Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Петербургский легпром: рост с осторожностью

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Спрос толкает индустрию производства одежды вверх — только выжидательная позиция инвесторов мешает ей серьезно «разогнаться».

О производстве одежды как об индустрии в России, и в частности в Петербурге, уже начали забывать: стало общим местом, что шить, даже под российскими брендами, лучше в Китае или в Турции. От собственных производств российские продавцы одежды почти полностью отказались. Однако в 2022 году, после массового ухода зарубежных фешен-брендов, сохранившиеся предприятия легкой промышленности оказались высоковостребованными. Станет ли форс-мажор уходящего года стимулом для возрождения индустрии — в материале РБК Петербург.

В сентябре 2022 года производство одежды в Петербурге, по данным Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ), увеличилось на 57% по сравнению с 2021 годом. Рост, превышающий 70%, наблюдается у многих городских предприятий легкой промышленности, сообщает комитет. Это связано с увеличением спроса на одежду со стороны торговых сетей, где доля отечественных поставщиков в ассортименте в 2022 году существенно выросла.

В связи с увеличением спроса петербургские производители одежды расширяют производства. Общий объем инвестиций в основной капитал предприятий легпрома в январе — сентябре 2022 года, по данным КППИТ, составил более 380 млн руб.

Более 380 млн руб. вложили инвесторы в основной капитал предприятий петербургского легпрома в январе — сентябре 2022 года

В Союзе производителей изделий легкой промышленности (СПИЛП) к данным комитета добавляют, что петербургский легпром делится на две части: одна работает на госзаказ и гособоронзаказ, другая — на потребительский рынок. По мнению исполнительного директора СПИЛП Светланы Молчановой, рост был и у тех, и у других. «Предприятия, работающие на госзаказ, часто выпускают продукцию по упрощенной схеме, то есть продукцию, не нуждающуюся, например, в цифровой маркировке, — говорит Светлана Молчанова. — А компании, работающие на потребительский рынок, несут всю полноту затрат, связанных с маркировкой, финансовых и трудовых. Но в конечном счете эти предприятия также демонстрируют рост по итогам года». 

В Петербурге работают более 20 крупных и средних предприятий легкой промышленности, а также субъекты малого предпринимательства. Среди компаний отрасли — ЗАО «НПО Специальных материалов», ГК «Леди Шарм», ГК «Помпа», ООО «Миаком СПб», ООО «НЕВА ТАФТ», ОАО «ПНК им. Кирова», АО «БТК групп», ООО «НПФ «Техинком», ЗАО «Трибуна», АО «ПТК «Модерам», АО «Кожа», ООО «Рассвет» и другие.

Никакого застоя

«Никакого застоя в этом году не было: открыли три новых магазина, готовимся открыть еще шесть. Общий рост производства — и нашей фабрики в Гатчине, и экспериментального цеха в Петербурге — составил 30%, — говорит Валентина Миронова, основатель группы компаний Lady Sharm. — В 2022 году мы обновили производство, поменяли большое количество машин, они уже с электроникой, скоростные, универсальные, с автоматическими строчками, стоят по 800 тыс. руб. и более. В феврале этого года закупили большое число запчастей», — рассказывает Валентина Миронова.

Она добавляет, что к большему росту легпрома привело бы снижение арендной платы за площади в ТЦ, желательно вдвое. «Мы открыли бы больше магазинов, выпустили бы больше товаров, заказав в два раза больше тканей, — поясняет Миронова. — При существующей арендной ставке в ТЦ мы этого сделать не можем». По ее мнению, региональные власти могли бы воздействовать на политику торговых центров, стимулируя их к снижению арендных ставок.

Свободное пространство

Известная российская марка верхней одежды сегмента «средний плюс» Pompa производится на собственном предприятии в Петербурге. Продукция под этим брендом представлена более чем в 40 магазинах, открытых по франчайзингу. В этом году сеть приросла еще двумя магазинами, а основатель и генеральный директор компании Pompa Николай Хохряков говорит, что рано подводить итоги года — пик спроса на верхнюю зимнюю одежду приходится на ноябрь и декабрь, поэтому продавцы еще имеют шанс увеличить итоговые показатели по выручке. Однако уже сейчас Хохряков оценивает годовой рост производства своей компании в 4–5%. «Если бы западные марки не ушли, — уверен Николай Хохряков, — у нас было бы падение. А так есть небольшой рост». Потенциальные партнеры интересуются покупкой франшизы компании, но выжидают (прежде всего улучшения геополитической обстановки) и следят за курсом рубля.

Некоторые производители одежды в Петербурге работают под итальянскими брендами — например, Anna Verdi. У одноименной компании российское производство и 15 магазинов в торговых центрах города, опт и франчайзинг. Здесь оценивают рост производства в 2022 году примерно в 30%.

Бег с препятствиями

Впрочем, участники рынка называют и ряд факторов, которые ограничивают рост отрасли. Одним из главных является нехватка квалицированных кадров, рассказывают участники рынка. «В нашем сегменте (у компании международный уровень ААА, что означает пошив люксовой одежды. — Прим. ред.) сложно производить, — говорит Николай Хохряков, — прежде всего из-за отсутствия кадров. Нет швей и технологов. Утрачен престиж рабочих специальностей. Все хотят в блогеры и эсэмэмщики. Молодежь до 35 лет живет неплохо не работая. Это общемировая тенденция, но нам она мешает».

