Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Облачный акселератор

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
Облачный рынок оказался одним из самых успешных ИТ-сегментов во время пандемии, но это лишь позволило сохранить прежние темпы роста.

По предварительным оценкам iKS-Consulting, объем российского облачного рынка по итогам 2020 года вырастет до 100 млрд руб. или $1,4 млрд. Таким образом за год он прибавит немногим менее 20% — показатель существенный, если сравнивать, к примеру, с телекомом, который по итогам года ушел в минус. И все же большого оптимизма игроки этого сегмента не испытывают, поскольку годом ранее оборот рынка увеличился более чем на 21%. Таким образом, пока для облачных сервисов, пандемия хоть и не стала серьезной угрозой, но и не способствовала росту вопреки прогнозам многих экспертов. Тем не менее участники рынка уверены, что глубокие структурные изменения, произошедшие в бизнесе под влиянием «коронакризиса», будут формировать устойчивый спрос на их услуги.

Внешний стимул

Директор по развитию услуг инфраструктурного провайдера Selectel Александр Тугов называет эпидемию и глобальный карантин главным акселератором облачного рынка в ушедшем году: «Из-за них бизнес вынужден был перейти из офлайна в онлайн или умереть. Архитектурно любой онлайн-сервис так или иначе базируется на облачной инфраструктуре. В результате мы видим большой рост облаков за счет новых клиентов, которые до локдауна даже не задумывались об онлайне».

Александр Тугов (Selectel)
Александр Тугов (Selectel) (Фото: Selectel)

В частности, с пандемией в компании связывают резкий рост спроса на облачную конференцсвязь, рабочие столы (DaaS), виртуальные доски, средства управления разработкой ПО и проектами в облаке. «Активное использование этих сервисов показало компаниям, что нет необходимости вкладываться в собственную инфраструктуру, выкупая ее в собственность», — уточнил Александр Тугов.

«Даже консервативные компании на этом фоне стали обращаться к облачным сервисам для бизнеса. С одной стороны, часть из них восприняли это как временное явление и планируют вернуться в прежний режим после завершения пандемии. С другой стороны, многие оценили гибкость ценообразования на облачном рынке: сервисы с ежемесячными платежами позволяют компаниям избежать капитальных вложений в ИТ и адаптироваться к изменениям в экономике», — добавляет генеральный директор DataLine («Ростелеком-ЦОД») Юрий Самойлов.

Юрий Самойлов (DataLine («Ростелеком-ЦОД»))
Юрий Самойлов (DataLine («Ростелеком-ЦОД»)) (Фото: DataLine)

При этом ряд игроков показал рост более значительный, чем в среднем по рынку. Selectel по результатам 2020 года вырос более чем на 40%. В МТС зафиксировали двукратный рост спроса на облачные решения: по данным компании, в Петербурге пик пришелся на середину первого полугодия, когда бизнес столкнулся с необходимостью оперативно организовать удаленную работу. При этом более 60% корпоративных пользователей облака МТС в Петербурге — это представители крупного бизнеса, среди которых особенно востребованы инфраструктурные сервисы.

Локдаун и массовая удаленка привели и к некоторым другим изменениям. «2020 изменил структуру клиентов компании: мы зафиксировали отток или оптимизацию малого бизнеса, основой которого был оффлайн, — рассказал генеральный директор компании «Миран» Игорь Ситников. Однако в противовес был заметен рост числа компаний, предоставляющих онлайн сервисы, облачные вычисления, игровые платформы и социальные сети. Естественно, причиной всему были локдауны и массовый переход на удаленную работу.

Игорь Ситников («Миран»)
Игорь Ситников («Миран») (Фото: «Миран» )

Отвечая на вызов

Как и многим представителям других отраслей, дата-центрам, поставщикам ИТ-услуг, облачным провайдерам пришлось подстраиваться под новые реалии и трансформировавшийся спрос. «Мы запустили ряд специальных антикризисных предложений на инфраструктуру, ввели выгодные условия на услуги резервного копирования и хранения данных, сервисы для организации удаленной работы, — рассказал директор проектных решений облачного бизнеса МТС Евгений Свидерский. — Это дало компаниям возможность пользоваться облачными решениями на выгодных условиях, что особенно важно в непростых экономических условиях».

