Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Кадры для IT: кто, кого и как готовит

Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Для решения проблемы дефицита ИТ-кадров необходима слаженная работа бизнеса и вузов.

О проблеме отрыва вузовских программ в сфере ИТ от требований бизнеса говорят уже много лет. И хотя позитивные изменения есть, ИТ-компании не слишком надеются на компетенции выпускников университетов: их все равно приходится обучать, работая и над хард, и над софт скиллами. Представители же вузов говорят о том, что их первоочередная задача — научить учиться, поскольку технологические вводные слишком быстро меняются. Как показала организованная РБК Петербург в рамках GIS DAYS 2022 дискуссия, точки соприкосновения у этих позиций есть, но мотивация при подготовке будущих программистов сильно отличается.

Ставка на мягкость

И хотя конкурс на поступление в топовые вузы достаточно высок, бизнес продолжает говорить о том, что выращивать кадры — или доращивать их до нужного уровня — предпочитает своими силами, потому что от университетов нужного не получают. «Мы нанимаем в основном ИТ-персонал уровня junior и иногда middle и растим их до уровня senior внутри. У нас есть список требований под каждую роль, но в любом случае есть запрос на высокоразвитые софт скиллы. Поэтому мы выделили семь компетенций, по которым оцениваем любого входящего кандидата», — рассказала руководитель отдела HR компании «Комфортел» Наталья Киржаева. В этот список входят: сообразительность, ответственность, коммуникабельность, обучаемость, любознательность, естественность и целеустремленность.

Наталья Киржаева, «Комфортел»
Наталья Киржаева, «Комфортел» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

То, что сейчас огромное значение имеют софт скиллы, подтверждает и руководитель отдела персонала компании «Нетрика» Полина Андреева: «Хард скиллы зависят от конкретного проекта, но требования к личностным качествам одинаковы. На первый план выходят коммуникативные навыки, ведь работа — это процесс взаимодействия с членами команды, заказчиками, представители других подразделений. И в перспективе карьерного развития это важно». Также в числе необходимых эксперт выделяет гибкость и адаптивность, умение подстраиваться под ситуацию и нацеленность на развитие и самообучение. «Сейчас сроки всех проектов сжаты, ресурсов не хватает, и чем больше сотрудник нацелен на приобретение новых знаний в процессе работы, тем лучше», — говорит Полина Андреева.

Полина Андреева, «Нетрика»
Полина Андреева, «Нетрика» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Также важны навык поиска работы и, конечно, работа в команде. «Ты работаешь не один, и важно понимать ответственность за свои задачи перед всей командой, уметь доносить свою точку зрения, обозначать узкие места при реализации проектов. Помимо этого, мы реализуем объемные и сложные решения в сфере информационной безопасности, зачастую связанные с промышленными и строительными проектами, поэтому нам важно, чтобы люди были готовы к этой масштабности», — говорит руководитель службы управления персоналом компании «Газинформсервис» Анна Прабарщук.

Анна Прабарщук, «Газинформсервис»
Анна Прабарщук, «Газинформсервис» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

На все готовое

Представители вузов, со своей стороны, отмечают, что уже внедряют программы по развитию софт навыков у студентов. «Кому-то, возможно, будет достаточно разработчиков с самым минимальным набором инструментов — условно, которые будут только программировать и есть печеньки за своим рабочим местом. Но подготовка таких узконаправленных специалистов — это не то, на что должен ориентироваться вуз. Важно смотреть на образование шире: не только как дать человеку базовый набор навыков и знаний, но и как научить его добывать эти знания, быть гибким специалистом, который умеет грамотно выстраивать коммуникацию с коллегами. Мы уже давно добавили в обязательный учебный план дисциплины по soft skills: наши студенты с первого курса учатся работать в команде, самопрезентации и управленческим качествам», — говорит ответственный секретарь приемной комиссии ИТМО Алексей Итин.

Алексей Итин, ИТМО
Алексей Итин, ИТМО (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Университет, по словам эксперта, ставит другие цели. Поэтому айтишники за время бакалавриата проходят 3-4 стажировки в компаниях, чтобы они могли себя попробовать в разных ролях — фронтендер, архитектор и т.д. Это дает возможность построить индивидуальную траекторию, оценить корпоративную культуру. «Университет должен выпустить высококлассного специалиста, который будет хорошо зарабатывать, а потом, в идеале, сможет помогать со стажировками студентам и преподавать дисциплины как человек из индустрии. У нас такие выпускники уже есть, и мы ими очень гордимся», — резюмирует Итин.

«Университет делает не только то, что нужно работодателю. Бизнесу нужно, чтобы сотрудник хорошо работал. А человеку нужно иметь толковую карьеру и счастливую жизнь. И университет должен образовывать человека так, чтобы он смог все это потом реализовать», — парирует аргументы бизнеса проректор по цифровой трансформации СПбГУТ Антон Зарубин.

Антон Зарубин, СПбГУТ
Антон Зарубин, СПбГУТ (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

По его словам, отребности работодателей в сфере ИТ-специалистов высоки: в вуз приходят за готовыми специалистами уровня «middle плюс-плюс-плюс» и хотят, чтобы стоили они недорого. «Университеты же это могут обеспечить не всегда и не в большом объеме, ведь высококлассный специалист — это образование и 5-10 лет карьеры. И уложить это все в годы обучения в университете сложно», — говорит Зарубин.

