#4 Бизнес и право, 27 декабря 2021
От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Преждевременно пугать население не захочет ни один законодатель»

Светлана Гузь
Светлана Гузь (Фото: Legal to Business)
Управляющий партнер юридического бюро LEGAL to BUSINESS Светлана Гузь — о главных итогах и грядущих изменениях законодательства для бизнеса.

В 2021 году законодатель стремился закрыть лакуны, ранее не охваченные его вниманием. Так, появился закон о цифровых активах, разработан ряд инициатив в сфере цифровизации и внесены налоговые изменения — после более 20 лет существования отменен ЕНВД. О ключевых изменениях и перспективах законодательного регулирования для бизнеса в интервью РБК+ Петербург рассказала управляющий партнер юридического бюро LEGAL to BUSINESS Светлана Гузь.

Самые удачные решения

— Какие ключевые изменения в законодательстве ожидаются в 2022 году? Как они повлияют на бизнес?

— Как перед началом проката среднестатистического фильма, так и государство перед началом нового года запускает в рекламу только самые удачные и социально одобряемые аспекты. Поэтому придирчивый и недоверчивый гражданин если и захочет найти грядущее изменение в законодательстве, которое значительно ухудшит его положение, то найдет с трудом. Ведь преждевременно пугать население не захочет ни один законодатель. Если заняться мониторингом ближайших изменений, то найдем только те, реакция на которые будет либо положительная, либо безразличная.

Например, позитивные изменения прослеживаются для компаний в сфере общественного питания: освобождение от уплаты НДС при условии, что их годовая выручка не превышает 2 млрд. руб. С 1 января 2022 года организации общественного питания со штатом свыше 250 человек вправе применять пониженные тарифы страховых взносов. Будут и послабления в сфере антимонопольного контроля для организаций общепита — теперь ему будут подвергаться только компании, выручка которых более 800 тыс. руб., что вдвое превышает нынешнюю планку.

Если говорить об изменениях, касающихся всех отраслей бизнеса, то изменения здесь носят более нейтральный характер. К примеру, работодатели, оплачивающие санаторно-курортное лечение своим сотрудникам, смогут учесть больше расходов при подаче налоговой декларации. Изменятся некоторые формальности при подаче декларации для предпринимателей с упрощенной системой налогообложения. Также можно отметить введение единого по всей стране срока уплаты налога на имущество.

При обсуждении ключевых изменений законодательства нельзя не упомянуть электронный кадровый документооборот, который затронет, пожалуй, всех предпринимателей страны. Безусловно, юридический мир замер в ожидании принятии широко обсуждаемых изменений в законодательстве о банкротстве. Интересно, что исторически многие масштабные изменения принимались именно под конец года. Ну и конечно, все ждут, чем закончится рассмотрение законопроектов по QR-кодам.

«Преждевременно пугать население не захочет ни один законодатель. Если заняться мониторингом ближайших изменений, то найдем только те, реакция на которые будет либо положительной, либо безразличной».

Цифровые инициативы

— По мнению самих бизнесменов, следующий год пройдет под знаком ужесточения регулирования во многих отраслях. Как в эту логику укладывается обязательная дактилоскопия иностранцев, прибывающих в РФ?

— Определенно прослеживается прямая взаимосвязь. Ни для кого не секрет, что во многих организациях нашей страны исправно трудится огромное количество иностранной рабочей силы. Принуждение данной категории сотрудников к обязательной сдаче своих данных повлияет на многие аспекты самой работы и трудовые отношения между сотрудником и работодателем.

Сами нововведения заключаются в прохождении дактилоскопической и фотографической регистрации, которые нужно пройти 1 раз — при обращении за патентом или при получении разрешения на работу. В случае невыполнения требований срок временного пребывания иностранца сократят, что, несомненно, скажется на сроке работы и на трудовых взаимоотношениях.

— Что, на ваш взгляд, даст создание Единой биометрической системы от Минцифры?

