«Если посмотреть на рынок, то можно подумать, что у нас в России очень много «умных» домов. Достаточно внедрить какой нибудь «умный» девайс, например, принудительное выключение света в подъезде или вход в дом с помощью приложения на мобильном телефоне, и уже можно называть свой дом «умным».
Несколько лет назад мы решили разобраться в вопросе, что необходимо для того, чтобы дом был истинно «умным», и решили сделать именно таким наш следующий проект. Если бы меня сейчас спросили, нужно ли было нашей компании включаться в создание настоящего «умного» дома, я бы сказал нет. Я не жалею о том, что мы занялись этим направлением, но если бы снова встал этот вопрос, то я бы отказался. Это было очень трудно. Сразу по нескольким причинам.
Мы придерживаемся принципа, что любой проект успешен лишь тогда, когда там реализовано 80% базовых потребностей человека и только 20% идут на технологичные изменения. В отношении «умного» дома этот принцип тоже должен соблюдаться. Стало очевидно, что если мы будем включать все возможные опции, например, теплые полы и «умные» шторы, в базовую комплектацию, то это существенно увеличит себестоимость проекта. Поэтому мы должны прежде всего предложить человеку разные пакеты с «умными» технологичными опциями, за которые он будет готов заплатить дополнительно. А следовательно, мы должны пойти на риск и инвестировать прежде всего в инфраструктуру для подобных сервисов, понимая, что нет никакой гарантии, что покупатель купит дополнительные элитные опции и технологии «умного дома».
Мы придерживаемся принципа, что любой проект успешен лишь тогда, когда там реализовано 80% базовых потребностей человека и только 20% идут на технологичные изменения. В отношении «умного» дома этот принцип тоже должен соблюдаться.
Сегодня для большинства покупателей наших квартир «умная начинка» не является конкурентным преимуществом. Это будет востребовано в ближайшем будущем, а пока необходимо объяснять преимущества таких технологичных опций и говорить не только о «вау эффекте», но прежде всего об экономии времени и денег.
При выборе жилья определяющими факторами еще долгое время будут локация, бренд, проект квартиры и благоустройство территории. «Ум и сообразительность» дома не влияют на выбор, а являются в лучшем случае приятным бонусом — но не более того, поэтому и платить за технологичность потребитель не готов.
Да и ситуация с вендорами и интеграторами в сегменте smart home, мягко говоря, не самая благополучная. Они предлагают отдельные, далекие от интегральных, решения и технологические инновации.
Мне кажется, что термин «умный дом» на данный момент уже серьезно дискредитирован: у участников отрасли единого понимания того, что именно скрывается за этим словосочетанием, нет. Потребители часто воспринимают его исключительно как маркетинговый ход и не ждут от этого какого либо значительного улучшения качества своей жизни.
Поэтому мы называем свой новый проект «ЛесART» не «умным», а «технологичным». При его реализации мы пошли чуть дальше и решили сделать интеллектуальный квартал не в элитном сегменте, а в классе комфорт и за городом, рядом с лесом. Мы создаем технологическую базу не только для отдельной "умной" квартиры, но и для "умного" двора и "умного" квартала, где все соединено интегрально, где все большие данные аккумулируются и используются для улучшения качества жизни.
На этом пути необходимо было решить технологические вопросы. Еще на этапе проектирования с нашими партнерами из СберМобайла мы задумались о надежности передачи данных. Поэтому заложили всю необходимую инфраструктуру на стадии проекта. Все данные будут передаваться не по беспроводным каналам связи, а по локальным оптоволоконным. Мы понимаем, что беспроводные сети и так перенагружены, бетонные стены далеко не всегда «пробиваются» сигналом, беспроводная связь уязвима с точки зрения безопасности и бесперебойности и скорости передачи данных. А значит, и выстраивать на такой беспроводной сети «умную» квартиру не стоит. Надежнее разворачивать единую цифровую систему, которая будет включать в себя квартиру, дом и квартал на проводной инфраструктуре. Массив данных, которые будут собираться в этой системе, мы будем использовать для повышения качества обслуживания жильцов, и некоторые данные будут передаваться программе «Умный город», если государство захочет их получить.
Надежнее разворачивать единую цифровую систему, которая будет включать в себя квартиру, дом и квартал на проводной инфраструктуре.
В рамках разработки концепции мы пришли к выводу, что ни одно технологическое решение не будет работать, если не будет интегрировано с сервисом, т.е. в процесс использования должна быть вовлечена управляющая компания. Она проходит обучение и задействована уже на этапе проектирования и разработки системы.
Вариантов для улучшения обслуживания жильцов за счет подобной цифровизации множество. Например, опираясь на данные о трафике людей, можно автоматически регулировать скорость движения лифтов: при необходимости они буду ускоряться, чтобы люди не ждали долго. Или, например, использование биометрии в жилом комплексе, расположенном рядом с лесом, позволяет контролировать выход детей за территорию и сигнализировать об этом родителям.
Будущее отложить нельзя, мы все в конечном итоге будем стремиться жить в интеллектуальных домах, это станет нормой. И в нашем случае у нас есть хорошее преимущество: когда начинаешь одним из первых выводить на рынок что-то новое, то понимаешь, как совершенствовать следующие проекты, как повышать комфорт, безопасность и управляемость жилых комплексов, не забывая, что в конечном итоге все это мы делаем ради благополучия наших жителей».
Мнение эксперта было озвучено в рамках круглого стола РБК Петербург «Когда дома станут умнее».