«Одним из самых значимых трендов 2020 года стало падение платежеспособного спроса и, как следствие, обострение конкуренции во многих сегментах. Бизнес столкнулся с необходимостью быстро меняться, чтобы остаться на плаву. Из-за недавно снятого моратория на банкротство пока тяжело судить о том, сколько российских предприятий прекратят свое существование. Но точно можно говорить о том, что некоторые отрасли пострадали очень сильно — это видно невооруженным глазом по числу освободившихся бизнес-площадей.
Изменилось и покупательское поведение. Как показала статистика МТС, в 2020 году россияне делали офлайн-покупки на 18% реже, чем годом ранее, а количество онлайн-платежей в 2020 году выросло почти на треть. Компании, которые решили не сдаваться и бороться за потребителя, обратили свое внимание на технологичные решения, позволяющие им быстро адаптироваться к новым условиям. Новая реальность стала толчком к формированию новых бизнес-моделей.
Неотъемлемой частью бизнеса стали облака, — они перестали быть одной из технологий выбора, плотно войдя в жизнь многих компаний. Облачные сервисы стали «спасательным» кругом для тех, кому нужно было быстро организовать удаленные рабочие места, запустить новые цифровые решения или внедрить онлайн-продажи. К примеру, крупные московские компании за последний год нарастили пользование облаками в 1,3 раза, а средний и малый бизнес — в два раза. Такую же ситуацию мы наблюдали и в других крупных регионах.
Есть показательный пример, когда облака «выручили» бизнес и помогли справиться с резким ростом онлайн-покупок в разгар пандемии. В апреле прошлого года число онлайн-заказов у сети гипермаркетов «Твой Дом» выросло в 2,5 раза. Для того, чтобы не потерять клиентов и сохранить высокий уровень обслуживания, требовалось оперативно увеличить ИТ-ресурсы. Компания быстро перенесла в наше облако сайт, который ежедневно посещают свыше 25 тысяч покупателей, и CRM-систему, которая отвечает за управление заказами и логистику. Это позволило сохранить работоспособность клиентских ресурсов в условиях резкого роста трафика.
Таких примеров много, — это не единственный случай, когда облака помогают бизнесу в условиях неопределенности и появления все новых и новых вводных. По нашим прогнозам, в 2021 году тренд на облачность будет еще сильнее и заметнее.
Бизнесу нужны не только коробочные решения
Отчетливо проявляется еще один тренд, — на индивидуализацию. Практически каждое технологическое внедрение требует «персонального» подхода: бизнес все чаще отказывается от коробочных решений, не учитывающих особенности компаний.
И то, что выстрелило у одного, может оказаться совсем не эффективным для другого. При внедрении ИТ-решений нужно учитывать огромное число вводных: цели бизнеса, которые должны быть достигнуты, ландшафт ИТ-инфраструктуры, особенности взаимодействия систем между собой. Это актуально как для крупных ИТ-проектов, так и совсем небольших, связанных, например, с внедрением цифровых помощников.
При этом у бизнеса есть два варианта действий. Все делать своими силами и для этого увеличивать штат и издержки, или найти надежного партнера. Практика показывает, что наращивание собственных ИТ-компетенций — это длительный и затратный процесс, особенно если речь идет про масштабные внедрения. Опытный партнер поможет решить эту проблему.
Можно привести пример лесопромышленного холдинга Segezha Group, который внедрил единую цифровую платформу управления. Это масштабный ИТ-проект, цель которого — организация цифрового ядра бизнеса, замена сотен производственных и управленческих систем. Результатом проекта, по ожиданиям компании, должно стать снижение числа внеплановых ремонтов вдвое и сокращение внеплановых затрат на 65%.
Как ИТ-партнер, мы обеспечили инфраструктурную и технологическую основы проекта, запустив единую платформу в облаке. Облачная модель позволила значительно ускорить реализацию проекта. Наши специалисты взяли на себя ключевые технологические процессы: закупку оборудования, организацию облачной инфраструктуры, запуск ИТ-систем в облаке и дальнейшее их администрирование. Команда провайдера помогла запустить проект, и будет сопровождать его на всем «жизненном» пути. Это и есть настоящее цифровое партнерство.
Прогноз на 2021 год: компании будут разрабатывать облачные стратегии
Решающее значение приобретает не столько технологическая реализация проектов, а комплексный подход, включающий и стратегию, и тактику. Часто компании, особенно из сегмента среднего бизнеса, сами не до конца понимают, как лучше организовать работу ИТ-систем и обработку данных. Например, как выстроить взаимодополняющий ИТ-ландшафт, какие процессы перенести в облако, а какие оставить в традиционном формате. В этой связи будет расти спрос на услуги стратегического ИТ-консалтинга.
Мы подразумеваем под этим помощь в проектировании цифровой среды и подготовке дорожной карты развития на основе облачных технологий, — customer cloud journey. Например, подобный опыт МТС трансформировался в отдельное направление бизнеса. В рамках подразделения облачных проектных решений мы помогаем компаниям с облачной трансформацией и реализацией сложных ИТ-проектов. Провайдер берет на себя весь технологический цикл: от проектирования и запуска проекта до поддержки систем и дальнейшего развития инфраструктуры. Мы уверены, что подобные услуги будут востребованы бизнесом, — ежегодно спрос на глубоко кастомизированные решения только растет. По нашим оценкам, этот рост составляет в среднем 30-35%.
Думаю, что этот год для бизнеса может быть также непростым. Используя лучшие технологические решения, комплексный подход и стратегическое видение, мы готовы помогать компаниям быстро адаптироваться к новым и все более сложным вызовам».