Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Безопасная школа: как новые технологии защищают детей

Фото: Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Фото: Комитет по образованию Санкт-Петербурга
На стражу безопасности петербургских детей встают информационные технологии, как они работают и какие задачи позволяют решать

В 2021 году в российских образовательных учреждениях зафиксировано шесть случаев «колумбайна». Вопросы безопасности выходят на первый план. Как внедряемые в Петербурге новые подходы с использованием информационных технологий защитят петербургских школьников в случае необходимости, какие элементы безопасности наиболее уязвимы в данный момент и есть ли альтернативы внедряемым в городе решениям — обсудили участники круглого стола РБК Петербург «Безопасная школа. Новый этап».

Простые правила

В России действуют требования по защите объектов образования. Они прописаны в постановлении правительства № 1006 от 2019 года. Согласно этому документу, каждое образовательное учреждение должно иметь свой актуальный паспорт безопасности. «Все, что в нем написано должно быть выполнено, — подчеркнул заместитель председателя городского Комитета по образованию Михаил Пучков. — Первое — аудит паспортов безопасности, второе — как они реализованы, и третье — как они выполняются в реальности. Наша задача, чтобы рамка металлоискателя была всегда включена, а турникет работал. Это комплексная часть, она работает тогда, когда каждое звено выполняет свои функции и контролируется».

Михаил Пучков, Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Михаил Пучков, Комитет по образованию Санкт-Петербурга (Фото: РБК Петербург)

В Санкт-Петербурге все школы, детские сады и учреждения дополнительного образования имеют такой паспорт безопасности, а с весны проводился аудит их выполнения. «Профильными органами проверялась дееспособность систем безопасности, технической оснащенности городских учреждений образования, и выяснилось, что с обеспечением безопасности в Петербурге в этой сфере дела обстоят «неплохо», — отметил Михаил Пучков.

По словам заместителя директора по ИТ ГБОУ «Инженерно-технологическая школа 777» Санкт-Петербурга Сергея Сидоркина, правила очень просты: главное — соблюдать инструкции. «Есть четкий свод правил как работает система безопасности, если элементарно не закрывать периметр безопасности, значит любой может проникнуть на территорию, если мы не закрываем турникеты — проходит кто угодно, если мы разрешаем детям передавать карты друг другу — эта система работать не будет. Какую бы совершенную систему безопасности мы не создавали, она не будет работать, если ее некорректно эксплуатитровать», — отметил Сидоркин.

Сергей Сидоркин, ИТ ГБОУ «Инженерно-технологическая школа 777» Санкт-Петербурга
Сергей Сидоркин, ИТ ГБОУ «Инженерно-технологическая школа 777» Санкт-Петербурга (Фото: РБК Петербург)

«Все спокойно там, где четко работают инструкции и каждый выполняет свои обязанности», — соглашается Михаил Пучков.

Базовый набор

Сегодня в «базовый» комплект технических устройств для антитеррористической безопасности петербургских школ входят: металлодетекторы, пропускные турникеты, «тревожная сигнализация» и переносные «тревожные кнопки». По словам первого заместителя генерального директора ГК «Росохрана» Евгения Плотникова, тревожными кнопками оснащены 2568 объектов — школы, детские сады, учреждения дополнительного образования, в том числе музыкальные и спортивные школы. «Город уделяет серьезное внимание безопасности объектов, где находятся дети. Важнейшим элементом безопасности является обеспечение быстрого реагирования на сигналы тревоги силами групп задержания вневедомственной охраны Росгвардии», — подчеркнул Евгений Плотников.

Евгений Плотников,  ГК «Росохрана»
Евгений Плотников, ГК «Росохрана» (Фото: пресс-служба)

Системами видеонаблюдения, по словам Михаила Пучкова, оснащены на сегодняшний день 96% школьных зданий, оставшиеся в плановом порядке будут дооснащены в ближайшее время.

Еще одним простым, но эффективным инструментом от нежелательных посетителей являются закрепленные на входе таблички «Охраняется полицией». «Когда мы этот проект начинали, были случаи, когда нас просили установить таблички в укромных местах. Но постепенно мнение изменилось. Оказалось, и это подтверждено статистикой, что большинство инцидентов удается пресечь именно благодаря такому предупреждению. И сейчас школы просят увеличить рекомендуемый размер табличек с первоначальных 25х25 до 50х50 см», — поделился наблюдением Евгений Плотников.

Идеальный щит

Помимо базового набора некоторые школы ставят дополнительную систему безопасности. Образцом такой защищенной школы является Инженерно-технологическая школа № 777 (ИТШ) Приморского района. Она оборудована двухуровневой системой охраны: пропускной режим для детей, учителей и некоторых родителей действует уже на внешнем периметре — посетители попадают на территорию школы через калитку с постом охраны. Чтобы войти в здание, нужно еще раз приложить свою личную карту к считывателю — вся информация о передвижениях ребенка тут же отображается в приложении «электронный дневник». Затем все проходят через металлоискатель и прибор автоматической термометрии.

В ИТШ есть комната охраны, оснащенная системами внутреннего и наружного наблюдения, куда приходят сообщения о тревожных сигналах, пожаре или других чрезвычайных происшествиях. Дополнительным средством безопасности служит видеонаблюдение — система распознавания лиц.

«Школа № 777 — образцовая в городе, она оснащена по последнему слову техники. Здесь, например, установлены распашные турникеты — это редкость для школ, так как это дорогие устройства. Но надежные. Все остальные школы оборудованы проще, но надежность и безопасность в них обеспечены на высоком уровне», — подчеркнул Евгений Плотников.