— Минцифры планирует обязать всех коммерческих операторов биометрических данных работать в рамках государственной Единой биометрической системы (ЕБС). Операторы не смогут собирать первичные данные самостоятельно, а будут получать только обработанную информацию и только с согласия гражданина. Скажу честно, я настороженно отношусь к созданию Единой биометрической системы. На примере банков мы уже могли убедиться, что количество мошеннических звонков с целью получения утвердительных ответов и записи голоса для последующей кражи денежных средств с банковских счетов неуклонно растет.

Нельзя не отметить, что многие права и свободы в эпоху цифровизации подвергаются дополнительному переосмыслению. Появился феномен цифровой личности — человека в информационном (виртуальном) пространстве. На текущий момент распространена кража аккаунтов блогеров, вымогательство денег за их возврат, создание фейковых аккаунтов, которые могут качественно испортить репутацию. Информация из соцсети может быть доказательством в суде — особенно часто в семейных спорах или делах, связанных с фальсификацией доказательств. Например, оппонент заявляет, что он находился в одном городе, но его фотографии и посты свидетельствуют об ином, в банкротных делах для доказательства аффилированности, выявления контролирующего лица— бенефициара, что впоследствии приводит к привлечению данного лица к субсидиарной ответственности. Нельзя не упомянуть и споры в области доведения человека до самоубийства путем травли в интернете, буллинг в школах, вузах и на работе.

Все эти вопросы, на мой взгляд, применимы и к законодательству об обязательной дактилоскопии иностранцев, и к Единой биометрической системе. Невозможно в полной мере оценить, какие негативные последствия могут наступить для отдельного человека в случае утечки информации из Единой биометрической системы. Безусловно, как Госуслуги, ЕБС будет использовать методы шифрования, самым слабым звеном останутся личные компьютеры, смартфоны, мобильные приложения пользователя, недостаточно сложные пароли, неосмотрительность. Но не хотелось бы стать участником фантастического фильма, в котором у главного героя появляется клон.

— Другая «цифровая» новелла — внесудебная блокировка сайтов мошенников. Кто может попасть под такую блокировку и сложно ли будет восстановить бизнес в случае ошибки?

— Вопрос несомненно интересный. Если в государстве разрешается блокировать что-либо, ограничивать свободу действий или высказываний, удалять материалы и интернет-ресурсы, причем блокировать в короткие сроки и во внесудебном порядке, то можно быть уверенными в том, что практика в чем-то отклонилась от первоначального курса.

Блокировка сайтов мошенников, безусловно, полезное и необходимо нововведение. Но, к сожалению, у этой медали есть обратная сторона. Легкость блокировки без судебного решения, как представляется, может быть использована не только в отношении мошенников.

Рассматривать дела о блокировке сайтов мошенников планируют в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Насколько успешным будет апелляция данных решений, покажет время. Но, не исключено, что даже успешное обжалование не приведет к разблокировке сайта по «техническим причинам».

«Легкость блокировки без судебного решения, как представляется, может быть использована не только в отношении мошенников».

Упрощенка и перспективы регулирования

— В сентябре 2021 года были внесены изменения и в градостроительный кодекс, как они повлияют на процедуру строительства? Что и для кого изменится?

— Новая редакция Градостроительного кодекса РФ вступила в силу с 1 сентября 2021 года. Законодатели внесли поправки в порядок предоставления технических условий, необходимых для архитектурно-строительного проектирования. Были установлены этапы капитального строительства, введен термин «рабочая документация», закреплен институт типовой проектной документации, предусмотрена возможность проведения экспертиз по принципу «одного окна», исключены избыточные полномочия государственных регистраторов прав по проверке проектной документации и расширен перечень объектов, для строительства или реконструкции которых не требуется разрешение на строительство.

Помимо этого изменилась и сама процедура получения разрешения на строительство. В целом, следует сделать вывод, что нововведения направлены на совершенствование законодательства и во многом на упрощение деятельности застройщиков. Насколько на практике строительство станет проще, будут ли применимы данные нормы и востребованы — покажет только практика.

