![Фото: pexels.com](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/9/33/296172794948339.jpeg)
Аналитики отмечают, что цифровизация среднего и малого бизнеса может стать весомым драйвером восстановления экономики после пандемии. Так, в исследовании IDC и Cisco прогнозируется, что благодаря ускоренной цифровизации малого бизнеса объем экономики восьми крупных стран мира увеличится на 5,5%, а темпы роста — на 42%. Россия, к сожалению, не вошла в список изученных экспертами стран. Однако как показала дискуссия, организованная РБК Петербург, эксперты считают, что именно за цифровизацией МСП будущее, а сами представители небольших компаний уже делают ставку на цифру.
Взгляд с разных сторон
Пандемия стала для целых индустрий и для отдельных предприятий большим потрясением, эпохой перестройки на работу в новых условиях. Многие средние и малые предприятия (СМП) активно включились в этот процесс трансформации. Как рассказал руководитель по продажам цифровых решений ПАО «МегаФон» Олег Алексеев, резко выросло количество запросов на решения, которые позволяют организовать удаленную работу, эффективные коммуникации в новых условиях, сохранить необходимый для поддержания бизнеса уровень выполнения повседневных задач. В первые месяцы после старта ограничений наблюдался рост количества запросов на покупку сервисов и инструментов для удаленной коммуникации. Он составил почти 30%. А по отдельным видам сервисов количество запросов выросло в разы. Так, в 15 раз увеличилось количество запросов на решения для видеоконференцсвязи (ВКС). Высокую динамику демонстрировал спрос на облачные сервисы. В ответ на этот вызов компания предложила ряд готовых решений для бизнеса, чтобы обеспечить своих клиентов инструментами удаленной работы, безопасного удаленного доступа к корпоративным ресурсам и рабочему месту сотрудников компании.
![Олег Алексеев (ПАО "МегаФон")](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/7/98/296172795309987.jpg)
Заместитель генерального директора ООО «1С-Битрикс» Сергей Кулешов отмечает, что в компании не заметили изменения запросов со стороны клиентов, но зато был резкий рост активности пользователей — особенно в тех странах, где локдаун был жестче. Резко увеличился трафик в сервисах ВКС, в мессенджерах. Это потребовало от компании работы по масштабированию ресурсов. Новые цифровые возможности появились у многих клиентов и в работе с документами. Самой же компании пришлось оперативно изменить вектор релиза новой версии решения: прокачали мощности ВКС, дали возможность общаться большему количеством участников, быстро запустить онлайн-продажи.
![Сергей Кулешов (ООО «1С-Битрикс»)](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/1/27/296172795798271.jpg)
По словам директора управления продаж малому бизнесу Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Игоря Трепова, цифровизация помогла МСП наладить коммуникацию не только с клиентами, но и с государством, и с бизнесом. Среди прорывных историй банка — запуск сервиса, который позволяет удаленно регистрировать юрлицо и открывать для него счет в банке. Порядка 20% счетов сейчас открывается именно так. Также резкий рост продемонстрировал сервис дистанционной медицины. Третий прорыв связан с удаленной подачей заявок на кредит: 90% заявок от малого бизнеса сейчас приходят онлайн. По некоторым из них банк выдает кредит через 10 минут после подачи пакета документов.
![Игорь Трепов (ПАО Сбербанк)](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/8/82/296172796244828.jpeg)
Представители бизнеса также рассказали о вынужденной цифровой трансформации. Создатель и совладелец бренда одежды «ВАРГГРАДЪ», резидент Делового клуба «Эталон» Евгений Ковешников, подчеркнул, что в первые несколько дней локдауна среди главных задач были: удержание клиентов и сотрудников, необходимость не увязнуть в долгах и сохранить коммуникацию с контрагентами. Поэтому пришлось задействовать ресурсы, которые ранее были на втором план: стали больше работать с «теплой» аудиторией, а не привлекать новую, запустили онлайн-квест, завели рубрику в соцсетях — благодаря этому удержали аудиторию и даже увеличили ее. Правда, об онлайн-канале продаж компания позаботилась заранее: до пандемии онлайн-продажи составляли порядка 50% от общих продаж, в период жестких ограничений достигли 100%, а по мере выхода из локдауна превысили 60%.
![Евгений Ковешников («ВАРГГРАДЪ»)](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/3/74/296172796925743.jpg)
Цена доступности
Среди факторов, которые сдерживают цифровизацию малого бизнеса, заметными (по мнению самих СМП) являются высокая стоимость и избыточный функционал ИТ-решений, так как они ориентированы на крупные компании.
