Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Путешествие на край земли

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Как Русский Север стал туристическим центром притяжения

Рост турпотока на Русский Север в последние 3 года, несмотря на события в стране и мире, кажется невероятным. В 2021 году Карелия приняла больше туристов, чем до пандемии в 2019 году, а к концу 2022-го побила и этот рекорд, приняв более миллиона гостей. Такую же планку ставит для себя Мурманская область. Рост интереса туристов к северу привлек частных и государственных инвесторов. В свою очередь, активность предпринимателей открывает перед северными регионами неожиданные перспективы — создание большой курортной индустрии в холодных широтах.

Близость Арктики

Среди регионов Европейского Севера Республика Карелия — безусловный лидер в сфере туризма. Эта отрасль несколько лет подряд опережает другие сегменты региональной экономики по темпам роста. В 2022 году Карелия приняла более миллиона туристов, практически не ощутив спада даже в тяжелые для страны периоды начала СВО и частичной мобилизации.

«Мы находимся рядом с крупнейшими городами страны — Москвой и Санкт-Петербургом, поэтому у нас турпоток только увеличился, в это непростое время к нам все ломанулись, — объясняет успех Карелии в туризме руководитель Корпорации развития Республики Карелия Евгений Перов. — Реконструкция аэропорта, завершившаяся несколько лет назад, позволяет очень быстро долететь до Петрозаводска, «РЖД» организовали удобное железнодорожное сообщение. В общем, к нам не лень приехать даже на выходные. И огромное преимущество — это близость Арктики. Арендовал машину — и через 200 км по отремонтированной федеральной трассе оказался на Белом море». Все эти преимущества позволили Карелии нивелировать уход иностранных туристов после пандемии и начала СВО.

Точки притяжения

Наиболее популярны в Карелии горный парк «Рускеала», музей «Кижи», заповедник «Кивач» и остров Валаам. Проект «Рускеала» стал настоящим туристическим феноменом, сумев привлечь гостей, несмотря на отсутствие морского побережья и горнолыжных склонов. В 2021 году «Рускеалу» посетили 560 тыс. туристов. По мнению научного сотрудника Института экономических проблем Кольского научного центра РАН Эдуарда Грушенко, стремительный рост турпотока в приграничный горный парк «Рускеала» «дал региону синергетический эффект, объединив вокруг проекта порядка трехсот человек — представителей малого бизнеса и туристических компаний». Кроме того, значительную роль сыграла компания «РЖД», пустив в «Рускеалу» «Ласточки» и создав новые комплексные маршруты.

560 тыс. туристов посетили «Рускеалу» за 2021 год

Гламурные инвестиции

В 2021–2022 годах в туристические проекты арктической Карелии инвестировано около 1,2 млрд руб. (в целом объем инвестиций в регионе оценивается в 97,5 млрд руб.), при этом объем налоговых поступлений от сферы туризма в 2022 году составит более 350 млн руб. В основном инвесторы вкладываются в создание средств размещения и придорожного сервиса. Загрузка имеющихся гостиниц в течение последних двух лет превышает 70%, что говорит о недостатке инфраструктуры. В целом рынок туруслуг в Карелии растет на 10–15% в год.

Около 1,2 млрд руб. инвестировано в 2021–2022 годах в туристические проекты арктической Карелии

Нехватка средств размещения остается главной проблемой туристической отрасли региона. Возможно, поэтому самыми распространенными средствами размещения стали модульные гостиницы (глэмпинги), не требующие специальных разрешений на строительство, и размещение в том же лесфонде. Срок их окупаемости в Карелии, по словам главы Корпорации развития Карелии Евгения Перова, составляет около года, при этом цена размещения порой выше, чем в гостинице. «Возможно, сказывается нехватка средств размещения и популярность Карелии. Глэмпинги заряжают цены очень серьезные. В среднем это 10 тыс. руб. за ночь что в Приладожье, что на севере, без разницы. В гостинице средний чек в летний сезон 6–7 тыс. руб. за ночь», — говорит Евгений Перов.

Заложники инфраструктуры

Загородный отель «Кружево» работает в Сортавале меньше года. Объект, в который семья Людмилы Комягиной вложила 330 млн руб., пользуется большим спросом у москвичей и петербуржцев. Целевая аудитория была выбрана инвесторами весьма успешно. Несмотря на провал по загрузке в феврале, марте, сентябре и октябре (связаны с началом СВО и мобилизации), а также на сужение «окна бронирования» до 1–3 дней, лето новый отель отработал со стопроцентной загрузкой. При этом Людмила Комягина не рассчитывает вернуть инвестиции через 10 лет, как это предполагал первоначальный бизнес-план.

