На фоне общего замедления рынок эстетической медицины Петербурга, по оценкам частных клиник, продолжает удерживать позитивную динамику. Во многом этому способствует привлечение новой целевой аудитории, в том числе мужчин, и рост повторных обращений. Немаловажный вклад в рост петербургского рынка эстетической медицины вносит антиэйдж-направление. О ключевых трендах в области антивозрастной эстетической медицины и особенностях сегмента — в материале РБК Петербург.
Состояние рынка
Российский рынок эстетической медицины в 2023 году вступил в стадию стагнации: финансовые показатели клиник не растут, а количество пациентов снижается, следует из опроса руководителей медицинских организаций, входящих в Национальную ассоциацию клиник эстетической медицины (НАКЭМ). По данным ассоциации, в январе — сентябре 2023 года большинство респондентов фиксируют сохранение оборотов на уровне прошлого года. Прирост оборотов в пределах 10% отметили только несколько представителей рынка, подчеркивает соучредитель, член Совета СРО «Национальная ассоциация клиник эстетической медицины» Юлия Франгулова. Эксперты связывают это с отъездом части постоянных пациентов.
На этом фоне наиболее уверенно чувствуют себя клиники Москвы и Санкт Петербурга, где удается удерживать и даже продолжать наращивать пациентопоток. Это происходит как за счет расширения целевой аудитории — эксперты отмечают увеличение числа пациентов в возрасте от 20 до 35 лет, а также мужчин, пользующихся услугами клиник, — так и развития комплексного предложения.
Укол от старости
Одним из наиболее значимых драйверов развития рынка эстетической медицины в 2023 году стал рост интереса пациентов к антивозрастной профилактике. Так, по наблюдениям президента РОО «Медицина красоты», основательницы блога Pravdaokosmetologah Стэллы Арагонской, заинтересованность в процедурах, замедляющих процесс старения, проявляют все больше и больше людей с высоким уровнем дохода, а также пациенты мужского пола. «Это бизнесмены, крупные и средние чиновники, медийные личности. Они проходят курсы процедур, результатом которых является ухоженный вид роскошного, обеспеченного джентльмена. Они делают пластические операции, которые ликвидируют внешние признаки старения», — отмечает расширение целевой аудитории Стелла Арагонская.
К профилактическому направлению антивозрастной эстетической медицины врачи и эксперты относят большинство косметологических процедур. «В антиэйдж-профилактике самое главное — косметологические манипуляции, именно с них нужно начинать», — уверен главный врач клиники Dega Денис Агапов. В числе первоочередных мер он называет использование солнцезащитного крема, сохранение постоянной массы тела и контроль за мимикой для предупреждения мимических морщин.
Начиная антивозрастную профилактику, пациент должен быть готов к системному подходу в данном вопросе, подчеркивает член ассоциации PreventAge Татьяна Караушева. «Косметология — это система, один раз прийти, сделать процедуру и забыть о проблеме не получится, если человек стремится к ощутимому долгосрочному результату. Врач составляет план лечения или профилактики, как правило, состоящий из двух-трех курсов процедур в год, что позволит поддерживать ткани в хорошем состоянии», — объясняет она.
Лидирующее положение в профилактической косметологии занимают инъекционные методики — для пациента это самый быстрый способ получить желаемый результат, отмечает руководитель отдела маркетинга A3beaute Виктор Попов. «Кроме того, инъекции — это создание резерва, возможность напитать и восстановить кожу, восполнить дефициты, которые отражаются на внешности», — уточняет он.
По оценкам исполнительного директора консалтинговой компании «Право на здоровье» Ольги Гончаровой, сегодня инъекционная косметология занимает около 2/3 косметологического рынка, но эта доля постепенно сокращается в пользу аппаратных методик. На текущий момент емкость рынка инъекционной косметологии в России оценивается консалтинговой компанией в 6 млн манипуляций в год, а объем рынка по итогам года может составить 70 млрд руб., что на 10% ниже, чем годом ранее.
70 млрд руб. по итогам 2023 года может составить объем рынка косметологических инъекций в России
Пациенты все больше стремятся к малоинвазивному вмешательству, сокращению реабилитационного периода, что находит отражение в росте доли аппаратных процедур в структуре оборота клиник косметологии, подтверждает Юлия Франгулова.
В числе наиболее популярных аппаратных методик у пациентов Виктор Попов называет SMAS-лифтинг, игольчатый RF. «Они дают быстрый результат и требуют минимальной реабилитации», — добавляет он.
На стыке технологий
Востребовано у петербургских пациентов и сочетание пластической хирургии и косметологии, отмечают медики. «Важным моментом в омоложении является не только перемещение тканей, но и воздействие на их состояние: работа с качеством кожи, подкожно-жировой клетчаткой, мышечным каркасом», — объясняет эстетический пластический хирург «Института красоты Галактика» Евгения Сиверина.
Однако наиболее выдающиеся результаты дает комплексный подход к профилактике старения, который включает в себя не только манипуляции с внешностью, но и заботу о здоровье в целом, отмечает Стэлла Арагонская. «Нельзя одной косметологией создать красивую внешность. Нужно следить за питанием, придерживаться правильного образа жизни, получать адекватную физическую нагрузку, контролировать вес и давление. Только в этом случае эффект от косметологических процедур будет максимальным», — добавляет эксперт.
