«Потребитель готов голосовать рублем только за идею — «умное» жилищно-коммунальное хозяйство помогает экономить и обеспечивать безопасность. Если мы сможем продвинуть эту идею, показав расчеты и примеры, то сможем и стимулировать увеличение проникновения «умных» домов в населенных пунктах. Как результат, у участников рынка будет больше средств для инвестиций в разработки. А это, в свою очередь, постепенно позитивно скажется на себестоимости устройств и создаст дополнительный драйвер для роста спроса.
Это особенно важно сейчас, когда рынок так стремительно меняется. Все заметили, что трансформировался список марок устройств «умного» дома, которые сейчас можно купить. Многое подорожало из-за сбоев в логистических цепочках, какие-то бренды в принципе ушли с рынка, а новым операторы пока не доверяют, тестируют их.
Для девелоперов, которые инвестируют свои средства в технологическое оснащение зданий, этот тренд тоже заметен. Пришлось подстраиваться и поставщикам сервисов, ведь в развитие продуктовой линейки вкладываются собственные средства.
Рассчитывать на то, что ситуацию спасут азиатские производители, не стоит. Если мы просто поменяем европейских или североамериканских поставщиков на китайских, то окажемся все в той же зависимости, но только уже от других стран. В любой момент оборудование может быть отключено — и от облаков, и от обновлений.
Так что нам нужно опираться на отечественные разработки. Ошибка думать, что их в стране нет. Они есть, хоть и немного. И это позитивный фактор для рынка. К примеру, у «Ростелекома» три основных поставщика домофонных панелей для сервиса «Ростелеком Ключ» — российские компании. Мы с ними начали сотрудничать еще до 2022 года, что во многом помогло нам пережить сложности этой весны.
Кроме того, для более интенсивного развития сферы «умных» строений требуется стандартизация. В последнее время об этом много говорят. Сегодня то время, когда управляющие компании столкнулись с довольно сложным процессом обслуживания умных систем, которые были внедрены на этапе строительства жилых комплексов. Это не их профиль. И когда коммунальщики обращаются к операторам, работающим на рынке «умных» сервисов, чтобы отдать им в управление цифровую экосистему многоквартирных домов, возникают сложности. Платформу и отдельные решения приходится дорабатывать, чтобы интегрировать с другими компонентами системы, если они используют иные протоколы передачи данных и т.д. Мы занимались подобными работами с некоторыми застройщиками в Петербурге. И мы на собственном опыте знаем, что такая синхронизация требует дополнительных вложений и времени.
При этом нужно добиваться того, чтобы стандарт не ограничивал возможности для новых идей, оставлял пространство для экспериментов. Добиться баланса между возможностью для инноваций и стандартом непросто, но жизненно необходимо».