Ускоренная цифровая трансформация отчасти снизила негативное влияние пандемии на ИТ-бюджеты компаний. Благодаря этому, считают в Gartner, объем глобального ИТ-рынка снизился лишь на 3,2%. Российский рынок шел тем же путем, что и западный, уверены эксперты: спрос во многих направлениях просел, востребованы были лишь те услуги и решения, которые могли устранить критические для бизнеса или конечных пользователей проблемы, возникшие из-за пандемии. Вендорам пришлось подстраиваться под новые требования рынка.
Во имя здоровья
Директор AudioCodes в России и СНГ Олег Шлюфман определяющими факторами, которые сформировали технологические тенденции за время пандемии, называет необходимость сокращения расходов и изменения способа взаимодействий между людьми — как в бытовом общении, так и в целом ряде привычных цепочек коммуникации — сотрудник-работодатель, поставщик-потребитель, ученик-учитель, гражданин-государство т.д. «Возможность или необходимость удаленного взаимодействия ускорили технологические процессы, а также создали ряд привычек, которые определят развитие рынка на ближайшие несколько лет», — утверждает эксперт.
В B2C-сегменте 2020 год заставил сделать акцент на всем, что связано со здоровьем и пребыванием дома в изоляции. Директор департамента «Мобильные средства связи и умный дом» компании «Марвел-Дистрибуция» Павел Вьюков отмечает, что производители стали не только активнее выпускать гаджеты, оказывающие положительное влияние на здоровье или помогающие его контролировать (например, фитнес-браслеты, пульсоксиметры) — они стали дополнять привычные устройства дезинфекторами, обеззараживающими лампами и использовать материалы с «антимикробными» свойствами.
Статистика это подтверждает. По данным «М.Видео-Эльдорадо», в прошедшем году россияне стали больше внимания уделять контролю за состоянием здоровья и осознанной физической активности, благодаря чему спрос на носимые устройства увеличился за год на 17% в штуках и 38% в деньгах. В результате продажи достигли рекордных 5,4 млн аксессуаров на сумму более чем 41 млрд руб.
На смещение акцента в сторону контроля самочувствия и сохранения здоровья указывают и в LG. «Многие люди стали более серьезно относиться к своему здоровью, уделять больше внимания вопросам чистоты и превентивных мер по защите здоровья», — отмечает президент LG Electronics в России и странах СНГ ЕнгНам Ро (YoungNam Roh). В соответствии с этой тенденцией, к примеру, производитель предложил рынку технологию ультрафиолетового самоочищения UVnano, которая появилась в наушниках, холодильниках, а также инновационную портативную маску для лица с системой очищения воздуха.
Для многих производителей это означало перестройку не только линейки продукции, но и подходов к маркетингу (ведь на первый план вышли другие свойства продукции, которые раньше зачастую недооценивались) и принципиальных взглядов на собственное развитие. По словам ЕнгНама Ро, «2020-й стал и возможностью по-другому взглянуть на научные разработки компании и понять, что LG стала и визионером-разработчиком решений в области здоровья, удаленной работы, экологии и сферы домашних развлечений».
Данный тренд коснулся рынка не только оборудования, но и приложений. По данным AppsFlyer, приложения для занятий спортом и медитациями оказались в топе востребованности наряду с социальными сетями, инструментами для работы из дома, образования, покупок и просмотра видео.
Когда дома стали умнее
«Еще одним трендом стало активное развитие направления «умный дом», так как люди на удаленке больше времени стали проводить в своих квартирах и проявили заинтересованность в том, как можно сделать быт более комфортным за счет умных технологий», — уточняет Павел Вьюков.
По данным компании «Марвел-Дистрибуция», к наиболее востребованным в прошлом году позициям можно отнести ноутбуки, ПК, мониторы, вебкамеры и сопутствующие устройства для организации удаленных рабочих мест. В течение первых трех кварталов 2020 года сохранялась позитивная динамика продаж смартфонов, но к четвертому кварталу рост замедлился: основная причина — дефицит на глобальном уровне. Серьезнее всего пандемия ударила по кнопочным телефонам: их продажи сократились на четверть. Упал спрос на устройства для путешественников, например, пандемия существенно сократила ранее довольно большой сегмент пауэрбанков.
«Переход на удаленку и карантинные меры вызвали с одной стороны большую потребность в видеооборудовании различного уровня вплоть до инфраструктурных решений, — подтверждает трансформацию рынка глава представительства Poly в России и странах СНГ Сергей Хомяков. — В то же время мы наблюдали большой спрос на всю линейку гарнитур. Спрос до настоящего времени продолжает оставаться не просто высоким, а, я бы сказал, рекордным: такого количества проданных гарнитур не только в России, но и по всему миру, у компании никогда не было».
Набегающая волна
В корпоративном сегменте также наблюдались существенные изменения. «Корпоративный и госсектор в 2020 году вкладывались в развитие своей ИТ-инфраструктуры, — рассказывает о трендах бизнес-рынка директор департамента «Сети и телекоммуникации» компании «Марвел-Дистрибуция» Надежда Пчелинцева. — В середине лета эта тенденция пошла на спад, но с приходом второй волны пандемии автоматизация различных бизнес-процессов снова стала актуальной. Все, кто по разным причинам не довел цифровизацию организации до желаемого уровня, стремились успеть как можно больше».