«Эксплуатация выходит намного дороже, чем мы рассчитывали», — объясняет инвестор. Все из-за отсутствия инфраструктуры. Отель располагается на крупнейшем острове Ладожского озера — Риеккалансаари — в 15 минутах езды от центра Сортавалы. До города и вокзала можно добраться по понтонному мосту. Однако состояние этой дороги (принадлежит Росавтодору) и моста заставляет многих гостей «Кружева» разворачиваться, не доехав до отеля и ресторана.

«Были случаи, что не только гости, но и работники вынуждены были идти 20 минут пешком по бездорожью, когда выпало много снега и никто не собирался его чистить, мы за свой счет вызывали трактор, грейдер», — рассказывает Людмила Комягина. Для инвестора эта ситуация стала большим разочарованием, так как на этапе переговоров с регионом предпринимателям дороги обещали. В итоге отсутствие инфраструктуры увеличило сроки и стоимость строительства.

Дополнительный ресурс

Инфраструктурный кризис характерен для стремительно развивающегося сегмента рынка. Наличие дорог и транспортная доступность Карелии, а также закрытые внешние границы страны обеспечили интерес к северным регионам, «российской Скандинавии», однако физически принять такое число гостей оказалось проблематично. Сказывается и фактор сезонности — только Мурманской и Вологодской областям на Европейском Севере России удается привлечь поток туристов зимой и ранней весной. Преодолеть эту проблему в Карелии планируют за счет своих более северных территорий, развивая туризм в Заонежье, на побережье Белого моря и Соловецкого архипелага. Это позволит Карелии увеличить и перераспределить поток туристов, предоставив им большее разнообразие программ по северу России. Однако, несмотря на интерес инвесторов к Карельской Арктике, до реальных проектов дело пока не дошло, рассказал Евгений Перов из Корпорации развития Карелии.

Во многом тормозят инвесторов условия федеральной поддержки проектов в Арктической зоне РФ. Федеральным законодательством предусмотрена инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов в Арктике, однако условия ее предоставления таковы, что Карелия не может активно пользоваться этим механизмом. «В частности, обязательным условием являются инвестиции в проект не менее 300 млн руб. Порог в 300 млн довольно высокий. На наш взгляд, его нужно снизить до 50–100 млн руб. Тогда малые проекты в области туризма смогли бы воспользоваться инфраструктурной поддержкой и, например, построить дорогу или протянуть электроснабжение. Пока нас в федеральном центре не услышали, и это тормозит развитие, понятно, что региону очень тяжело самостоятельно тащить все инфраструктурные проекты», — отмечает Евгений Перов.

Европейский Север России — это 22 исторических города, 10 национальных природных парков, 7 курортов, 6 архитектурно-исторических музеев-заповедников мирового уровня, около 19 тыс. объектов культурного наследия. Среди жемчужин — объекты всемирного наследия ЮНЕСКО — Ферапонтово, Соловецкий архипелаг, музей-заповедник «Кижи», Печоро-Илычский заповедник и национальный парк «Югыд ва», а также Валаамский архипелаг, петроглифы, Кенозерский национальный парк.

Не Рио-де-Жанейро

Карелия — это лишь ближние ворота Русского Севера. В более высокие широты массовому туристу добираться сложнее и дороже. До Архангельской и Мурманской областей — 1,5–2 часа на самолете или 1–1,5 суток на поезде. Это территория с гораздо более сложными географическими и экономическими условиями. Содержание штата сотрудников предпринимателю обходится дороже: с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок в Мурманске минимальная оплата труда составляет 21,3–27,5 тыс. руб. (федеральный МРОТ составляет 13 890 руб.). Дороже и содержание бизнеса. «Север — это дорого, — говорит пресс-секретарь Ассоциации «Арктические гиды» Павел Михалюк. — То же дизельное топливо на 7–10 руб. дороже, чем в средней полосе России, это 15% разницы! Это не всегда понимают даже на уровне Федерации. Например, созданные национальные маршруты диктуют предпринимателям определенный ценовой диапазон, что в наших условиях не позволяет обеспечивать высокий уровень туристических услуг, потому что снижение себестоимости влечет потерю качества».

