Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Антитела для цифровизации

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
Для вендоров пандемия стала не столько триггером роста выручки, сколько стимулом к перестройке для адаптации к новым рыночным трендам.

Ускоренная цифровая трансформация отчасти снизила негативное влияние пандемии на ИТ-бюджеты компаний. Благодаря этому, считают в Gartner, объем глобального ИТ-рынка снизился лишь на 3,2%. Российский рынок шел тем же путем, что и западный, уверены эксперты: спрос во многих направлениях просел, востребованы были лишь те услуги и решения, которые могли устранить критические для бизнеса или конечных пользователей проблемы, возникшие из-за пандемии. Вендорам пришлось подстраиваться под новые требования рынка.

Во имя здоровья

Директор AudioCodes в России и СНГ Олег Шлюфман определяющими факторами, которые сформировали технологические тенденции за время пандемии, называет необходимость сокращения расходов и изменения способа взаимодействий между людьми — как в бытовом общении, так и в целом ряде привычных цепочек коммуникации — сотрудник-работодатель, поставщик-потребитель, ученик-учитель, гражданин-государство т.д. «Возможность или необходимость удаленного взаимодействия ускорили технологические процессы, а также создали ряд привычек, которые определят развитие рынка на ближайшие несколько лет», — утверждает эксперт.

Олег Шлюфман (AudioCodes)
Олег Шлюфман (AudioCodes) (Фото: AudioCodes)

В B2C-сегменте 2020 год заставил сделать акцент на всем, что связано со здоровьем и пребыванием дома в изоляции. Директор департамента «Мобильные средства связи и умный дом» компании «Марвел-Дистрибуция» Павел Вьюков отмечает, что производители стали не только активнее выпускать гаджеты, оказывающие положительное влияние на здоровье или помогающие его контролировать (например, фитнес-браслеты, пульсоксиметры)  — они стали дополнять привычные устройства дезинфекторами, обеззараживающими лампами и использовать материалы с «антимикробными» свойствами.

Статистика это подтверждает. По данным «М.Видео-Эльдорадо», в прошедшем году россияне стали больше внимания уделять контролю за состоянием здоровья и осознанной физической активности, благодаря чему спрос на носимые устройства увеличился за год на 17% в штуках и 38% в деньгах. В результате продажи достигли рекордных 5,4 млн аксессуаров на сумму более чем 41 млрд руб.

На смещение акцента в сторону контроля самочувствия и сохранения здоровья указывают и в LG. «Многие люди стали более серьезно относиться к своему здоровью, уделять больше внимания вопросам чистоты и превентивных мер по защите здоровья», — отмечает президент LG Electronics в России и странах СНГ ЕнгНам Ро (YoungNam Roh). В соответствии с этой тенденцией, к примеру, производитель предложил рынку технологию ультрафиолетового самоочищения UVnano, которая появилась в наушниках, холодильниках, а также инновационную портативную маску для лица с системой очищения воздуха.

ЕнгНам Ро (LG Electronics)
ЕнгНам Ро (LG Electronics) (Фото: LG Electronics)

Для многих производителей это означало перестройку не только линейки продукции, но и подходов к маркетингу (ведь на первый план вышли другие свойства продукции, которые раньше зачастую недооценивались) и принципиальных взглядов на собственное развитие. По словам ЕнгНама Ро, «2020-й стал и возможностью по-другому взглянуть на научные разработки компании и понять, что LG стала и визионером-разработчиком решений в области здоровья, удаленной работы, экологии и сферы домашних развлечений».

Данный тренд коснулся рынка не только оборудования, но и приложений. По данным AppsFlyer, приложения для занятий спортом и медитациями оказались в топе востребованности наряду с социальными сетями, инструментами для работы из дома, образования, покупок и просмотра видео.

Когда дома стали умнее

«Еще одним трендом стало активное развитие направления «умный дом», так как люди на удаленке больше времени стали проводить в своих квартирах и проявили заинтересованность в том, как можно сделать быт более комфортным за счет умных технологий», — уточняет Павел Вьюков.

