Инновации , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Как сформировать массовый спрос на «умные» дома

Фото: Комфортел
Фото: Комфортел
Руководитель отдела R&D «Комфортел» Александр Васильев — о том, почему спрос на системы «умного дома» ниже ожидаемого и что может изменить ситуацию.

«Распространение систем «умного дома» могло бы идти более активно. Но пока этому всегда что-то мешает: несогласованность действия заинтересованных сторон, низкие доходы населения, неочевидная польза для массового рынка, санкционное давление и прочее, но ситуация может измениться.

Одним из основополагающих препятствий для развития рынка «умных» домов является именно восприятие подобных решений конечным потребителем. На заре внедрения таких устройств, еще в 2003-2005 годах, они появлялись прежде всего в элитном жилье, там, где квартиры от 500 квадратных метров. Целесообразность таких проектов была понятна и девелоперам, и покупателям: в подобных квартирах много техники, системы вентилирования, кондиционирования, теплые полы и т.д. Всем этим надо как-то управлять. Ведь даже выйти из такого дома, выключив свет везде, без централизованных умных решений было проблемой. Соответственно, цель внедрения «умного» дома в этом сегменте была очевидна: комфорт, сокращение времени на рутинные процессы, энергосбережение.

В комфорт-классе тоже есть технологическая инфраструктура, которой можно было бы управлять, в том числе удаленно, хоть она и менее значимая. Если же мы говорим про эконом-класс, то прямого смысла в умных системах нет — нечем управлять. Поэтому люди и сомневаются в целесообразности внедрения. А ведь именно эконом-класс составляет львиную долю вводимого в эксплуатацию жилья, и добиться массовости можно только ориентируясь на их потребности.

Чтобы устранить это препятствие, всем заинтересованным сторонам нужно найти точки и факторы, которые сделают внедрение «умного» дома привлекательным и объективно выгодным. Т.е. мы должны найти действительно полезные технические решения и показать на примере их внедрения выгоду для конечного клиента.

В этом смысле нам кажется самой перспективной концепция бережливого дома: «умные» технологии помогут сократить затраты на оплату ресурсов, сохранят жильцов и имущество, сэкономят время, которое тратится на рутинные процессы. Все это приносит реальную пользу конечным пользователям, а значит они охотнее согласятся на покупку жилья с подобными технологиями.

Еще одна проблема для развития «умного» дома — наличие сразу нескольких регуляторов. Эта сфера находится «на балансе» и Минцифры, и Минстроя, и ряда других министерств. Договориться между собой им очень непросто, и, хотя они в этом направлении двигаются, процесс идет очень медленно. Да и признаемся: в текущих условиях «умный» дом — не самая животрепещущая тема.

Все это наталкивает на безальтернативный вывод: в ближайшее время бурного развития «умных» домов ждать не стоит, хотя и до полной стагнации нам, к счастью, далеко. Подстегнуть рост спроса и, как следствие, рынка могло бы улучшение платежеспособности населения. Но в текущей экономической ситуации на резкие взлеты зарплат надеяться не приходится.

«Умный» дом в массовом сегменте, скорее всего, будет приходить из сферы «умного» здания. Доступ к цифровым домофонам и камерам, сигнализация при аварийных ситуациях в доме станут базовыми функциями. Внутри квартир же сбор данных со счетчиков и датчики вскрытия и проникновения могут первоначально заинтересовать массовый сегмент. По мере использования базовых функций арсенал будет пополняться новыми полезными возможностями. А следовательно, и спрос на «умный» дом будет расти постепенно».

Экспертиза «Умный» дом пора переименовать
Содержание
Закрыть