Мурманск сегодня успешно продает туры охоты за северным сиянием, на доступные и недорогие относительно зарубежных горнолыжные курорты, путешествия на острова Баренцева моря и в маленькие арктические деревни. В 2021 году регион принял 486,2 тыс. туристов, это больше, чем до пандемии в 2019-м. В 2022 году область планирует обновить рекорд, а в дальнейшем догнать Карелию и привлечь в Арктику более 1 млн туристов. Это станет возможным после завершения модернизации аэропорта Мурманска в 2023 году, который начнет принимать дальнемагистральные рейсы.

В 2021 году регион принял 486,2 тыс. туристов

Цена неизгладимых впечатлений

Высокая цена турпродукта не позволяет региону привлечь массового туриста. «На последние деньги сюда не едут, — отметил Павел Михалюк. — Три дня в Мурманске могут стоить столько же, сколько две недели в Турции, поэтому сюда приезжают осознанно. В основном это Москва, Петербург, Екатеринбург и Казань. Бюджетных туристов, не готовых тратиться, я не встречал».

Трехдневный групповой тур с посещением побережья Баренцева моря, катанием на оленях, обзорными экскурсиями и охотой за северным сиянием в среднем стоит 25–35 тыс. руб. на человека без учета перелета, проживания и питания.

При этом интерес бюджетного туриста к северу огромен, об этом можно судить в том числе по количеству неорганизованного туризма в знаменитую прославленную Звягинцевым Териберку. Для многих туристов это возможность прикоснуться к бескрайнему Северному Ледовитому океану. Гостей возят на катере наблюдать за китами, водят смотреть на остовы деревянных кораблей или сохранившийся после съемок «Левиафана» реквизит — скелет кита; все это производит на туриста неизгладимое впечатление, как и довольно необычное меню вроде бутербродов с икрой морских ежей или кулебяками с мясом краба.

Чтобы сэкономить, многие туристы пренебрегают услугами гидов и пытаются сами спланировать путешествие. На Крайнем Севере это чревато. «Многие не учитывают погодные условия и рассчитывают дорогу по интернет-сервисам. Приходится объяснять и в некоторых случаях даже жестко менять планы туристов, потому что усиление ветра может привести к тому, что дорога к океаническому побережью будет перекрыта и вы останетесь в заложниках у погоды на неделю. Роль проводника на севере очень важна, чтобы не проводить в туре вместо 6 заявленных часов 18 в ожидании трактора, который вытащит вас из снежного плена», — поясняет Павел Михалюк.

Наплыв туристов в маленькую Териберку стал проблемой, когда турпоток достиг 40 тыс. человек в год (при предельной нагрузке 60 тыс. человек). В селе стали исчезать краснокнижные растения и лишайники, а туристические тропы вытоптали до торфа. Чтобы отрегулировать турпоток, мурманские власти создали в Териберке природный парк площадью 2,5 тыс. гектаров. Этот статус позволил ввести определенные запреты, например, на разведение костров или размещение лагерей. «Доходило до того, что некоторые туристические организации покупали полноприводные КамАЗы и завозили своих гостей с полным комфортом, оставляя после себя на земле шрамы. Северный мох, который похож на ковер и по которому так приятно ступать босиком, восстанавливается 40–60 лет! И нам пришлось принимать радикальное решение — запретить проезд на одну из территорий Териберки», — рассказывает Павел Михалюк.

В расчете на платежеспособных

Администрация Мурманской области сформулировала собственную концепцию развития туризма на основе анкет туристов и анализа Big Data. «Можно уверенно сказать, что к нам едут платежеспособные путешественники, готовые остаться на Кольском полуострове на более длительное время. Если в 2019 году в среднем туристы проводили в регионе 2–3 дня, то сейчас уверенно растет сегмент 3–5 дней», — рассказали РБК Петербург в региональном комитете по туризму. Каждый турист тратит в регионе около 5 тыс. руб. в день.

Именно премиальный сегмент в туризме показал, пожалуй, наиболее впечатляющий бизнес-потенциал. Казавшийся рискованным проект круглогодичного глэмпинга формата четырехзвездочного отеля в Заполярье всего за один год стал сверхпопулярным. Расположенный вдали от цивилизации на берегу Баренцева моря глэмпинг «Китовый берег» не простаивал ни дня. Отметим, что это крупный инвестиционный проект. Объем вложений не раскрывается, но, по оценкам экспертов, он составляет 70–150 млн руб. Учитывая, что открыт такой модульный отель со всеми удобствами вдали от цивилизации, сумма вложений могла быть и больше.