Евгений Свидерский (МТС)
Евгений Свидерский (МТС) (Фото: МТС)

«Антикризисные предложения затронули главным образом инструменты для удаленной работы, — уточняет Юрий Самойлов. — Весной 2020 года компаниям нужно было максимально быстро перейти на новый режим взаимодействия с сотрудниками, поэтому мы на месяц открывали бесплатный доступ к решениям для безопасной удаленной работы: виртуальные рабочие столы на базе Citrix VDI, облачный диск, мобильное рабочее место Workspad и сканирование ИТ-систем на уязвимости в безопасности».

По словам эксперта, подобные антикризисные предложения позволили многим компаниям задуматься о безопасности работы в ситуации, когда корпоративный сетевой периметр больше не ограничивается физическими рамками офиса: «В самом начале пандемии это привело к увеличению объема заказанных ресурсов в три раза. Нам же это позволило учесть новые потребности клиентов и переработать несколько сервисов с точки зрения безопасности и удобства. Так, за год мы выпустили сервис защиты веб-приложений на базе web application firewall, добавили больше возможностей для управления безопасностью на виртуальных рабочих столах».

«Миран» также запускал IaaS-акции для SMB [Small and Medium-Sized Businesses— ред.], но, как заметил Игорь Ситников, малому бизнесу было не до скидок, и результат не оправдал ожидания. Эффективными оказалась другие действия. «В 2020 году мы, уже традиционно в кризис, затеяли строительство новых очередей дата центра Миран-2, которое позволит нам удвоить свои мощности. Портфель услуг компании существенно не изменился, мы практически заполнили собственные мощности на 100%, а на новые очереди Миран-2 предложили предзаказ услуг с большим дисконтом и уже к концу года заключили ряд договоров», — рассказал Игорь Ситников.

Большие надежды

В iKS-Consulting с оптимизмом смотрят в будущее облачного рынка: по прогнозам аналитиков, среднегодовые темпы роста на ближайшие четыре года останутся на уровне 20,1%. Надеются на это и игроки рынка. Александр Тугов убежден: «Пользователи останутся в онлайне, потому что они уже распробовали удаленную работу, обучение и доставку на дом всего, что только возможно. А значит, бизнес в онлайне будет расти, а с ним и облака».

Драйвером, по мнению эксперта, станет и недавно сформированная регуляторная база для удаленной работы: «Осталось только разобраться с телемедициной и можно будет совсем не выходить из дома! Потенциально рынок телемедицины огромный и практически пустой, а значит очень интересный для облачных провайдеров».

Юрий Самойлов согласен с прогнозами: сервисы для организации удаленной работы останутся востребованными. В частности, это касается виртуальных рабочих мест — многие компании успели оценить их возможности и планируют сохранить опции для удаленной работы в том или ином виде.

«Рынок ЦОДов также будет расти как за счет столицы, так и за счет регионов. В этом контексте мы видим свою задачу в создании экосистемы с единым уровнем сервиса для всех региональных клиентов. Требования заказчиков к уровню обслуживания будут расти, и важно обеспечить единые стандарты вне зависимости от физического местонахождения дата-центра, — добавляет Юрий Самойлов. — Также вырастет запрос на конкурентоспособные импортозамещающие IaaS— и PaaS-сервисы. Уже сейчас мы видим интерес к полностью российским облачным решениям, например, виртуальной инфраструктуре на базе OpenStack от Tionix».

Востребована будет не только классическая инфраструктура, но и частные и гибридные облачные среды, уверены в МТС. «Мы прогнозируем, что 2021-й станет годом еще более глубокой интеграции облачных технологий в бизнес-процессы компаний и госструктур. Спрос сохранится на том же уровне, 20-25%, а в некоторых сферах — торговле, финансах, услугах — покажет еще более внушительный рост», — отмечает Евгений Свидерский.

Еще один тренд Евгений Свидерский видит в трансформации самого подхода к оказанию услуг — помимо комплекса стандартных услуг компаниям требуется высокая степень кастомизации и индивидуальный подход. К тому же с увеличением объема генерируемых данных еще большее значение приобретает аналитика больших данных. «Главное — цифровая трансформация бизнеса усилится, став необходимым условием для развития», — резюмирует эксперт.

Содержание
Закрыть