— Какие изменения в налоговом законодательстве вам кажутся наиболее значимыми для бизнеса? На что они повлияют?

— Наверное, одно из самых значимых изменений — отмена режима единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Несмотря на негодование предпринимателей, специальный налоговый режим ЕНВД, просуществовавший 22 года, был отменен. Это стало самым значительным изменением в налоговом законодательстве для малого и среднего бизнеса.

Большинство некрупных компаний ранее выбирали для работы именно ЕНВД. Ставка налога не зависела от прибыли, а была фиксированной. Это стало и главной причиной его отмены: государство недополучало налоги с предприятий на ЕНВД, которые показывали высокие результаты. В среднем предприятия на упрощенной системе налогообложения (УСН) платили в 27 раз больше налогов, чем по ЕНВД. По некоторым оценкам, с отменой ЕНВД у 60% предпринимателей налоговая нагрузка выросла.

Всех, кто не определился с новым налоговым режимом до 1 января 2021 года, должны были автоматически перевести на общую систему налогообложения. По данным ФНС России, из числа определившихся на конец 2020 года предпринимателей 57,5% выбрали УСН, 40% — патент, 2,5% — налог на профессиональный доход.

Полагаю, что в будущих действиях законодателя останется упор на поддержку отраслей бизнеса, пострадавших во время пандемии. Например, уже известно, что с 1 января 2022 года организации общепита с доходами за прошлый год не больше 2 млрд руб. и долей доходов от общепита не менее 70% освобождаются от НДС.

«В среднем предприятия на УСН платили в 27 раз больше налогов, чем по ЕНВД. По некоторым оценкам, с отменой ЕНВД у 60% предпринимателей налоговая нагрузка выросла».

— Говоря о перспективах регулирования, какие отрасли и сегменты экономики, на ваш взгляд, сегодня особенно нуждаются в регулировании и в каком? Успевает ли законодатель за развитием новых секторов экономики?

— В условиях стремительного развития технологий без должного регулирования, в первую очередь, остаются сферы, связанные с использованием и оборотом информации.

Развитие цифрового пространства, появление искусственного интеллекта, виртуальные среды общения, рост числа различных интернет-магазинов, компаний, предоставляющих услуги в режиме онлайн, а особенно сложившаяся ситуация с распространением COVID-19, которая способствует все более активному пользованию интернет-ресурсами, приводят к тому, что технологии все глубже проникают в нашу жизнь.

Проблема практически неконтролируемого оборота данных в настоящие дни стоит остро для всего мира и для российского общества в частности. Так, только за 2020 год около 100 млн записей персональных данных и платежной информации россиян утекло в сеть, говорится в исследовании компании InfoWatch.

«Так, только за 2020 год около 100 млн записей персональных данных и платежной информации россиян утекло в сеть, говорится в исследовании компании InfoWatch».

Риску утечки данных подвержены не только граждане, но и бизнес. С одной стороны, обмен электронными документами, возможность участия на онлайн-заседаниях, позволяют экономить время и сокращать расходы клиента. С другой стороны, персональные данные, как показывает практика, рано или поздно становятся общедоступными. И как отмечают представители бизнеса, этот вопрос на сегодняшний день не решен. Все это грозит компаниям финансовыми и репутационными рисками, последующими убытками. Например, утечка данных может оказать влияние на котировки акций компании, по вине которой произошла утечка или клиенты которой потеряли контроль над собственными данными.

Правовое регулирование IT-процессов является сегодня одной из наиболее актуальных и быстроразвивающихся сфер права в стране и в мире. Долгое время будет оставаться перспективным для совершенствования законодательного регулирования правовое обеспечение энергетического сотрудничества и освоения нефтегазовых ресурсов. Потребность в совершенствовании регулирования обусловлена возрастанием значимости энергетических проблем на мировом уровне, реализацией российскими компаниями ТЭК масштабных проектов в России и за рубежом.

Инструменты «Рынок NFT искусства набирает обороты»
Содержание
Закрыть