Городские власти создают цифровую экосистему. Такая платформа необходима и городской администрации, и жителям Северной столицы, и туристам, и бизнес-сообществу, уверены участники дискуссии «Бизнес в цифровом Петербурге», организованной РБК Петербург. Эксперты отмечают, что предлагаемый городом платформенный подход — перспективное решение, но только в случае, если будет обеспечена актуальность и безопасность данных, а также бесшовность и разумность сервисов.
Город ждет
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин представил новый проект по развитию городских цифровых сервисов. Он рассказал, что при его подготовке был проведен реинжиниринг, анализ того, что ранее было сделано в направлении цифровизации в Северной столице, какие сервисы доступны бизнесу и гражданам и насколько активно они используются. На основе полученных данных было принято решение о том, как именно реализовать сервисы на новом витке их эволюции.
Новый проект будет представлять собой экосистему, в рамках которой сервисы будут разделены на основе ролевой модели и в соответствии с потребностями горожан. Для каждой роли (в том числе — родитель, пассажир, водитель, владелец домашнего питомца, бизнесмен и т.д.) на портале «Каталог городских сервисов» будет предложен набор услуг, удовлетворяющих максимум потребностей — порядка 80%, согласно планам города. Станислав Казарин уверен, что проект не будет конкурировать с крупными частными платформами. Более того — его создатели надеются на синергетический эффект и сотрудничество с бизнесом.
«Конечные сервисы должны разрабатываться не государством, а бизнесом, — полагает Казарин. — Последний гораздо быстрее реагирует на изменения в технологических и дизайнерских трендах, лучше учитывает юзабилити т.д». Так что экосистема будет с открытым API [Application programming interface — программный интерфейс приложения — ред.] для доступа к данным и функциям городских информационных систем, а потенциальные сервисы будут обсуждаться с горожанами — публичные дискуссии стартуют уже в апреле этого года.
Деловой оптимизм
Представители бизнеса в целом позитивно оценили перспективы запуска портала «Каталог городских сервисов» как нового этапа цифровизации Петербурга. «Считаю, что сам по себе экосистемный подход актуален не только для крупных цифровых компаний, но и для города и городских сервисов. И мне отрадно, что Петербург выводит на авансцену прогрессивные подходы и мысли. Если мы сообща будем фокусировать усилия, то сможем сделать действительно востребованную жителями цифровую систему», — подтверждает директор МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Павел Коротин.
По словам Коротина, открытый API позволяет разработчикам создавать новые полезные сервисы для горожан с интеграцией в городские информационные системы: «Это действительно переосмысление отношений и коммуникаций между государством, жителями и бизнесом».
Правда, эксперты сразу указали на ряд обстоятельств, которые нужно учесть, чтобы надежды на цифровое будущее города оправдались. Генеральный директор группы компаний ЦРТ Дмитрий Дырмовский выделил три самых важных параметра: бесшовность, защита данных и стандарт качества. «Если вы планируете поездку в музей, важно понять, что будет, например, с парковкой. Пример подобных бесшовных сервисов есть в Финляндии — можно перенимать их опыт, — говорит эксперт. — Кроме того, платформенная архитектура должна обеспечивать защиту данных, которые будут храниться и использоваться в рамках экосистемы».
Третий компонент — стандарт качества данных, требует системы проверки — только в этом случае данные будут достоверными, а сервисы — стандартизированными. При соблюдении этих принципов проект будет перспективным и позволит привлечь в него большое количество крупных и малых компаний, уверен Дырмовский.
Руководитель группы по работе с государственным сектором Mail.ru Цифровые Технологии Артур Щетинин заметил, что обсуждение проекта с горожанами — верное решение. «Для развития данной экосистемы надо спрашивать у потребителей, чего они ожидают. Надо не додумывать за пользователей, что им нужно, а проводить опросы на популярных платформах и в соцсетях. Во «ВКонтакте» уже реализуются подобные городские активности — сотрудничество может развиваться и в этом направлении. Ведь именно реальные потребности аудитории, которая активна в интернете, сделают проект жизнеспособным», — говорит Артур Щетинин.
Бизнес-помощь
Представители бизнеса, участвовавшие в обсуждении новой инициативы города, назвали и конкретные варианты сервисов, которые могли бы стать частью будущей экосистемы. Директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Александр Логинов предложил решение, которое могло бы существенно оптимизировать работу городского здравоохранения.
«Это Единая цифровая платформа, которая позволит создать общее информационное пространство для хранения и обмена данными между медучреждениями. Она включает в себя все необходимые компоненты, такие как медицинская информационная система, подсистемы для цифровизации деятельности лабораторных служб и телемедицины, реестр COVID-19 и другие», — отметил Александр Логинов.
Также спикер отметил, что для развития сервисов необходимо совершенствование технологической базы под них и оптимизация размещения элементов цифровой инфраструктуры. Компания предлагает использовать специальные опоры связи, где может быть размещено оборудование сразу нескольких операторов (базовые станции, камеры видеонаблюдения, роутеры Wi-Fi, датчики телеметрии и т.д.), что улучшит качество покрытия и будет особенно ценно при развитии 5G.
