В 2022 году условия функционирования российской ИТ-отрасли сильно изменились из-за западных санкций (как первичных — государственных, так и вторичных — корпоративных). Кроме того, обострились застарелые проблемы, с частью которых участникам рынка удалось справиться, но значительная часть так и осталась пока не решенной. В 2023 году эксперты, участвовавшие в Public Talk РБК Петербург «Fin de siècle. Новое начало», прогнозируют перемены, которые будут зависеть от скорости осознания потребителями и государством наступления новой реальности и эффективности господдержки экспорта.
Сюрпризы дестабилизации
Прошедший 2022 год существенно дестабилизировал российскую ИТ-отрасль. Главным фактором, по мнению участников дискуссии, стал уход из России многих иностранных ИТ-компаний. Этот фактор особенно важен для Петербурга, отметил президент НП «Руссофт» Валентин Макаров, поскольку здесь концентрация центров разработки иностранных компаний была наибольшей. «Основные проблемы возникли в начале спецоперации. Иностранные центры разработки релоцировались сами и релоцировали свой персонал в другие страны. Этот процесс затронул очень большое количество ИТ-специалистов. Сейчас многие сотрудники этих центров разработки сумели приспособиться — одни уехали, другие перешли на работу в российские компании», — говорит эксперт. В результате, по его мнению, для российского рынка серьезных негативных последствий не произошло, поскольку эти центры разработки поставляли ПО только на «недружественные» теперь рынки.
В то же время некоторые участники дискуссии обозначили ряд проблем, с которыми столкнулись как производители ИТ-продуктов и услуг, так и их потребители. «Первая проблема заключается в том, что для реализации проектов по цифровизации требуется недорогая отечественная современная промышленная сеть для подключения датчиков, исполнительных устройств, камер, преобразователей интерфейсов для соединения с устаревшим оборудованием, — отмечает Александр Васильев, руководитель отдела R&D компании «Комфортел». — В 2022 году мы успели только осознать проблему и выработать требования к техническим характеристикам такой шины».
Эксперт поясняет, что у текущих недорогих систем низкая скорость обмена данными, ограниченное количество устройств в сети (десятки) и устаревшие интерфейсы. Есть промышленные сети, которые построены на базе Еthernet, но у них также есть свои минусы, считает Александр Васильев: как правило, цена конечного решения выше за счет большого количества кабельной продукции и дополнительного оборудования, а отказоустойчивость ниже из-за большого количества узлов в сети. Вместе с тем у данных решений короткие расстояния от узлов сети до конечных устройств.
«Предполагаемая сеть должна быть построена на базе оптических линий. Максимальное расстояние между устройствами должно составлять до 1 км, а максимальное количество устройств в сети — не менее 500 шт. Добавочная стоимость за интерфейс связи для устройств должна быть не более 800 руб. Вторая проблема заключается в том, что оборудование провайдеров верхнего (инфраструктурного) уровня сильно подорожало и/или отсутствует на рынке», — говорит Александр Васильев.
Удар по экспортерам
В то же время в 2022 году российские экспортеры испытали «очень большой удар», отмечает Валентин Макаров. «Те ИТ-компании, которые экспортировали преимущественно в недружественные страны, стали испытывать серьезные проблемы. Возникли первичные санкции, вторичные санкции, невозможность получения денег из-за границы по действующим контрактам. И эта категория компаний особой поддержки государства не получила, — утверждает эксперт. — Они вывели свои центры продаж за пределы РФ, вынуждены были релоцировать за границу часть своих разработчиков. Стабилизация бизнеса у таких компаний происходила очень тяжело. В результате, мы объективно потеряем большую часть того прямого экспорта в западные страны, который долгие годы был главным фактором роста экспорта».
Впрочем, и экспортеры к настоящему времени приспособились к новым условиям. «Центры продаж, которые они создали по всему миру в дружественных странах, успешно работают, причем, как оказалось, они даже продолжают работать с прежними заказчиками [из недружественных стран – ред.]», — отмечает Валентин Макаров.
