Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Коллаборация vs конкуренция: как будет развиваться телеком-индустрия

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Телеком-индустрия пережила кризис 2022 года без существенных потерь, но затянув пояса и учась быстро перестраиваться и кооперироваться.

Едва выйдя из коронавирусного кризиса, телеком-отрасль столкнулась с новыми вызовами 2022 года. Наиболее критичными оказались инфляция, сбои в поставках оборудования и невозможность стратегического планирования. И хотя пока проверку на прочность и сети, и сами операторы выдержали, в перспективе 3-5 лет участники дискуссии, организованной РБК Петербург, прогнозируют сложности. Чтобы их избежать, приходится кооперироваться и искать новые ниши для развития.

С привкусом оптимизма

Операторы признают: тот факт, что в 2023 году телеком-операторы продолжают работать, можно считать весьма позитивным итогом прошлого года. Проблем в прошедшем году было очень много, причем часть из них могла оказаться летальной для отдельных компаний или для рынка в целом.

Предсказуемо наиболее тяжело телекому пришлось после начала СВО, а затем и частичной мобилизации. Если первый фактор оказал влияние на взаимоотношения с поставщиками оборудования, большинство из которых были зарубежными, то второй привел к кадровым проблемам. Спасение неожиданно пришло от Минцифры. «Спасибо Минцифре, что в начале осени боролись за каждого сотрудника и помогли отстоять, — говорит директор СПБ ГУП «АТС Смольного» Андрей Захаров. — Проблема была в том, что изначально отсрочки давали только тем, у кого высшее образование. А для телекома были чувствительны монтажники, большинство из которых не имеют высшего образования — только среднее».

Андрей Захаров, СПБ ГУП «АТС Смольного»
Андрей Захаров, СПБ ГУП «АТС Смольного» (Фото: Юлия Лисняк/РБК Петербург)

Если бы Минцифры не помогло, уверены эксперты, то, даже если под мобилизацию попали единицы сотрудников из нескольких сотен, это стало бы беспрецедентным событием, которое порождает много кругов на воде. Следствием стала бы внутренняя и внешняя нестабильность, которые затронули бы не одного, а десятки и сотни специалистов. То, что большинство компаний смогли обосновать и получить преференции, хорошо для рынка в целом.

Ситуацию с кадрами ухудшил и отъезд ряда ИТ-специалистов из страны. И хотя для операторов отток оказался практически незаметным, вкупе с мобилизацией он повлек за собой сложности — правда, не для телекома, а для его бизнес-клиентов. Парадоксально, но сами телеком-компании от этого даже выиграли. «Прошлый год показал, что накопленные нами за 1,5 года ИТ-компетенции оказались востребованными компаниями, у которых уехал или был мобилизован ИТ-специалист или даже часть ИТ-команды. К нам обращались клиенты с просьбами заполнить возникшие в ИТ-ландшафте полости. Ведь для них потеря ИТ-специалистов означала не просто стресс, но и возможность потери скорости и даже остановки бизнеса», — объясняет руководитель коммерческого департамента «ОБИТ» Михаил Телегин.

Михаил Телегин, «ОБИТ»
Михаил Телегин, «ОБИТ» (Фото: Юлия Лисняк/РБК Петербург)

Финансовый фактор

Санкционное давление и инфляция также оказали давление на телеком-рынок. В частности, в 2022 году серьезно сузился горизонт планирования. Если раньше компании могли планировать свои инвестиции и развитие на 3-5 лет вперед, то сейчас, по словам экспертов, в лучшем случае на квартал.

«Мы потеряли возможность качественно планировать бизнес и развитие, потому что опора на стабильность и предсказуемость экономики столкнулась о политические пертурбации, — говорит генеральный директор «Комфортел» Дмитрий Петров. — Сейчас все может «заколоситься», но в долгосрочной перспективе все изменится: рынок перестанет расти, а в отдельных сегментах — уменьшится».

Дмитрий Петров, «Комфортел»
Дмитрий Петров, «Комфортел» (Фото: Юлия Лисняк/РБК Петербург)

Эксперты указывают и на другую проблему, связанную с финансами: с ростом ставок снизилась доступность потребительских кредитов, в том числе на покупку смартфонов и других гаджетов. А между тем приобретение нового устройства – это условие получения современных сервисов, которыми начинает пользоваться абонент. И это означает, что не только ретейлу стало сложнее реализовать новые смартфоны, но и операторам – увеличивать выручку от этих сервисов. Также, по словам участников дискуссии, если бы ставки для юрлиц были ниже, бизнес мог бы активнее решать вопрос с импортозамещением или больше вкладывать в производство.

Директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Сергей Тимошин подчеркивает, что Минцифры поддержало отрасль с точки зрения и скорости принятия решений, и адекватности реакций: «Стабилизировала ситуацию не только возможность отсрочки сотрудников, причастных к сохранению устойчивости инфраструктуры, но также возможность получения инвестиционного налогового вычета и приостановка «закона Яровой» в вопросе увеличения емкости хранения информации. Все это огромные деньги, и финансовый фактор для такой капиталоемкой отрасли, как телеком, очень важен». Регулятор также временно снял требования Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) по запуску связи в малых населенных пунктах и на федеральных трассах. При этом операторы не перестали инвестировать в строительство. Tele2, к примеру, в прошлом году в регионах Северо-Запада запустила базовые станции в 30 поселках, в которых ранее не было мобильной связи и интернета.

Сергей Тимошин, Tele2
Сергей Тимошин, Tele2 (Фото: Юлия Лисняк/РБК Петербург)

Еще одним, во многом вынужденным, трендом прошлого года стали коллаборации: о них говорили практически все операторы — в том числе из-за их финансовой привлекательности. «Те ограничения, с которыми мы столкнулись, будут способствовать коллаборации. Мы сейчас перестраиваем работу и охотно запускаем в нашу кабельную канализацию, помогаем строить сети и т.д. В прошлом году мы запустили мобильную связь в 33-х населенных пунктах Северо-Запада в рамках проекта «Устранение цифрового неравенства» и предлагаем зайти на наши базовые станции и другим операторам», — объясняет директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Александр Логинов. По его мнению, будущее в том числе за межотраслевой коллаборацией — например, с нефтегазовыми предприятиями, которые сейчас переориентируют инвестиционные стратегии на внутренний рынок.

Александр Логинов, ПАО «Ростелеком»
Александр Логинов, ПАО «Ростелеком» (Фото: Юлия Лисняк/РБК Петербург)

Голубые озера

И все же даже в таких сложных условиях операторы смогли реализовать знаковые для них проекты. «Мы увидели быстро растущий спрос на решения по информационной безопасности и сервисы ЦОДов. В частности, мы практически подошли к пределу насыщения по действующим дата-центрам и поэтому срочно запускаем новые площадки, — рассказал Александр Логинов. Компания запустила первый в стране коммерческий арктический ЦОД — самый северный в РФ. Так как сдавался дата-центр осенью 2022 года, то, по словам эксперта, доля российского оборудования в проекте была высокой — ЦОД запустили.

МТС также в прошлом году запустила ЦОД  в одном из регионов — и это уже третий модульный дата-центр в стране. Как заметил директор МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Александр Соловенчук, вопрос с поставками не так легко было решать, из-за чего изменились сроки запуска проекта. Однако это было необходимо, так как речь не только о важнейшей части инфраструктуры, так нужной оператору для развития экосистемы, но и об уверенности в будущем: важно и самим себе, и всем вокруг показать, что телеком жив и готов инвестировать в новые проекты. «Вместе со сложностями, 2022 год принес нам и много возможностей: перед нами стали открываться если не голубые океаны, то озера. Речь про направления, в которые раньше мы смотрели с опаской. С опаской, потому что все было заполнено зарубежными вендорами», — добавляет Александр Соловенчук, рассказывая о том, что в прошедшем году компанией был куплен ряд технологических активов.

Александр Соловенчук, МТС
Александр Соловенчук, МТС (Фото: Юлия Лисняк/РБК Петербург)

«Комфортел» также в прошлом году начал работать над проектом ЦОДа в Петербурге, рассматривая Северную столицу как перспективную площадку и альтернативу Москве для размещения вычислительных мощностей. «В 2022 году мы решили совместно с инвестпартнером построить крупный ЦОД в Петербурге. Масштаб проекта — от 1,5 до 2 тыс. стойкомест. Мы взвесили за и против и понимаем, что сейчас такой проект реализовать непросто, но мы считаем его весьма нужным для рынка и отвечающим на запросы бизнес-пользователей», — объясняет Дмитрий Петров.

По словам генерального директора оператора связи еТелеком Натальи Лукиной, такой интерес к сегменту дата-центров обусловлен тем, что события прошлого увеличили нагрузку на ЦОДы: «Из-за этого встали на паузу крупные проекты, а дефицит стойко-мест уже ощущается в Петербурге и Москве. В данном направлении сложилась ситуация, когда места в ЦОДе бронируются еще до официального открытия объекта».