Вопрос, в каком именно виде такой бизнес должен работать и приносить доход, стоял перед командой изначально. «В 2021 году мы не предполагали, что продукт будет так востребован в премиуме, и изначально больше рассчитывали на продажи в среднем сегменте. Вообще, многие относились к этому проекту скептически: все говорило о том, что продукт, скорее всего, не будет пользоваться спросом. Но в первую же неделю после открытия у нас была полная загрузка — 30 человек. Зимой спрос был достаточно низким и больше были востребованы индивидуальные туры. Мы размышляли, куда нам двигаться: развивать готовые групповые программы со средним чеком 200–300 тыс. на двоих либо уходить в индивидуальные программы и работать с премиумом, — рассказывает руководитель направления продажи и разработки приключений глэмпинга «Китовый берег» Кирилл Овчуков. — 2022 год показал, что эксклюзивность вдалеке от цивилизации рождает премиальный продукт. В этом году, за исключением периода начала СВО, когда мы на март—апрель закрылись вовсе, так как никто не понимал, что будет дальше, качество и количество гостей резко выросло. Это гости с особыми запросами, скажу лишь, что среди них фамилии из русского списка «Форбс».

Залогом успешных продаж, как говорят в «Китовом береге», является хорошая упаковка продукта, маркетинговые стратегии, уникальное торговое предложение и качественный сайт. Секретом успеха «Китового берега» считают и позиционирование глэмпинга не как места для ночевки, а как полноценного приключения. Маршруты могут включать в себя экспедиции, гидами в которых выступают ученые. Туры проходят несколько дней, при этом гости забираются на острова Баренцева моря, плавают с китами и спят в тундре, не испытывая никакого дискомфорта. По островам, где нет дорог, они передвигаются на джипах или квадроциклах, обед и ужин на дикой природе обслуживают официанты и шеф-повара, ночь проводят в палатках повышенной комфортности. Для таких гостей в Арктику привозят даже биотуалеты. В глэмпинге гости проводят лишь последнюю ночь. Впрочем, программа выстраивается под клиента. Единственное, от чего отговаривают своих гостей в «Китовом береге», — бронировать номер на одну ночь. Добраться из мурманского аэропорта до глэмпинга — это отдельное приключение. Путь в 140 километров гости преодолевают в среднем за 5 часов со всеми остановками. Часть пути проходит по бездорожью, ее туристы преодолевают на финских снегоходах.

Премиальный арктический турпродукт определенно сработал: в следующем году компания намерена построить дорогу к собственному глэмпингу, сократив путь до него на 2 часа, а также 12 шатров категории люкс, в которых наблюдать за северным сиянием и слушать дыхание Баренцева моря можно будет прямо из собственной ванны.


Эдуард Грушенко, научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН, Мурманск, Россия — о трендах и перспективах развития арктического туризма в посткоронавирусный период:

«Смена акторов. По всей видимости, значительно пострадают все участники малого и среднего бизнеса, не исключая и самых крупных игроков, ориентированных на сверхдорогие турпродукты, которые в условиях отсутствия иностранных туристов вынуждены будут либо делать свои услуги доступнее, либо переводить свою активность из Арктической зоны в другие регионы.

«Обнуление» направлений и брендов. В сложившейся ситуации, когда происходит переформатирование мировой экономики, туристская индустрия в целом, включая ее арктический сегмент, столкнется с фактическим «обнулением» всех исходных позиций. После периода карантина многие направления и бренды придется во многом воссоздавать заново, так как поменяются конъюнктура и участники рынка, а многие популярные направления исчезнут. Это откроет окно возможностей для новых игроков, создающих и продвигающих бренды или пытающихся закрепиться на освободившихся после карантина сегментах рынка. При этом нельзя исключить возможность полной ликвидации некоторых направлений туризма в Российской Арктике по причине длительного отсутствия спроса. Произойдет также «обнуление» восприятия самого арктического туризма в качестве элитарного вида отдыха. На долгое время угаснет одна из самых дорогих составляющих этого направления — ледокольные круизы к Северному полюсу, что вряд ли серьезно отразится на деятельности ФГУП «Атомфлот», для которого они были только дополнительным источником дохода. Одновременно возможен всплеск интереса к наиболее логистически доступным арктическим дестинациям России, локализованным на побережьях Баренцева и Белого морей и близлежащих островах. При благоприятном развитии событий в среднесрочной перспективе Российская Арктика может стать популярным и даже модным направлением постпандемийного мира, отвечая пожеланиям потребителей об экологически чистом и уединенном месте отдыха, которое отлично подходит для эмоциональной разгрузки».

Цитата по: iep.kolasc.net.ru/24_Grushenko_all.pdf

Рыночный расклад Композиты, кожа, лекарства: что и почему росло в Петербурге
Скачать Содержание
Закрыть