Как заметила сооснователь и управляющий партнер сервиса доставки здоровой еды «Сувид’or» Юлия Никитина, хотя у компании была большая потребность в решении, которое бы позволило выстроить коммуникацию с клиентом, найти необходимое не получилось. «Мы говорили с теми, кто предлагает таргетированную коммуникацию, но оказалось, что данные собирать научились, а работать с ними — пока не очень. И если речь идет не о миллионных бюджетах, решения нет», — объясняет эксперт, чье предприятие в итоге решало вопрос традиционными методами. Ведь найти решение с лучшей конверсией и более эффективное, чем при ручном режиме работы сотрудников, не удалось.
![Юлия Никитина («Сувид’or»)](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/2/14/296172797537142.jpg)
Представители компаний, которые занимаются цифровизацией, уверены, что сегодня все необходимые сервисы доступны даже небольшим компаниям.
Но даже требующие оплаты продукты по карману МСП. «Существенное отличие сегодняшнего времени — наличие доступных решений и инструментов в готовом виде. Например, сервис таргетированной рекламы для бизнеса «МегаФон Таргет» позволяет найти релевантную аудиторию более чем по 100 параметрам отбора», — поясняет Олег Алексеев.
Подтверждает доступность и Евгений Ковешников: «На онлайн мы тратим 10% от валовой прибыли интернет-продаж. Это история, которая окупается».
Цифровой трансформатор
Еще одно опасение МСП связано с нехваткой компетенций для использования цифровых решений и отсутствием соответствующих обучающих программ. Как добавила Юлия Никитина, на рынке проще найти сотрудников, которые глубоко знают привычные инструменты, такие как Excel — в этом случае их эффективность может быть выше, чем при использовании инновационных приложений.
Однако эксперты уверены, что проблема решаема. «Для этого и вводится должность цифрового трансформатора — он помогает выявить узкие места в процессах компании и найти оптимальные инструменты для повышения эффективности, — возражает Сергей Кулешов. — Посмотрите на CRM сегодня: это не улучшенный интерфейс Excel, а система, которая позволяет эффективно учитывать все коммуникации с клиентом, чтобы менеджеру не нужно было ничего заполнять вручную. На рынке есть готовые предложения — с их помощью и происходит цифровая трансформация».
Олег Алексеев подтвердил, что лишь около трети организаций следуют за инновациями — остальные же продолжают использовать старые инструменты, в том числе — из-за нехватки информации. «Наша цель — быть партнером для бизнеса, — объясняет эксперт. — В основе новаций и технологий, которые мы предлагаем рынку, лежит забота о клиенте, поэтому по сложным решениям у нас можно получить развернутую консультацию экспертов по цифровизации. И с самых первых дней внедрения таких сервисов можно пройти обучение по работе с ними — через нативные подсказки, вопросы к специалистам или консультации».
Цифровое будущее маленьких компаний
В будущем цифровые технологии будут все более тесно вплетаться в бизнес-процессы малых и средних предприятий, уверены эксперты. «Очевидно, что тот бизнес, который будет все больше интегрироваться в цифровизацию, будет крепче стоять на ногах. Те, кто не будет идти в этом направлении, могут проиграть», — поясняет Евгений Ковешников.
Юлия Никитина отметила, что независимо от трендов цифровизации и сроков окончания пандемии малый бизнес никуда не денется, потому что есть люди, для которых это важная возможность существования. Успешным же будет тот бизнес, который нашел свою нишу — это цель, а цифровизация — лишь инструмент для ее достижения, который нужно подбирать в соответствии с целью.
Быстрых изменений в уровне проникновения цифры в МСП ждать не стоит. По прогнозам Сергея Кулешова, мы лишь через 5–10 лет увидим серьезные изменения с точки зрения использования малым бизнесом технологий: изменения будут медленными, но ощутимыми. Малый бизнес будет становиться все более цифровым и эффективным, и именно он станет драйвером повышения эффективности и производительности труда в целом.
Статистика такие прогнозы подтверждает. По данным опроса Visa и СберБизнес, 24% представителей малого бизнеса собираются свой бизнес развивать. Что касается будущего технологий и сервисов, Игорь Трепов считает, что в числе самых перспективных направлений цифровизации — доставка и телемедицина. Кроме того, для небольших бизнесов крайне значимыми будут пакетные предложения по цифровизации бухгалтерских и юридических услуг: СМП нет смысла содержать отдельного бухгалтера или юриста или даже нанимать периодически под определенные задачи. Выгоднее и проще передать задачи на аутсорс в автоматизированные сервисы.
По мнению Олега Алексеева, цифровизация средних и малых предприятий будет строиться вокруг коммуникационных сервисов и омниканальности, в том числе за счет применения интеллектуальных голосовых роботов. Еще одно направление, за которым будущее, — это аналитические сервисы, позволяющие узнать клиента лучше и повысить эффективность работы с ним. Будет развиваться и необходимая даже небольшому бизнесу облачная инфраструктура. «Удаленная работа станет частью нашей повседневной жизни. И те, кто сможет пройти путь цифровой трансформации, найти экспертов, которые помогут в этом, обязательно добьются успеха», — резюмирует эксперт.