Клиники начинают системно использовать комплексный подход. Например, в X-Сlinic антивозрастные процедуры направлены как на внешнее, так и на внутреннее состояние, рассказывает врач адаптационной медицины X-Clinic Анна Музыченко. «Мы рассматриваем организм как единую уникальную систему, используя междисциплинарный подход, который охватывает молекулярный, клеточный, организменный уровни. Это позволяет достигать продолжительного эффекта восстановления и комплексного обновления организма», — делится опытом Анна Музыченко.
У пациентов наиболее востребованы процедуры, направленные на улучшение микроциркуляции, иммунного ответа, работы нервной системы, например, с инструментами газовой терапии — аэрокриотерапия, терапия атомарным водородом, ксенонотерапия. «Также всегда востребованы лимфодренажные процедуры, особенно водолечение. В косметологии стали все более популярны методики клеточного омоложения кожи, однако такие привычные методики, как биоревитализация и коллагенотерапия, также продолжают активно использоваться. Стабильно востребованы детокс-программы», — перечисляет Анна Музыченко.
Профилактическая хирургия
Возможностями эстетической медицины в профилактических целях стоит воспользоваться в том случае, если у пациента есть исходные неблагоприятные факторы, которые в обозримом будущем могут негативно повлиять на внешность, подчеркивает Денис Агапов. «Например, у пациента не хватает проекции подбородка или скул. Из-за этого лицевой маске не за что держаться, и с возрастом она медленно начинает «сползать» вниз. Опытный хирург это заметит еще на ранних стадиях и, если необходимо, посоветует хирургическую операцию, которая замедлит старение», — объясняет Денис Агапов.
Но как таковой антивозрастной профилактики в эстетической хирургии нет, констатирует Евгения Сиверина. «В большей степени это операции, направленные на то, чтобы дать человеку ощущение молодости. Хирургическое омоложение обычно включает в себя периорбитопластику, омоложение средней и нижней трети, однако многие пациенты, не дожидаясь сильных изменений, приходят только на блефаропластику, чтобы освежить и омолодить взгляд, или сделать липофилинг лица. Возможны косвенные варианты омоложения. Например, даже незначительное уменьшение носа, приподнимание его всегда дает антивозрастной эффект. То же самое касается и операций по телу (липоскульптуры, подтяжки груди) — ведь изменение пропорций фигуры также влияет на восприятие возраста человека», — поясняет Евгения Сиверина.
Береги красоту смолоду
По мнению врачей, оптимальным возрастом, когда стоит задуматься об антивозрастной профилактике, является 22–25 лет, а основные меры обычно принимают после 30 лет. «В более молодом возрасте основная проблема — это акне. Если вовремя начать заниматься этой проблемой, то это станет хорошей профилактикой рубцов постакне, поскольку кожа с большим количеством рубчиков и атрофией потом стареет быстрее», — объясняет Татьяна Караушева.
Прийти к косметологу или пластическому хирургу за первичной консультацией стоит, даже если человека ничего не беспокоит, считает Денис Агапов. «Таких сознательных молодых мужчин и женщин у нас много, 15–20% от общего числа пациентов. Это люди, которые следят за своей внешностью и понимают, что, если ею не заниматься смолоду, потом будет поздно», — говорит Денис Агапов.
По мнению Стэллы Арагонской, чем раньше человек осознает необходимость заботы о своей внешности, тем дольше он сможет сохранить молодость и красоту. «Культуру заботы о здоровье и красоте нужно прививать с младых ногтей. Основы использования косметических и косметологических средств можно и нужно включать в школьный курс ОБЖ. Человек должен заранее понимать риски для здоровья, которые несут контрафактные препараты и услуги «серых» косметологов», — уверена Стэлла Арагонская.
«В последнее время особенно набирают популярность процедуры ксенонотерапии и криотерапии, терапия атомарным водородом. И наиболее активно в нашу работу внедряются такие инновационные методики, как программы клеточного омоложения кожи на основе использования собственных фибробластов, или SPRS-терапия».
«Современная пластическая хирургия предлагает наименее травматичные и «заметные» операции, то есть пластика дошла до того, что после пластической операции зачастую сложно определить хирургическое вмешательство на глаз. Естественный результат, практически незаметные рубцы — думаю, это основная причина роста популярности этого типа операций».
«Как таковой профилактики в эстетической хирургии, конечно, нет, но мы можем говорить об операциях, направленных именно на ощущение молодости. Сейчас пациенты не всегда ждут ярких и явных показаний к операциям или наступления определенного возраста, чтобы обратиться к пластическому хирургу».
«Оптимальный возраст, когда стоит задуматься об антивозрастных профилактических мероприятиях внешних изменений, 22–23 года. Если человек заботится о себе, то ему стоит хотя бы раз прийти к косметологу или пластическому хирургу и узнать мнение специалиста о том, как будет протекать процесс старения и какие процедуры могли бы его замедлить».