Продержаться до апреля
Материалы выпуска
«Каждый пятый клиент Private Banking — из сферы IT» Экспертиза «Пандемия укрепила тренд на развитие онлайн-сервисов» Экспертиза Максим Кущ: «Нашей задачей было дать клиентам время для маневра» Экспертиза Кредитные качели Инструменты Краеугольный камень ведения бизнеса Экспертиза Продержаться до апреля Экспертиза
Экспертиза Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Продержаться до апреля

Директор управления продаж малому бизнесу Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Игорь Трепов — об особенностях кредитования малого бизнеса в «коронакризис».

«Я смотрю на ситуацию в малом бизнесе позитивно. Из числа наших клиентов — предприятий малого бизнеса, которые вели активную деятельность до коронакризиса, на текущий момент ушли на ликвидацию порядка 1,5%. Наверно, еще часть предпринимателей находится в стадии принятия решения, продолжать бизнес или нет, но сейчас статистика такова.

Еще один показательный момент — повторная реструктуризация. На первом этапе, весной и летом, мы, не дожидаясь запроса от клиентов, разработали алгоритм оценки рисков и составили список клиентов, которым, по нашим прогнозам, могла потребоваться реструктуризация кредитов. Мы сами обратились к этим клиентам с соответствующим предложением, и многие согласились. По Северо-Западу доля клиентов малого и среднего бизнеса, прошедших реструктуризацию, составила около 30%.

По итогам полугода мы опросили клиентов о необходимости провести повторную реструктуризацию. У нас получилось порядка 12% положительных ответов. То есть, остальные 88% предприятий, несмотря на то, что относятся к проблемным отраслям, чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы не нуждаться в дополнительном пересмотре условий кредита.

Характерная черта 2020 года — большое количество кредитов на покупку недвижимости. Многие стараются использовать возможность купить по низкой цене недвижимость, которую арендовали раньше. Также много заявок на лизинг автомобилей — больше, чем мы с нашими партнерами, лизинговыми компаниями, можем удовлетворить — такого количества машин физически нет в автосалонах.

В рамках программ господдержки (0% на зарплату и льготный кредит под 2%) за второй-третий кварталы мы выдали бизнесу СЗФО порядка 20 млрд руб. Сейчас программа завершилась, но наступил интересный период. Если в компании происходит снижение численности персонала ниже 90%, компания должна будет этот кредит оплатить, если нет — он переходит в разряд субсидии. К сожалению, мы уже наблюдаем кейсы, когда клиенты переходят этот порог сокращения персонала. И мы бы хотели призвать предпринимателей продержаться до 1 апреля, когда будет сделана финальная оценка по этим кредитам.

Конечно, в период кризиса большое значение для устойчивости бизнеса имеют грамотные управленческие решения. Я хотел бы привести в пример компанию «ШокоБокс», которая занимается производством сувенирного шоколада, в том числе для бизнес-мероприятий. На фоне «коронакризиса» объем заказов сильно сократился. И компания сумела быстро переориентироваться — занялась производством масок, что позволило не только сохранить бизнес, но и заработать.

Среди дальнейших трендов развития банковского бизнеса в сегменте малого и среднего предпринимательства я хотел бы отметить, в первую очередь, цифровизацию. Здесь мы оказались в выигрышном положении — реализация долгосрочной стратегии Сбера по развитию дистанционных сервисов совпала по времени с не самыми позитивными внешними факторами. Сегодня мы 95% кредитов малому и среднему бизнесу выдаем дистанционно от подачи заявки до, собственно, выдачи, и лишь в единичных случаях требуется визит клиента в офис.

И второй тренд — взаимопроникновение банковского сектора и небансковских услуг для бизнеса. Мы видим, как небанковские компании, имея большие клиентские базы, начинают продвигать банковские услуги — собственные или организованные совместно с партнером. Точно так же многие банки, и Сбер в их числе, начинают наряду с классическими услугами, такими как расчетно-кассовое обслуживание, предлагать рекрутинг, юридическое и бухгалтерское сопровождение. В период «коронакризиса» это не только экономит клиенту время, но и снижает риски, связанные с посещением офиса, поскольку позволяет получить целый ряд услуг дистанционно и комплексно. Полагаю, что это один из основных трендов, который будет развиваться в ближайшие годы».