На предприятии Pompa швею обучают целый год, поэтому быстрое пополнение штата обеспечить трудно. Сейчас, как и другие петербургские предприятия легпрома, компания планирует завозить швей из других стран.

На фабрике «Леди Шарм» уже работают 25 швей из Индии, причем мужского пола. Компания готовится привезти еще десятерых. Кроме того, Lady Sharm год обучала швей из Узбекистана. Еще один шаг в сфере кадровой политики — строительство общежития для рабочих в Гатчине. «Хотя машины автоматизируют труд персонала, все равно они не заменяют операторов. Поэтому мы даже ученикам платим минимальную зарплату — 22 тыс., только бы они учились», — говорит основательница Lady Sharm.

Председатель КППИТ Кирилл Соловейчик добавляет, что город инициировал программу «Профессионалитет», которая направлена в том числе на подготовку кадров для легпрома на базе петербургских колледжей. На реализацию программы из бюджета выделено 100 млн руб.

100 млн руб. выделил бюджет Петербурга на реализацию программы подготовки кадров для легкой промышленности

Малые формы

У дизайнеров, которых, вероятно, пока не учитывает статистика, дела обстоят несколько иначе. «Роста в нашей компании не наблюдаю, падения тоже. Судя по заявлениям наших чиновников, впереди инфляция, стагнация и экономический кризис, сопоставимый с 2008 годом. Но я постоянно инвестирую в производство собственные средства», — говорит дизайнер Ася Когель, основательница Модного дома KOGEL.

Дизайнер Екатерина Смолина, основательница одноименного модного дома (производство верхней одежды, бутики, интернет-магазин), рассказывает, что рост производства и продаж компании в 2022 году составил 10%. «Рост мог бы быть больше, — говорит дизайнер, — если бы не закрыли «Инстаграм», который был нашей основной площадкой для продвижения. Все, что нам осталось, — это сарафанное радио и инфлюенсеры. Закупать рекламу на Яндексе для нас очень дорого, потому что запрос «купить пальто» — один из самых частых и потому дорогих».

Делая прогнозы на следующий год, участники рынка ожидают, что обстоятельства, обеспечившие рост отечественному легпрому в последние несколько месяцев, будут сохраняться и в следующем году. Это должно добавить решительности потенциальным инвесторам, полагает Николай Хохряков. «Рост в отрасли в следующем году может составить 20–25%, — прогнозирует он. — Сейчас люди выжидают, не делают инвестиций, к которым в принципе готовы».

Специальные проекты

Индекс промышленного производства в категориях «производство текстильных изделий», «одежда» в течение нескольких лет существенно опережал Индекс промышленного производства (ИПП) Санкт-Петербурга по всем отраслям, отмечают в КППИТ. Сейчас продукция петербургских предприятий стала активнее поставляться в другие регионы России в связи с уходом ряда иностранных брендов.

По словам Кирилла Соловейчика, в отношении легкой промышленности «правительство города реализует как комплекс общих для всех отраслей промышленности мер поддержки, так и специальные проекты». Один из специальных — проект «Петербургский дизайн». Предприниматели получают возможност ь продавать свою продукцию в новой для себя нише — в торговых комплексах, считают в КППИТ. При этом аренда помещений и большая часть других затрат оплачивается городом, рассказывает Соловейчик.

В дальнейшем в Комитете по промышленности планируют выдавать цифровые сертификаты на услуги контрактного производства — мелкие предприятия смогут заказывать пошив партий изделий на крупных производствах, а заплатит за это город.


Цифры и факты:

По итогам работы за 9 месяцев 2022 года общий объем отгруженной продукции в легкой промышленности составил 31,8 млрд руб. (124,7%
к аналогичному периоду 2021 года). На долю отрасли приходится 1,0% от общего объема отгруженной промышленной продукции Санкт-Петербурга.

Объем отгруженной продукции в январе — сентябре 2022 года в производстве одежды составил 14,7 млрд руб. (122,2% к аналогичному периоду предыдущего года), в производстве текстильных изделий — 12,6 млрд руб. (129,0%), в производстве кожи и изделий из кожи — 4,6 млрд руб. (121,6%).

В структуре объема продукции, отгруженной предприятиями легкой промышленности, 46% приходится на производство одежды, 40% — занимает производство текстильных изделий и 14% — производство кожи и изделий из кожи.

В январе — сентябре 2022 года индекс промышленного производства в производстве одежды составил 157,7%, в производстве текстильных изделий — 140,1%, в производстве кожи и изделий из кожи — 159,8%.

В производстве одежды значительно увеличилось изготовление спецодежды и прочей профессиональной и производственной одежды (рост почти в 1,5 раза), трикотажных или вязаных изделий (рост в 1,9 раза).

Предприятия по производству текстильной и швейной продукции обеспечивают поступление на рынок мужской, женской и детской одежды, спецодежды, головных уборов, трикотажных изделий, постельного белья, напольных ковровых покрытий, швейных ниток из синтетических и искусственных волокон.

По данным за январь—сентябрь 2022 года всего в легкой промышленности Санкт-Петербурга работает 12,2 тыс. человек (3,1% от занятых в промышленности города).

От первого лица «По новым правилам»: что ждет бизнес в 2023 году
Скачать Содержание
Закрыть