«Вуз должен давать фундаментальное образование, — считает заместитель директора Института кибербезопасности и защиты информации СПбПУ, технический директор компании «НеоБИТ» Дмитрий Москвин. — Не надо в университете заучивать конкретные прикладные материалы, конкурируя с онлайн-курсами — такие знания очень быстро устаревают, и к моменту окончания вуза они будут уже бесполезны. Важно — научить учиться. Один из учивших меня преподавателей говорил, что знание принципов освобождает от знания фактов. И это так — факты можно «загуглить», но надо знать, что «гуглить». А вот дать базовые принципы, объяснить базовые технологии, заложив тем самым универсальный фундамент для накопления прикладных знаний в течение всей жизни — это и есть задача университета».

Дмитрий Москвин, «НеоБИТ»
Дмитрий Москвин, «НеоБИТ» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Время перемен

Между тем, представители и бизнеса, и вузов сходятся в одном: университетам надо меняться. Вот только какие именно изменения необходимы, не знает ни одна из сторон.

Анна Прабарщук отмечает, что в вузе студентам даются теоретические знания, которых недостаточно, чтобы сразу самостоятельно работать: «Чтобы устранить этот разрыв, нужна имплементация в вузовское обучение специалистов-практиков, которые бы не только давали ребятам представление о практической стороне профессии, но и могли показать «горизонты» более отдаленного развития в ней, умели бы зарядить энергией».

Но такое сотрудничество непросто обеспечить. «Понятно, что нужно больше интеграции с бизнесом — преподаватели-управленцы, практика для студентов. Но бизнесу это не всегда выгодно: на практикантов уходит много времени для погружения в проект и задачи, а польза приходит не сразу», — объясняет Полина Андреева.

Участники дискуссии
Участники дискуссии (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Наталья Киржаева видит проблему и с другой стороны: «Важна практика, стажировки, и мы, к примеру, сотрудничаем с рядом вузов, размещаем вакансии. Но не всегда со стороны университетов много встречной инициативы — хотелось бы, чтобы в этом направлении вузы работали активнее».

В свою очередь представители вузов сетуют на другие проблемы. Антон Зарубин напомнил, что только по инфобезопасности в РФ действуют 80 профстандартов, а готовят специалистов всего 100 с небольшим вузом. «И даже сильный вуз вряд ли сможет обеспечить подготовку более чем 3-5 направлений подготовки, так что мы вместе с трудом покрываем существующие профстандарты», — говорит эксперт.

Дмитрий Москвин заявил, что программистов можно учить не только в вузах, но и в ссузах. Также нужно возвращать специалитет, так как за 4 года полноценно обучить специальности невозможно, а магистратура часто вынужденно дублирует программу бакалавриата, потому что в нее поступают со стороны, а не только те, кто окончил профильный бакалавриат. Есть у Дмитрия Москвина и еще одно предложение: «Возможно, мы подошли к тому времени, когда нужна индивидуализация высшего образования. Есть студенты, которым достаточно базы, а есть те, кто хочет большего — им и нужна индивидуальная программа обучения, т.к. интересы, таланты и возможности у всех разные».

Алексей Итин в оценке еще более категоричен: «Учить всех не нужно, университету интересны те, кто мотивирован и готов прикладывать необходимые усилия. Есть лабораторные, курсы, сессии и другие процессы, которые будут показывать, насколько человек серьезно подходит к образованию. Поэтому если студент не справляется, он отчисляется. И так как нам важно выпускать высококвалифицированных специалистов, мы не пытаемся никого искусственно удержать. Те, кто остается — это ребята действительно заинтересованные в обучении».

Антон Зарубин, с одной стороны соглашается, что индивидуализация образования нужна, а с другой стороны напоминает: «При этом вузы должны учить всех, так что должна быть золотая середина. Есть те, кто еще не осознал, чего хочет и чему готов учиться, — с ними тоже надо работать, мы не должны уделять внимание только отличникам».

Обучение длиною в жизнь

Единственное, в чем полностью согласны и вузы, и работодатели, так это в том, что и после выхода на рабочее место людям придется учиться, причем постоянно и вне зависимости от выбранной профессии.

Участники дискуссии не смогли вспомнить должности, на которой обучение не понадобилось бы — везде меняются и совершенствуются инструменты, появляется автоматизация и прочие инновации. Тем более в ИТ-сфере и в сегменте информационной безопасности: здесь новые технологии появляются постоянно.

Вузы, уверены их представители, к этому готовы: программы адаптируются регулярно, причем ориентируясь на 6-10 лет вперед. В бизнесе же вынуждены успевать за текущими изменениями.

«Если вы думаете, что, окончив вуз, прекратите учиться, это ошибка, — обратился к присутствовавшим на дискуссии студентам учредитель компании «Газинформсервис» Валерий Пустарнаков. – И, если работодатель хочет, чтобы сотрудники росли и развивались, он будет вкладывать в это серьезные деньги».

Валерий Пустарнаков, «Газинформсервис»
Валерий Пустарнаков, «Газинформсервис» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

«Так что процесс обучения — это вся жизнь, а в вузе надо получить базовые знания», — резюмировал он.

Практика Спрос на smart: как умнеет жилая недвижимость в России
Содержание
Закрыть