За время реализации нацпроекта «Производительность труда» более сотни петербургских предприятий освоили принципы бережливого производства. Эффект от их внедрения порой измеряется миллионами рублей, сэкономленными на оптимизациии рутинных процессов. Но внедрение новых методик почти на каждом предприятии по-прежнему вызывает сопротивление внутри коллектива. Как его преодолеть, зачем применять практики повышения эффективности и что ждет нацпроект в 2022 году — в интервью РБК+ рассказала руководитель Регионального центра компетенций в сфере производительности труда Ирина Голубцова.
Эффект бережливости
— Как вы оцениваете реализацию нацпроекта «Производительность труда» в Петербурге в 2021 году? С какими результатами подходите к концу года?
— Всего с начала реализации проекта в него вошли 110 городских предприятий. Сейчас в Петербурге открыто 30 проектов по повышению производительности труда на различных потоках, а в начале следующего года мы откроем еще 25. Всего на 2022 год планируем вести 127 предприятий, которые смогут оптимизировать свои производственные процессы.
Наша учебно-производственная площадка — «Фабрика процессов» — тоже активно работала в этом году. Деловые игры, участники которых учились оптимизировать производственные процессы, проводились минимум раз в неделю, а то и два. Несмотря на «ковидные» ограничения более 600 человек в короткие сроки смогли оценить эффективность инструментов бережливого производства, пройдя Фабрику.
— Это работники предприятий?
— Не только. Мы сотрудничали с некоторыми колледжами и даже школами. Мы поняли, что необходимо с самого начала профессионального пути воспитывать умение планировать и постоянное стремление к улучшениям.
— Какой экономический эффект получают предприятия от участия в нацпроекте?
— Эффект возникает при устранении потерь, высвобождении средств из незавершенного производства, с повышением оборачиваемости средств.
Например, у нас был очень удачный проект в строительной компании. Задача стояла устранить избыточную обработку: излишние остатки бетона сбивали уже на переливах. Мы создали стандарт производственной процедуры, который предприятие сможет внедрять на каждом объекте. Экономия уже составила 1,3 млн руб. с объекта Можете представить, каков будет экономический эффект в масштабе компании.
Другой пример — предприятие «Изотерм», где генеральный директор поставил задачу ускорить выпуск продукции. Выполнять заказ не за четыре месяца, а за месяц. Благодаря внедрению элементов бережливого производства и тиражированию полученных навыков этой цели удалось добиться.
Участие в «Фабрике процессов» тоже приносит эффект за счет того, что меняется сознание сотрудников, они начинают постоянно анализировать что-то в своей работе и внедрять улучшения.
«Эффект возникает при устранении потерь, высвобождении средств из незавершенного производства, с повышением оборачиваемости средств».
Это вам не бумажки
— В декабре вы запустили «Фабрику офисных процессов» в дополнение к производственной. Как вы пришли к идее этого проекта?
— Она напрашивалась давно. Когда мы приходим на производство, в 99% случаев сталкиваемся с взаимным непониманием между производством и офисом: закупками, коммерцией. В рамках одной из производственных «Фабрик процессов» была озвучена несправедливая, но показательная фраза: «Это вам не бумажки в офисе перекладывать». Мы хотим объединить эти два полюса, чтобы они начали слышать друг друга. Цель офисной фабрики — показать, что и «бумажки» в офисе, и производственный процесс — единая система, в которой все друг от друга зависят.
С другой стороны, есть запрос от бизнеса. Бывает, что мы рассматриваем производственный процесс и видим, что проблемы или потери в нем связаны, например, с передачей информации, тогда мы берем дополнительным потоком и офисных сотрудников. Очень часто предприятие, открыв проект в производстве, тиражирует полученный опыт на офисные процессы. Например, было предприятие, которое включило в проект найм персонала и бухгалтерскую отчетность.
— Как проходит «Фабрика офисных процессов»?
— По сути, учебная площадка «Фабрики офисных процессов» повторяет производственную Фабрику. Здесь точно так же нарабатывается опыт применения инструментов бережливого производства. Группы немного меньше, потому что игра построена для меньшего состава. Перед участниками стоит задача — заключить договор. Мы специально выбрали эту часть офисного процесса, поскольку закупки, коммерция — это всегда актуально.
— Сколько компаний уже приняли участие в новой Фабрике?
— Мы прошли сертификацию Федерального центра компетенций первого декабря и к данному моменту успели провести 5 групп, это более 50 человек, при этом до конца января график уже полностью расписан.
— Что еще было внедрено в 2021 году?
— Мы начали готовить внутренних тренеров по бережливому производству для предприятий. Наши эксперты могут приехать и обучить только часть сотрудников, рабочую группу, которая участвует в проекте. Чтобы распространить практику бережливого производства на всех сотрудников, компании нужен внутренний тренер. И мы готовим таких людей, передаем им методику обучения взрослых необходимым инструментам бережливого производства, помогаем составить график обучения сотрудников.
