса валют и повышения пошлин. То есть то, что стоило 600 рублей, стало стоить 1000. Однако никто не паникует: наш рынок очень пластичный, в кратчайшие сроки бизнес подстроится под новые реалии».

«Экономика все еще неустойчива»
Елена Юр, владелец ноу-хау при производстве товаров и услуг под товарным знаком ТОКИО-CITY:

«Сейчас довольно трудно оценивать текущую экономическую ситуацию, ведь в последние месяцы и годы мы постоянно сталкиваемся с внешними стрессовыми факторами и подстраиваемся под новые реалии. Наша задача в сложившихся обстоятельствах — сохранить достигнутые результаты.

Разумеется, прошлый, 2022 год был непростым для бизнеса в целом и, конечно, для нас. Мы столкнулись с множеством вызовов одновременно. Самыми ощутимыми негативными факторами можно назвать, пожалуй, рост курса валют весной и осеннюю мобилизацию. Все это отрицательно сказалось на финансовых показателях. Целевые ориентиры, которые мы ставили перед собой в начале финансового года, предсказуемо достигнуты не были.

Не удалось реализовать и планы по развитию компании. Так как в условиях большой неопределенности подавляющая часть потенциальных франчайзи отказалась от открытия нового бизнеса и инвестиций. Также пришлось отменить намеченную ранее реновацию устаревших объектов. Параллельно из-за увеличения расходов, роста цен на продукты и падения спроса прошлой осенью снизилась маржинальность.

Уход с рынка иностранных дистрибьюторов поменял ситуацию в корне. Но здесь надо отдать должное тому, как быстро российский бизнес адаптируется к изменениям. Именно благодаря этой быстрой адаптации нам удалось оперативно найти замену ушедшим поставщикам среди отечественных производителей.
Кстати, до сих пор идет перераспределение рынка. Ну, а мы продолжаем искать новых поставщиков и постоянно пересматриваем пул партнеров».

«В условиях большой неопределенности подавляющая часть потенциальных франчайзи отказалась от открытия нового бизнеса и инвестиций. Также пришлось отменить намеченную ранее реновацию устаревших объектов».

Подготовили Владимир Грязневич, Дарья Волкова

Экспертиза Демографическая драма
Скачать Содержание
Закрыть