Эпоха новой нормальности
Материалы выпуска
«Сегмент будет расти: мы начинаем с нуля» Экспертиза Эксперт МТС: «Мы видим растущий спрос на стратегический ИТ-консалтинг» Экспертиза Эпоха новой нормальности Решения Телеком в ожидании новых рынков Решения Антитела для цифровизации Решения Облачный акселератор Рынок
Решения Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Эпоха новой нормальности

ИТ-лидеры все еще могут выиграть от пандемии, но для этого им необходимо самим продолжать развиваться.
Фото: pexels.com

2020 год для рынка инфокоммуникационных технологий стал палкой о двух концах. С одной стороны, ограничения действительно привели к всеобщей экстренной цифровизации и потребность в инновациях и преобразованиях никогда не была столь очевидной. С другой стороны, многие из тех, кого принято считать бенефициарами цифрового прорыва в период пандемии COVID-19, в 2020 году оказались в довольно трудном положении, встав перед необходимостью адаптироваться к быстрому изменению запросов рынка.

Заработать на изоляции

В числе выигравших, к примеру, оказался рынок электроники. По оценкам Группы «М.Видео-Эльдорадо», прошедший год в России привел к рекордным продажам ноутбуков и смартфонов. Так, в 2020 году россияне купили около 3,1 млн ноутбуков на сумму 140 млрд руб., что на 30% в штуках и 55% в деньгах больше, чем годом ранее. Продажи смартфонов по итогам года увеличились примерно на 4% в штуках и на 15% в деньгах: на 31,5 млн девайсов было потрачено 570 млрд руб. Даже рынок планшетов, до этого переживавший не лучшие времена, показал рост.

COO & CPO Checkaso Ксения Берн называет год удачным и для мобильной индустрии — по данным App Annie, рост загрузок приложений увеличился на 7%, а доход от покупок в приложениях вырос на 20% по сравнению с прошлым годом. «2020-ый стал особенно успешным для игр, стриминговых сервисов, доставок, мессенджеров, приложений для видеозвонков и социальных сетей. У нас появились новые привычки: фокус на виртуальном общении и развлечениях, онлайн-покупках, и вряд ли он сместится», — поясняет Ксения Берн.

Ксения Бёрн (COO & CPO Checkaso) (Фото: COO & CPO Checkaso)

Однако, по ее мнению, такой рост стал серьезным вызовом для игроков этого рынка: «Что касается роста геймдева, связанного с локдаунами и освободившимся временем, возможно, в этом году он не будет таким стремительным. Многое зависит от ограничительных мер. Бизнес активно переходит в онлайн, и конкуренция между приложениями становится серьезнее — это касается всех категорий приложений. Выделиться все сложнее: только в App Store за год появилось более 400 тыс. новых приложений. Мы видим растущий интерес к мобильной аналитике и кратное увеличение пользователей. Область из нишевой становится все более массовой, так как бизнесу нужны инсайты для продвижения и точные данные».

Кино и домино

Схожая ситуация и на рынке платного ТВ. В МТС, например, подсчитали, что среднесуточное время телесмотрения в 2020 году выросло почти на час по сравнению с предыдущим годом и составило 4 часа 38 минут. Однако в целом COVID-9 не принес рынку благополучия. По данным «ТМТ Консалтинг», первые два квартала года выручка на рынке платного ТВ падала и лишь в III квартале вышла в плюс — на 3,5%, так что колоссального роста прибылей не наблюдается.

Активно росла и аудитория онлайн-кинотеатров — по некоторым оценкам до двух раз. Правда, здесь нужно учитывать, что в период коронавирусных ограничений многие игроки этого рынка предоставляли хотя бы часть контента бесплатно. Уверенности в том, что получится конвертировать большую долю бесплатных абонентов в платные, и уж тем более в том, что удастся удержать клиентов после окончания купленных в период пандемии подписок, не было. При этом опрос ВЦИОМ в сентябре показал, что 49% интернет-пользователей в принципе не являются аудиторией онлайн-кинотеатров.

В гораздо лучшем положении оказались видеосервисы, которые зарабатывают не только и не столько на подписке. Так, за первый квартал прошлого года суммарное время просмотра видео на YouTube в мире увеличилось на 25%. А в первой половине 2020 года общее ежедневное количество прямых трансляций увеличилось на 45%. Число каналов на хостинге выросло на полмиллиона.

Пандемия сказалась и на бизнес-показателях образовательных проектов. Безусловно, она повысила интерес к онлайн-образованию — со стороны как взрослой, так и детской аудитории. Однако в период ограничений многие образовательные ресурсы (в особенности ориентированные на школьников) предоставляли бесплатный доступ к своему контенту. Какая доля бесплатных пользователей после пандемии захочет стать клиентами образовательных сервисов на платной основе, неизвестно. При этом достаточно длительный бесплатный период и запущенные в срочном порядке государственные бесплатные образовательные платформы могут негативно сказаться и на финансовых итогах коммерческих проектов.