— Бывает ли, что ваши эксперты сталкиваются с сопротивлением сотрудников на предприятии?
— Естественно. Если к человеку приходят на работу, где он уже трудится пять лет, и говорят: «сейчас я тебя научу, как надо», — разумеется, он скажет: «не надо». Больше того, иногда не только работники предприятия так реагируют. Бывает, что собственник или генеральный директор видит пути развития и приглашает нас, а экспертов встречает директор по производству, который сам «все знает» и ничего не хочет.
— Как вы преодолеваете это сопротивление?
— Наши сотрудники обучаются управлению изменениями. Суть этого направления — научиться говорить на одном языке с персоналом. Поэтому руководству мы предлагаем информировать сотрудников, чего от них ожидают, какой должен быть итоговый эффект. Самим сотрудникам предлагаем рассказать руководству, что им нужно для более эффективной работы.
«Руководству мы предлагаем информировать сотрудников, чего от них ожидают, какой должен быть итоговый эффект. Самим сотрудникам предлагаем рассказать руководству, что им нужно для более эффективной работы».
Бывают абсолютно банальные случаи. Стройплощадка. Сварщик варит каждый день, а маска у него зацарапана так, что через нее ничего не видно. Спрашиваем, почему он никому об этом не сказал. Говорит: «А смысл, всегда так было, такую выдали». Маску заменили, вопрос решился за один день, сотрудник счастлив, хочет работать дальше. И вот так необходимо постоянно показывать, что каждая из сторон друг в друге нуждается. Поэтому да, сопротивление есть, но с ним надо не бороться — о нем надо говорить. С одной стороны, показывать ценность сотрудника, а с другой — обозначать свои ожидания.
«Да, сопротивление есть, но с ним надо не бороться — о нем надо говорить. С одной стороны, показывать ценность сотрудника, а с другой — обозначать свои ожидания»
Переломный год
— Вы уже частично рассказали о планах на будущий год. Поделитесь, пожалуйста, плановыми показателями по национальному проекту.
— Да, как я уже сказала, мы ждем 127 предприятий в проекте адресной поддержки. А в целом в мероприятиях национального проекта «Производительность труда» примут участие порядка 200 компаний.
Еще одно направление национального проекта, в рамках адресной поддержки, — обучение сотрудников инструментам бережливого производства, не только на «Фабрике процессов». В 2022 году силами РЦК мы планируем обучить более 1,5 тысяч человек.
Кроме того, мы продолжим сотрудничество с Toyota и Политехом в рамках проекта «Время расти». В этом году к нам пришли четыре стажера, студента 4-5 курсов Политеха, которые до нас прошли курсы бережливого производства на Toyota. 20 декабря они сдают экзамен по итогам стажировки в РЦК, и по результатам экзамена смогут присоединиться к нашей команде в должности руководителя проекта. Надеемся, что в следующем году снова сможем пригласить стажеров по этому проекту.
«В мероприятиях национального проекта «Производительность труда» примут участие в следующем году порядка 200 компаний»
— Если отойти от сухих цифр, каким стал для вас 2021 год, что вы ждете от следующего?
— Для РЦК 2021 год стал переломным. Национальный проект «Производительность труда» стартовал в 2019 году, но 2020 год подкосил всех, предприятиям было не до проектов, а те, кто пускал нас к себе, смотрели с большой осторожностью, иногда откладывали реализацию на какое-то время. 2021 же год стал очень насыщенным: выросло количество наших руководителей проектов, повысились их компетенции. В 2022 году мы не сможем наверное показать такой серьезный прирост, но постоянное развитие, улучшения в нашей работе мы не остановим. И хочется увидеть как можно больше предприятий-участников в нашей части национального проекта — адресной поддержке производительности. Ведь участие в проекте — уникальная возможность получить экономический эффект без материальных вложений.
В Санкт-Петербурге национальный проект «Производительность труда» реализуется с 2019 года. За это время в нем приняли участие более 110 предприятий города. В рамках нацпроекта действует, в частности, региональный проект «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях». Эксперты приходят на предприятие, анализируют производственный процесс, повышают совместно с командой предприятия эффективность на выбранном производственном потоке, обучают сотрудников инструментам бережливого производства.
Для участия в нацпроекте предприятие должно соответствовать основным критериям:
- относиться к транспортной, строительной, сельскохозяйственной или обрабатывающей отрасли;
- доля участия налоговых иностранных резидентов не должна превышать 50%;
- выручка — не менее 400 млн руб. в год. Провести предварительную оценку и оставить заявку также можно на сайте РЦК.