Наталья Лукина, еТелеком
Наталья Лукина, еТелеком (Фото: Юлия Лисняк/РБК Петербург)

«Со стороны бизнеса ощутимо возрос спрос на безопасность и надежное хранение персональных данных. На фоне проблем с доступом к зарубежным облакам российские компании стали проявлять больший интерес к поставщикам, которые гарантируют хранение данных в России», — комментирует руководитель макрорегиона Северо-Запад MANGO OFFICE Алексей Горбунов. Он также добавляет, что многие крупные компании начали смотреть в сторону гибридных решений, совмещающих преимущества облачной и традиционной IT-инфраструктур: клиент сам может выбрать какая информация может храниться в стороннем дата-центре, а какая — на внутреннем сервере.

Алексей Горбунов, MANGO OFFICE
Алексей Горбунов, MANGO OFFICE (Фото: Юлия Лисняк/РБК Петербург)

Свои «голубые озера» нашли и многие другие игроки рынка. Сергей Тимошин рассказал, что Tele2 видит рост и в своем цифровом продукте мультиподписке Mixx, доступном абонентам всех операторов, и в предоставлении конвергентных услуг: «Теперь Tele2 предлагает своим абонентам добавить к мобильному тарифу домашний интернет и готова конкурировать на рынке высоким уровнем сервиса».

Компания MANGO OFFICE запустила новую услугу «МангоМобайл», которая позволяет интегрировать деловые коммуникации сотрудников, активно использующих в работе мобильный телефон, с виртуальной АТС. Как заметил Алексей Горбунов, для Петербурга это весьма актуально, особенно для компаний, сотрудники которых имеют удаленный или разъездной характер работы.

Выполняя планы

При этом компании не забывают решать и текущие задачи в рамках импортозамещения. Разумеется, и в этом направлении не обошлось без сложностей. Так, Андрей Захаров рассказал, что в прошлом году несмотря на сложности с поставками, которые возникли в том числе у российских производителей, оператор получил партию отечественных коммутаторов и заменил ими оборудование Cisco. Проблема была в резком изменении в начале года курса рубля, что вынужденно увеличило сроки проведения закупки по 223-ФЗ.

По словам директора петербургского филиала билайн Евгения Брянцева, филиалу на фоне ухода вендоров удалось значительно нарастить число инженеров и ИТ-специалистов: «Многих технических сотрудников из тех компаний, которые покинули рынок, мы пригласили работать к нам. Удалось привлечь опытных специалистов, это позволило более стабильно себя чувствовать в период турбулентности и улучшить качество предоставляемых сервисов. К тому же действия Минцифры сделали работу в телекоме более привлекательной для молодежи, так что мы смогли пополнить штат и за счет молодых специалистов. Кроме того, в 2022 году мы активно сотрудничали с СПбГУТ им. Бонч-Бруевича: студенты проходили у нас практику, а наши специалисты читали лекции. В итоге несколько выпускников вуза уже трудоустроены в билайн».

Евгений Брянцев, билайн
Евгений Брянцев, билайн (Фото: Юлия Лисняк/РБК Петербург)

В «ОБИТ» также продолжили развивать направления, запущенные еще до 2022 года. «Своим главным достижением по итогам 2022 года мы считаем то, что «ОБИТ» сохранил курс на наращивание своей ИТ-составляющей. Доля ИТ-сервисов в нашей структуре выручки выросла вдвое, увеличился и портфель продуктов, но что еще важнее — число успешно реализованных проектов для бизнеса. Где-то это были проекты на стыке телекома и ИТ, где-то исключительно отвязанные от сети решения. Мы считаем, что именно это позволило нам вырасти на 11% на стрессовом рынке», — говорит Михаил Телегин.

Что касается будущего, то все операторы надеются на стабильность, хотя и не слишком верят в быстрые изменения. «Рынок сейчас находится в «подвешенном» состоянии и пытается найти ответы на сложные вопросы. Как входить в проекты с окупаемостью в 5-10 лет? Как разрабатывать новые решения? Как инвестировать в собственные инновации? Пока ответов нет. Но все же мы верим, что сложный год позади, и если 2022 мы закончили с ростом, то и дальше будет только лучше», — заключила Наталья Лукина.

Рыночный расклад ИТ-рынок готовится к расширению
Содержание
Закрыть