Экспорт технологического суверенитета
Президент «Руссофт» отметил еще одно явление. «Клиенты в дружественных странах обнаружили, что несмотря на санкции и многократно участившиеся атаки, российские ИТ-системы продолжают нормально работать. И у крупных стран, которые начинают конкурировать с США, возникло желание обеспечить свой технологический суверенитет с помощью импорта продуктов и услуг российских ИТ-компаний, — говорит Валентин Макаров. — И вот этот тренд «экспорта технологического суверенитета» создает нам большие возможности на мировом рынке. К сожалению, наше государство пока это не осознало и не оказывает экспортерам ИТ необходимую поддержку».
В частности, эксперт сетует на то, что государство не помогает обеспечивать иностранные платежи. Санкции фактически разрушили для российских компаний систему международных платежей, и ИТ-отрасль ожидала, что правительство предложит адекватную альтернативу за счет использования цифровых денег и цифровых финансовых активов. Однако этого пока не произошло, констатирует Валентин Макаров.
В то же время генеральный директор компании «Ланит-Терком» Вадим Сабашный считает вполне реальной альтернативой использование криптовалют. Он обращает внимание на то, что российское государство объявило о намерении узаконить использование криптовалют для параллельного импорта. «Почему бы не использовать этот инструмент и для экспорта?» — отметил он. Тем более, добавил эксперт, что в самом конце декабря представители российской власти [в частности, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков – ред.] заговорили об использовании криптовалют для любой внешнеторговой деятельности.
Новые возможности
В 2022 году больше всех пострадали экспортеры, впрочем, это не фатально для компаний, говорят эксперты, поскольку есть возможность усилить работу на российском рынке. «Он достаточно большой и растет, причем, быстрее мирового рынка. События 2022 года предоставили российскому рынку большое окно возможностей — особенно для тех компаний, которые были задавлены мировыми корпорациями. Сейчас для этих компаний появилась реальная возможность вывести свои продукты на российский рынок и рынки дружественных стран. Которые, между прочим, тоже растут и уже занимают половину мирового рынка», — отмечает Вадим Сабашный.
Управляющий партнер группы компаний «F+ tech|Марвел» Алексей Мельников считает, что условия, сложившиеся в прошедшем году, объективно стимулировали реальное, а не показное, импортозамещение в ИТ. «Например, уже существует альтернатива iOS и Android — ОС «Аврора». Однако проблема в том, что под нее создано намного меньше приложений, чем у конкурентов. Для разработчиков приложений должен быть задан определенный стандарт: если крупный банк выпускает приложение для владельцев iPhone, то нужно сделать его и для использования на мобильных устройствах с «Авророй». Многие надеются, что текущая ситуация временная и через года два все вернется к тому, что было раньше. Нет, этого не случится, и через два года не ничего не изменится». В целом, эксперт резюмирует: «Отрасль получила реальные возможности и гипотетические проблемы».
Существенной «пересборки» российской ИТ-отрасли Валентин Макаров не почувствовал. По его мнению, в 2022 году отрасль занималась главным образом стабилизацией после сильного удара западных санкций (государственных и корпоративных). «Отрасль выжила, вбрасываются серьезные деньги на импортозамещение. Заметного эффекта мы ожидаем от работы по военным заказам. Они потребовали новых усилий, новых идей. Может быть, здесь появятся полезные разработки и для частного рынка», — говорит он.
Вадим Сабашный считает большой удачей, если «новое начало» получат малые узкоспециализированные компании — например, решения для нефтегазового сектора, для финансового сектора. «До последнего времени эти сектора были сильно монополизированы — в них присутствовало в лучшем случае 2-3 производителя. Сейчас появилась возможность их демонополизировать за счет малых компаний-разработчиков», — полагает эксперт.
Генеральный директор ГК ITGlobal.Com Дмитрий Гачко согласен, что многие российские ИТ-компании, которые заранее разрабатывали свои продукты, сейчас «получили карт-бланш» на российском рынке. Те же, кто ориентировались на внешние рынки, сейчас «ушли» за границу. «И это самая большая беда», — считает он. По его мнению, такой бизнес больше всего ждет от государства не налоговых льгот, а обеспечения адекватной регуляторики. «Государственный регулятор должен поспевать за временем, но он до сих пор не выполнил насущную задачу по установлению адекватных правил игры для применения криптовалют в расчетах», — сетует предприниматель. В то же время, он подчеркивает, что технологии блок-чейна позволяют вести глобальный бизнес даже с гражданами недружественных стран.