«Нам понадобилось два года, чтобы донести до родителей, что такая система охраны необходима образовательному учреждению, — отмечает директор ГБОУ «Инженерно-технологическая школа 777» Санкт-Петербурга Вера Князева. — Мы вынесли много критики в свой адрес, что родители не имеют свободного доступа в школу. Но только после трагедии в Казани родители осознали, для чего это было сделано. Поэтому важным элементом в построении системы безопасности школы является работа с родителями».

Вера Князева, ГБОУ «Инженерно-технологическая школа 777» Санкт-Петербурга
Вера Князева, ГБОУ «Инженерно-технологическая школа 777» Санкт-Петербурга (Фото: РБК Петербург)

Перспективные технологии

Следующий этап развития систем безопасности в школах — внедрение информационных технологий. Одна из ближайших — видеоаналитика. «В каждой школе есть видеонаблюдение. Но одно дело — иметь записи с камер, и совсем другое — правильно использовать и анализировать эти данные. Эта работа сейчас ведется», — подчеркнул Михаил Пучков.

Как отметил Евгений Плотников, видеоаналитика уже сегодня позволяет распознавать предметы, похожие на оружие, давать сигналы об оставленных предметах и скоплениях людей. Видеонаблюдение — мировой тренд, просто смотреть на то, что происходит, это вчерашний день, говорит директор лицея № 369 Красносельского района Константин Тхостов. «Вспомните — «казанский стрелок» шел по благополучному городу, помахал в камеру, улыбнулся — но правоохранители ничего не сделали. А предотврати они его намерения на подходе к школе — трагедии бы не случилось, — добавил Константин Тхостов. — Есть системы эмоционального распознавания, позволяющие понять, с каким настроением человек идет в школу или другое социальное учреждение».

Сергей Сидоркин отметил, что ИТШ уже планирует тестировать систему распознавания эмоций у детей. «К нам обратились партнеры с предложением, и сейчас мы прорабатываем как встроить эту систему в рамках существующего законодательства, как ее можно интегрировать в действующую систему безопасности школы», — отметил он.

Но внедрение таких систем требует тонкой настройки. «Дети находятся в постоянном движении, они не готовы в отличии от взрослых строго смотреть в камеру. И конечно, головные уборы, растрепанные волосы, все это создает для системы определенные сложности. Кроме того, дети разного роста — отсюда вопрос какое количество камер вам нужно и на какой высоте. Добавляются и вопросы освещения во входной зоне, что также влияет на качество идентификации. И если вопросы с мимикой, головными уборами и прическами мы решаем, сравнивая текущую картинку с шестью последними кадрами, включая эталонный, то место установки камеры и освещенность подбираем отдельно, — поделился опытом Евгений Плотников. — И знаете, дети — ведь лучшие тестировщики. Для них любая технологичная система — это вызов! Например, при первых испытаниях системы, в школу «вошел» директор более 250 раз. Дети просто распечатали его фотографию и надели на лица. Конечно, эта уязвимость уже давно устранена. Сейчас в школу по фото на бумаге или смартфоне нельзя зайти. Система четко фиксирует подмену».

Другой аспект внедрения видеоаналитики или любой другой технологии — родители. «Каждый год в сентябре нам приходится проводить разъяснительные беседы с родителями вновь поступивших детей — то им кажется, что проход через металлодетекторы вреден, то произойдет утечка персональных данных из системы безопасности. Здесь есть сложности, с которыми школе приходится бороться», — добавила Вера Князева.

В лаборатории группы компаний «Росохрана» проводятся тестирования систем контроля доступа, которые не используют турникеты. Например, специальные радиометки. «Мы тестировали эту технологию на реальном школьном объекте, и оказалось, что считывается лишь около половины меток. Для достижения 100% показателя нужно увеличивать мощность сигнала, причем настолько, что это идет вразрез с санитарно-гигиеническими нормами. От использования такого решения отказались. Здоровье детей важнее», — отметил Евгений Плотников.

По словам Михаила Пучкова, город внимательно следит за новыми технологиями в сфере безопасности: «Альтернативные технологии школьным турникетам есть, и они рассматриваются, но чтобы внедрить решение во всех 687 школах, нужно, чтобы они прошли этап апробации».

В поисках баланса

Директора петербургских школ выступают за усовершенствование технологий обеспечения безопасности. «То, чем сегодня оснащены школы — это вчерашний день. Под каждую куртку не заглянешь, и ребенок при желании может пронести в школу практически все, что угодно», — убежден Константин Тхостов. По его мнению, необходимо двигаться именно в сторону использования цифровых технологий.

Но повышать безопасность нужно не только техническими методами. Константин Хостов также считает необходимым пересмотреть законодательство, регламентирующее вопросы обращения с оружием гражданского населения, разработать меры профилактики школьной агрессии, в том числе за счет возрождения в новом виде советской детской комнаты милиции, которая бы занималась не пресечением, а профилактикой конфликтов у детей.

С таким подходом отчасти согласен и Михаил Пучков. «Что же происходит с обществом, в котором мы живем, если нам нужно столько железа и суперпродвинутые технологии в школах? Я бы хотел обратить внимание, что последние случаи стрельбы в образовательных учреждениях — это нападения не со стороны абсолютно посторонних, а настоящих либо бывших обучающихся. Возникает вопрос, как они были социализированы школой, что потом захотели вернуться и «поговорить». Но одна школа как институт неспособна решить эту проблему. Именно поэтому важен комплексный подход и взаимодействие всех участников», — заключил Михаил Пучков.

Содержание
Закрыть