Директор отделения МегаФона в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Владимир Бакалов отметил, что в представленной концепции на данный момент не хватает актуального в условиях пандемии раздела, связанного с поиском работы для жителей города и сотрудников — для работодателей. У МегаФона есть решения «МегаФон Рекрутика» и «Цифровой подбор линейного персонала», которые помогут оптимизировать процесс подбора персонала.
Еще один пробел — отсутствующая на данный момент туристическая «роль». «Между тем Санкт-Петербург является одним из наиболее привлекательных российских городов для туристов. МегаФон, имея большой экспертный опыт и практические кейсы в сфере развития туризма, готов помочь в интеграции цифровых технологий в процесс формирования комфортной туристической среды в городе, — объясняет Владимир Бакалов. — У нас есть аналитический сервис, который позволяет оценить объем туристических потоков и составить потрет туристов, которых необходимо привлекать для повышения доходов от туристической отрасли. Анализ значимых показателей индустрии с помощью сервиса аналитики больших данных также позволяет сформировать стратегию развития этого направления и оценить эффект от проводимых мероприятий. А номер *812 вполне может стать визитной карточкой городских сервисов. Услугой «Звездный номер», к примеру, уже пользуется футбольный клуб «Зенит» для коммуникаций с болельщиками».
Полезной будет и система рейтингования бизнеса, уверен генеральный директор «Комфортел» Дмитрий Петров. Со временем она может трансформироваться в аналог «знака качества». Это позволит поставщикам и заказчикам находить друг друга, что поспособствует созданию конкурентной бизнес-среды. Государство в этом случае будет лишь арбитром и тем, кто развивает экосистему.
Павел Коротин подчеркнул актуальность интеграции в городские платформы платежных сервисов. «В линейке МТС есть решение, которое дает возможность на одной странице увидеть все свои начисления и быстро оплатить пакетом. Сейчас платежный шлюз МТС Банка успешно работает более чем в 10 регионах России, в том числе и в Москве — на веб-сайтах и в мобильных приложениях», — отметил он.
«Если говорить о том, чего не хватает бизнесу, то это беззаявительный характер доведения государственных услуг со стороны органов исполнительной власти. По аналогии с обычным гражданином: человек родился и все положенные ему по закону документы оформляются автоматически, без заявления со стороны родителей, все положенные выплаты перечисляются также автоматически без посещений ведомств и написания заявлений. Это экономит время, а процесс является прозрачным. Также должно быть и в отношении бизнеса, с момента его создания и на каждом этапе становления и развития», — отмечает Дмитрий Дырмовский.
Александр Логинов также уверен, что город мог бы взять на вооружение наработки портала Госуслуг, оператором которого является «Ростелеком». В частности, речь идет про беззаявительную модель предоставления госсервисов, которая прошло апробацию в период коронавирусных выплат населению.
В поисках здравого смысла
При этом представители бизнеса обратили внимание на уже имеющийся у города опыт реализации проектов в области цифровизации. Так, инвестор Hotel Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo Виктория Шамликашвили напомнила, что официальный туристский портал Петербурга (visit-petersburg.ru) ведет в никуда: «Портал был создан и поддерживается за немалые деньги, на нем есть информация об объектах инфраструктуры, отелях, но нет активных ссылок на них. При этом клиент видит некачественную картинку и текст, плохой перевод, поэтому пользы от ресурса и вложений нет».
По мнению эксперта, у любой цифровизации должны быть две отправные точки: инвентаризация и целеполагание. «Сначала должна быть осуществлена ревизия того, что уже есть — существующие проекты надо использовать эффективно. Пока же в этой сфере есть явные проблемы», — отметила Виктория Шамликашвили. Впрочем, есть проблемы и в работе с данными: собирать их научились, а вот анализировать и принимать на основе полученных результатов решения – нет.
На эту проблему обратил внимание и директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ Александр Курячий. Существующий портал «Наш Петербург» вполне мог бы стать площадкой для решения важных урбанистических проблем, однако он не соответствует тренду увеличения user-friendly интерфейсов и сервисов. Ответы от городских служб крайне недружелюбны и часто заключаются в цитировании нормативных актов. Экосистемный подход, конечно, может стать революционным инструментом трансформации взаимоотношений власти и горожан. Более того, по оценкам эксперта, если начинание будет успешным, его можно будет тиражировать и на федеральный уровень.
Дмитрий Петров обращает внимание на то, что кроме цифровизации городу нужна толика здравого смысла: эвакуаторы убирают машины с дороги, чтобы можно было убрать снег, но техника для уборки так и не приезжает. И оцифровка маршрутов движения снегоуборочной техники не спасет от таких ситуаций — их надо решать в первую очередь на организационном уровне, резюмирует эксперт.