Цифростремительное ускорение

Сказалась пандемия не только на рынке услуг для населения, но и на бизнес-сегменте. «Пандемия ускорила процессы технологической трансформации. Многие компании, которые казались невероятно далекими от цифровизации, обнаружили возможности для адаптации в мире, глобально уходящем в онлайн. Если раньше онлайн-трансляции, различные чат-боты и виртуальные помощники для обслуживания клиентов считались признаком прогрессивных высокотехнологичных компаний, то в период пандемии их в рекордно короткие сроки внедрили во всех сферах. Оказалось, что технологии и деньги есть, многим компаниям просто не хватало хорошего толчка», — говорит директор департамента «Сети и телекоммуникации» компании «Марвел-Дистрибуция» Надежда Пчелинцева.

Надежда Пчелинцева («Марвел-Дистрибуция») (Фото: «Марвел-Дистрибуция»)

В LG также называют очень важным трендом экспоненциальный рост и распространение видеоконференцсвязи. «Онлайн встречи настолько вошли в нашу жизнь, что ни один современный офис не может обойтись без экрана и видеокамеры, причем в больших офисах это огромные светодиодные дисплеи, создающие эффект присутствия. Такие проекты мы успешно реализуем в Сбере, Газпромнефти, САФМАРе и в офисах других компаний-гигантов», — рассказал президент LG Electronics в России и странах СНГ ЕнгНам Ро (YoungNam Roh).

ЕнгНам Ро (LG Electronics) (Фото: LG Electronics)

На цифровой прорыв указывает и руководитель по услугам кибербезопасности ПАО «МегаФон» Артем Лосев: «2020 год со своими потрясениями дал технологическим отраслям мощный импульс к развитию. Те изменения в ИТ-системах и общем уровне цифровизации бизнеса, которые заняли бы еще не один год, вынужденно произошли в течение 6-9 месяцев. Такие традиционные решения для бизнеса как электронный документооборот или инструменты для организации удаленной работы развивались с невероятной скоростью. В обычных обстоятельствах они не являются настолько востребованными и критичными для компании, как сейчас».

Артём Лосев (МегаФон) (Фото: МегаФон)

Массовый переход на удаленную работу поспособствовал трансформации организаций на всех уровнях, начиная от ландшафта ИТ-систем и способов обеспечения их информационной безопасности и заканчивая внутренними бизнес-процессами большинства организаций. В частности, по словам Артема Лосева, благодаря цифровизации отраслей, которые раньше занимали более скромные позиции среди потребителей ИТ-услуг, в 2020 году изменилась как структура рынка инфобезопасности по отраслям, так и структура отраслей, которые наиболее часто попадали под атаку в 2020 году. Например, впервые в топ-5 атакуемых отраслей вошли медицинские учреждения, а госучреждения поднялись в этом рейтинге на первое место.

Перевернуть календарь

Прогнозы на будущее у представителей индустрии разнятся и по уровню оптимизма, и по тому, на какие технологии они делают ставку. Сходятся они в одном: цифровизация будет продолжаться, а ее темпы — расти.

ЕнгНам Ро, к примеру, убежден: главным трендом будет ускоренная и самая масштабная цифровизация всех бизнес-процессов, какую только можно себе представить. Гигантский скачок произойдет в развитии сервисов онлайн-конференций, облачных технологий, промышленного и потребительского интернета вещей. «Мы увидим, что новая нормальность, изменяя все отрасли, сделает индустрию «систем отображения» (а это профессиональные дисплеи, светодиодные экраны, интерактивные доски как внутри помещений, так и на улице) чрезвычайно важной, позволяя минимизировать количество контактов. В сфере потребительских технологий лидирует искусственный интеллект и технологии, обеспечивающие повышенную гигиеничность и чистоту, поскольку запрос на экологичную среду сохранится на очень долгое время», — прогнозирует ЕнгНам Ро.

Ксения Берн считает, что один из трендов будущего — конфиденциальность информации. Это иллюстрирует начавшаяся массовая миграция пользователей из WhatsApp в Telegram и Signal. «Еще один тренд связан с переосмыслением информационной свободы и ее границ, — добавляет эксперт. — Мы видим, что социальные сети фактически становятся политическими акторами. В связи с этим они обвиняются то в цензуре, то в радикализме: Twitter и Facebook блокируют Трампа, а Parler, славящийся правыми взглядами, удаляют из магазинов приложений. В связи с этим, возможно, будут появляться альтернативные СМИ и социальные сети».

С активизацией цифровизации все больше внимания будет уделяться безопасности. «Бизнес уйдет от попыток выстроить инфраструктуру, которую невозможно взломать, и перейдет к модели эффективного оперативного реагирования на взлом прежде, чем он сможет причинить существенный ущерб ИТ-инфраструктуре организации», — считает Артем Лосев.

Если же будут новые локдауны, то стремительно расти будет развлекательная сфера. При этом она будет меняться — явно будут появляться новые форматы. «Сториз и тик-токи, кажется, адаптировали уже все: Twitter, Youtube, Snapchat. Сам TikTok начал продвигать образовательный контент — первая кампания прошла в Великобритании. Также его программа-инкубатор TikTok for Black Creatives и запуск Spotify аудиосериала Outside Voice дают надежду, что будет больше программ по этническому разнообразию и инклюзии», — прогнозирует Ксения Берн.