«Многие компании поняли, что для стабильности бизнеса нужна возможность удаленного контроля бизнес-процессов», — замечает директор отделения МегаФона в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Владимир Бакалов. По его словам, вырос спрос на такие решения для организации удаленных рабочих мест для сотрудников, для проведения видеоконференций и вебинаров, на продукт «Контроль автопарка», сервис видеонаблюдения. Кроме того, среди драйверов роста рынка — решения на стыке технологий IoT и искусственного интеллекта, например, видеоаналитика, индустриальные решения, предсказывающие поломки на производстве.
В «Билайне» отметили рост интереса со стороны B2B-сектора к решениям AdTech, Big Data, Cloud. «Например, 2020 году вырос спрос на рекламные сервисы. Основные драйверы роста — рекламные кампании, в рамках которых дополнительно оценивается не только эффект канала коммуникации с клиентом, но и аналитика, формирующая понимание того, как реклама в интернете отразилась на фактических покупках в офлайн каналах. Это возможно за счет интерпретации больших данных и применения AI, — объясняет директор Западного региона «ВымпелКом» Дмитрий Глотов. — Компании же финансового сектора и государственные заказчики продемонстрировали более высокий уровень активности в приобретении услуг Big Data».
В МТС в прошлом году также зафиксировали ускоренную цифровизацию петербургского бизнеса. «Компании стали гораздо чаще внедрять не только решения на базе интернета вещей — мы отметили двукратный рост использования петербургскими компаниями Big Data в рекламе, и почти в два раза увеличился интерес к облачным сервисам и платформам», — поясняет Павел Коротин, директор МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Важно, что при этом многие компании изменили подход к распределению инвестиций на ИТ. «Необходимость в изменении бизнес-процессов и сокращении затрат для многих организаций послужила причиной отказа от дорогостоящих собственных ИТ-проектов и постепенного перехода к более гибкой модели внедрения внешних сервисов», — говорит Олег Шлюфман.
На стыке сегментов
По словам Олега Шлюфмана, переход на удаленную работу позволил ускорить многие технологические процессы в организациях и дал понять, что наличие собственного офиса, поддержка своей инфраструктуры становятся дорогими и не всегда необходимыми для успешного бизнеса активами. Отсюда интерес бизнеса к облачным сервисам видеоконференцсвязи и им подобным.
Сергей Хомяков указывает на новый тренд: «С точки зрения технологий какого-то существенного прорыва не произошло, зато появился новый просьюмерский сегмент — симбиоз технологий для B2B— и B2C-направлений. Исторически существовали два рынка: корпоративный и рынок конечного пользователя. Пандемия стала фактором, который их сблизил: вчерашние сотрудники компаний переместились работать по домам, поэтому решениями, которые им предоставлялись для выполнения профессиональных обязанностей в офисе, они уже не могли пользоваться, а B2C-продукты по большей части недостаточно функциональны».
Потребление консьюмерских товаров падало вследствие влияния карантинных мер на покупательскую способность потребителей, зато корпоративный рынок рос, так как бюджеты многих компаний предусматривали вложения в ИТ-инфраструктуру, а из-за пандемии, уверен эксперт, они еще выросли, ведь без ИТ работа организаций и компаний просто была бы невозможна.
Постковидное будущее
Аналитики Gartner ожидают, что в 2021 году глобальный ИТ-рынок не только выйдет из минусовой зоны, но и прибавит довольно существенные по нынешним меркам 6,2%. Причем рост прогнозируется во всех сегментах — от дата-центров и оборудования до софта и услуг.
Игроки российского ИТ-рынка считают, что активная цифровизация продолжится, так что настроены вполне позитивно. Надежда Пчелинцева уверена, что сохранится высокий спрос на ноутбуки и на все виды ИТ-оборудования, однако, хочется надеяться, уже без тотального дефицита. «Еще одна тенденция — это понимание, что цифровизируемся мы всерьез и надолго, поэтому будет активно закупаться все, что требуется для создания ЦОД: инженерные решения, серверы, СХД, ИБП и др. Все активнее будет происходить миграция в облачные сервисы, больше внимания будет уделяться кибербезопасности. Продолжится стремительное развитие технологий искусственного интеллекта и интернета вещей», — говорит она.
«Если в 2020 году многие компании старались внедрять новые решения и бизнес-процессы по временной схеме и только по двум критериям — что можно сделать быстро и как это сделать недорого, — то уже сейчас у бизнеса есть понимание, что тренды, сформированные во время пандемии, сохранятся надолго и решения необходимо выбирать и строить по совершенно другим принципам и на будущую перспективу», — считает Олег Шлюфман. Поэтому для многих предприятий основными направлениями в 2021 году будут формирование требований и подбор решений и технологий с потенциалом для организации удаленной работы и удаленного взаимодействия с клиентами.
Сергей Хомяков ставит на просьюмерский сегмент: «В 2021 году мы увидим довольно много ИТ-продуктов, которые сфокусированы на домашнего офисного пользователя. Стоит еще отметить дальнейшее развитие облачных технологий, которые получили огромный стимул — особенно в нашей стране, поскольку они наиболее легко разворачиваются в сжатые сроки. Облака будут востребованы и в сегменте ВКС: если до 2020 года они находили ограниченное применение, то в новом году они будут применяться более активно». Гибридная же модель работы останется с нами навсегда, создавая новые корпоративные культуры и равные возможности для людей, уверен эксперт. Поскольку гибридная модель обеспечивает возможность выбора времени, места и способа выполнения работы сотрудниками, компании должны предоставить им оптимальные технологии и инструменты для сотрудничества, чтобы повысить продуктивность и создать необходимые условия для совместной работы.