Ожидания бизнеса
Валентин Макаров ожидает, что, во-первых, государственные средства, выделенные на импортозамещение в ИТ, скоро придут в отрасль, и стартапы начнут серьезно работать. Во-вторых, государство в ближайшее время, как обещало, откроет возможность использования альтернативных платежных систем. «И самое главное — государство сможет решить вопрос поддержки ИТ-экспорта. Сейчас поддерживается любой экспорт товаров — но не поддерживается экспорт услуг, к которым относится ПО, хотя он является основой нового технологического уклада для многих стран мира. Это просто нонсенс, — считает президент «Руссофта». — Из-за этого мы не можем получить ни кредит под госгарантии, ни страхование инвестиций в дружественных странах».
Первое, что ждет в новом году, полагает Вадим Сабашный, — это появление новых продуктов, причем, разных — как потребительских, так и узкоспециализированных. Также он, как и Валентин Макаров, ожидает адекватной господдержки экспорта российских продуктов — «конкурентоспособных, обкатанных потом и кровью наших пользователей». Чтобы эти продукты обеспечили технологический суверенитет дружественных стран.
Дмитрий Гачко рассчитывает, что процесс импортозамещения ушедших продуктов будет продолжаться. «Многие пользователи до сих пор ждут, когда иностранные продукты окончательно сломаются. Но постепенно они приходят к осознанию, что замещение неизбежно. Это стимулирует рост российских разработчиков», — полагает эксперт. Также он, как и коллеги, считает крайне важным господдержку экспорта — как в регуляторной сфере, так и в финансовой.
Будущее определит потребитель
Александр Васильев считает, что ситуация на рынке ИТ будет во многом зависеть от потребителей: «Необходимо понимать, что глобальные изменения приносят непрогнозируемые изменения моделей продаж ИТ-продуктов. Будут ли, как и ранее, ИТ-продукты иметь возможность создаваться за инвестиционные средства, а продаваться вдолгую за счет абонентской платы? Или же доходы пользователей систем снизятся и не позволят инвесторам вернуть вложенные средства? Насколько виртуальные активы будут ценны завтра?» При этом он напоминает о нерешенной до сих пор проблеме монополизации ресурсов для обеспечения услуг связи (канализации, опоры, крыши). «Все это вопросы 2022 года. Пока нет ответов, рынок продолжает действовать по инерции в начатых ранее проектах, и вряд ли в таких условиях будут начинаться новые масштабные проекты», — считает он.
Свои ожидания в 2023 году Александр Васильев сформулировал так: «В течение 2023 года цена ИТ-решений должна начать снижаться. Попытки повышения стоимости услуг скорее будут приводить к отказу от таких систем. При этом будет снижаться и ожидание законченности и уровня сервиса. Цена, работоспособность и выполнение основных (полезных) функций будут определяющими факторами при выборе технического решения. Заказчики должны быть готовы к экспериментам и временным задержкам на получение нужного результата. Произойдет переход от брендовых законченных продуктов и хорошей техподдержки к более перспективным и молодым техническим решениям. Это даст существенную экономию на оборудовании и ПО, но потребует терпения и внимания».
Алексей Мельников тоже ожидает изменений в поведении клиентов. «Они должны осознать, что все, с одной стороны, изменилось. Прежние поставщики ушли и пора переориентироваться на новых. С другой стороны, на рынке есть специалисты с необходимым опытом — это не только дистрибуторы, но и производители. И в этом смысле ничего не изменилось. Поэтому не нужно заниматься поставками или замещением самостоятельно, есть те, кто знает, как перемещать сложные технологии через множество границ, и профессионально поможет закрыть потребности, избегая ненужных рисков», — говорит эксперт.
В итоге степень осознания клиентами наступившей реальности — это то, что будет определять рынок, полагает эксперт. Есть российские технологии, есть иностранные технологии — и те, и другие вполне доступны. Для самих же участников рынка одной из важнейших задач в 2023 году будет «слезть с американской, точнее англосаксонской, иглы и попытаться не залезть на иглу китайскую». «А вот это, второе, очень сложно», — заключает Алексей Мельников.