По данным компании «Марвел-Дистрибуция», к наиболее востребованным в прошлом году позициям можно отнести ноутбуки, ПК, мониторы, вебкамеры и сопутствующие устройства для организации удаленных рабочих мест. В течение первых трех кварталов 2020 года сохранялась позитивная динамика продаж смартфонов, но к четвертому кварталу рост замедлился: основная причина — дефицит на глобальном уровне. Серьезнее всего пандемия ударила по кнопочным телефонам: их продажи сократились на четверть. Упал спрос на устройства для путешественников, например, пандемия существенно сократила ранее довольно большой сегмент пауэрбанков.

«Переход на удаленку и карантинные меры вызвали с одной стороны большую потребность в видеооборудовании различного уровня вплоть до инфраструктурных решений, — подтверждает трансформацию рынка глава представительства Poly в России и странах СНГ Сергей Хомяков. — В то же время мы наблюдали большой спрос на всю линейку гарнитур. Спрос до настоящего времени продолжает оставаться не просто высоким, а, я бы сказал, рекордным: такого количества проданных гарнитур не только в России, но и по всему миру, у компании никогда не было».

Сергей Хомяков (Poly)
Сергей Хомяков (Poly) (Фото: Poly)

Набегающая волна

В корпоративном сегменте также наблюдались существенные изменения. «Корпоративный и госсектор в 2020 году вкладывались в развитие своей ИТ-инфраструктуры, — рассказывает о трендах бизнес-рынка директор департамента «Сети и телекоммуникации» компании «Марвел-Дистрибуция» Надежда Пчелинцева. — В середине лета эта тенденция пошла на спад, но с приходом второй волны пандемии автоматизация различных бизнес-процессов снова стала актуальной. Все, кто по разным причинам не довел цифровизацию организации до желаемого уровня, стремились успеть как можно больше».

Надежда Пчелинцева («Марвел-Дистрибуция»)
Надежда Пчелинцева («Марвел-Дистрибуция») (Фото: «Марвел-Дистрибуция»)

«Многие компании поняли, что для стабильности бизнеса нужна возможность удаленного контроля бизнес-процессов», — замечает директор отделения МегаФона в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Владимир Бакалов. По его словам, вырос спрос на такие решения для организации удаленных рабочих мест для сотрудников, для проведения видеоконференций и вебинаров, на продукт «Контроль автопарка», сервис видеонаблюдения. Кроме того, среди драйверов роста рынка — решения на стыке технологий IoT и искусственного интеллекта, например, видеоаналитика, индустриальные решения, предсказывающие поломки на производстве.

Владимир Бакалов (МегаФон)
Владимир Бакалов (МегаФон) (Фото: МегаФон)

В «Билайне» отметили рост интереса со стороны B2B-сектора к решениям AdTech, Big Data, Cloud. «Например, 2020 году вырос спрос на рекламные сервисы. Основные драйверы роста — рекламные кампании, в рамках которых дополнительно оценивается не только эффект канала коммуникации с клиентом, но и аналитика, формирующая понимание того, как реклама в интернете отразилась на фактических покупках в офлайн каналах. Это возможно за счет интерпретации больших данных и применения AI, — объясняет директор Западного региона «ВымпелКом» Дмитрий Глотов. — Компании же финансового сектора и государственные заказчики продемонстрировали более высокий уровень активности в приобретении услуг Big Data».

Дмитрий Глотов («ВымпелКом»)
Дмитрий Глотов («ВымпелКом») (Фото: «ВымпелКом»)

В МТС в прошлом году также зафиксировали ускоренную цифровизацию петербургского бизнеса. «Компании стали гораздо чаще внедрять не только решения на базе интернета вещей — мы отметили двукратный рост использования петербургскими компаниями Big Data в рекламе, и почти в два раза увеличился интерес к облачным сервисам и платформам», — поясняет Павел Коротин, директор МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Павел Коротин (МТС)
Павел Коротин (МТС) (Фото: МТС)

Важно, что при этом многие компании изменили подход к распределению инвестиций на ИТ. «Необходимость в изменении бизнес-процессов и сокращении затрат для многих организаций послужила причиной отказа от дорогостоящих собственных ИТ-проектов и постепенного перехода к более гибкой модели внедрения внешних сервисов», — говорит Олег Шлюфман.

На стыке сегментов

По словам Олега Шлюфмана, переход на удаленную работу позволил ускорить многие технологические процессы в организациях и дал понять, что наличие собственного офиса, поддержка своей инфраструктуры становятся дорогими и не всегда необходимыми для успешного бизнеса активами. Отсюда интерес бизнеса к облачным сервисам видеоконференцсвязи и им подобным.

Сергей Хомяков указывает на новый тренд: «С точки зрения технологий какого-то существенного прорыва не произошло, зато появился новый просьюмерский сегмент — симбиоз технологий для B2B— и B2C-направлений. Исторически существовали два рынка: корпоративный и рынок конечного пользователя. Пандемия стала фактором, который их сблизил: вчерашние сотрудники компаний переместились работать по домам, поэтому решениями, которые им предоставлялись для выполнения профессиональных обязанностей в офисе, они уже не могли пользоваться, а B2C-продукты по большей части недостаточно функциональны».

Потребление консьюмерских товаров падало вследствие влияния карантинных мер на покупательскую способность потребителей, зато корпоративный рынок рос, так как бюджеты многих компаний предусматривали вложения в ИТ-инфраструктуру, а из-за пандемии, уверен эксперт, они еще выросли, ведь без ИТ работа организаций и компаний просто была бы невозможна.

Постковидное будущее

Аналитики Gartner ожидают, что в 2021 году глобальный ИТ-рынок не только выйдет из минусовой зоны, но и прибавит довольно существенные по нынешним меркам 6,2%. Причем рост прогнозируется во всех сегментах — от дата-центров и оборудования до софта и услуг.

Игроки российского ИТ-рынка считают, что активная цифровизация продолжится, так что настроены вполне позитивно. Надежда Пчелинцева уверена, что сохранится высокий спрос на ноутбуки и на все виды ИТ-оборудования, однако, хочется надеяться, уже без тотального дефицита. «Еще одна тенденция — это понимание, что цифровизируемся мы всерьез и надолго, поэтому будет активно закупаться все, что требуется для создания ЦОД: инженерные решения, серверы, СХД, ИБП и др. Все активнее будет происходить миграция в облачные сервисы, больше внимания будет уделяться кибербезопасности. Продолжится стремительное развитие технологий искусственного интеллекта и интернета вещей», — говорит она.

«Если в 2020 году многие компании старались внедрять новые решения и бизнес-процессы по временной схеме и только по двум критериям — что можно сделать быстро и как это сделать недорого, — то уже сейчас у бизнеса есть понимание, что тренды, сформированные во время пандемии, сохранятся надолго и решения необходимо выбирать и строить по совершенно другим принципам и на будущую перспективу», — считает Олег Шлюфман. Поэтому для многих предприятий основными направлениями в 2021 году будут формирование требований и подбор решений и технологий с потенциалом для организации удаленной работы и удаленного взаимодействия с клиентами.

Сергей Хомяков ставит на просьюмерский сегмент: «В 2021 году мы увидим довольно много ИТ-продуктов, которые сфокусированы на домашнего офисного пользователя. Стоит еще отметить дальнейшее развитие облачных технологий, которые получили огромный стимул — особенно в нашей стране, поскольку они наиболее легко разворачиваются в сжатые сроки. Облака будут востребованы и в сегменте ВКС: если до 2020 года они находили ограниченное применение, то в новом году они будут применяться более активно». Гибридная же модель работы останется с нами навсегда, создавая новые корпоративные культуры и равные возможности для людей, уверен эксперт. Поскольку гибридная модель обеспечивает возможность выбора времени, места и способа выполнения работы сотрудниками, компании должны предоставить им оптимальные технологии и инструменты для сотрудничества, чтобы повысить продуктивность и создать необходимые условия для совместной работы.

Рыночный расклад Облачный акселератор
Содержание
Закрыть