#5 Digital Forum РБК, 25 июня 2019
Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Искусственный интеллект – это уже не будущее, а настоящее»

Фото: РБК Петербург
Фото: РБК Петербург
Директор филиала IBM в Санкт-Петербурге Алексей Иващенко – о перспективах применения искусственного интеллекта, доверии и ответственном использовании информации.

Уже в июне 2019 года в России должна появиться национальная стратегия в области искусственного интеллекта (ИИ). Аналитики и игроки рынка называют ИИ в числе наиболее востребованных и перспективных технологий как в нашей стране, так и в мире. Несмотря на такой оптимизм в отношении будущего технологии, есть и опасения в ее применении. О том, как этические вопросы влияют на распространение систем ИИ и где использование технологии наиболее перспективно, РБК+ рассказал директор филиала IBM в Санкт-Петербурге Алексей Иващенко.

- Еще недавно все, что было связано с искусственном интеллектом, казалось отдаленным будущим. Сегодня же ИИ уже активно используется. Можно ли утверждать, что основные механизмы и методики использования ИИ уже устоялись?

- На самом деле, IBM занимается исследованиями, развертыванием и инвестированием в технологии искусственного интеллекта уже более 50 лет – с появления первых коммерческих компьютеров. Технологии ИИ в настоящее время развиваются ускоряющимися темпами: только за прошлый год IBM получила 1600 патентов в этой области. Это обусловлено, в частности, широким географическим и отраслевым распространением платформы IBM Watson в самых различных сферах деятельности: от обслуживания покупателей до кибербезопасности, нефтегазовой промышленности и здравоохранения. Так что ИИ – это уже не будущее, а настоящее, с оттестированными технологиями и методиками применения, хотя и для развития пространство, конечно, есть. Останавливаться на достигнутом мы точно не намерены.

- Какие вопросы, связанные с использованием искусственного интеллекта не решены на данный момент? Что сдерживает развитие технологии и спектр ее применения?

- Один из важнейших аспектов использования ИИ, который может стать препятствием для развития ИИ-решений, является этика их применения. Многие не понимают, насколько можно быть уверенным в тех данных, с которыми работает и которые выдает ИИ. IBM понимает значимость этой проблемы.

Мы убеждены, что в основе развития ИИ-технологий и масштабного их применения компаниями и организациями лежит доверие и ответственное управление информацией – пожалуй, самым ценным ресурсом эры цифровой экономики. Вот почему IBM установила три принципа доверия и прозрачности, которые являются основой нашего подхода к бизнес-применению искусственного интеллекта. Во-первых, цель ИИ заключается в дополнении, а не замещении человеческого интеллекта. Во-вторых, использование ИИ должно обеспечить сохранность принадлежности данных наших заказчиков. В-третьих, механизмы работы ИИ-систем должны быть прозрачными и аудируемыми.

За последние полгода IBM предприняла два важных шага, облегчающих дальнейшее расширение сферы применения ИИ-технологий. Первый шаг – создание открытого инструментария AI Open Scale, который позволяет мониторить и объяснять ход работы ИИ-систем и моделей любых производителей. Инструментарий при этом вырабатывает рекомендации по совершенствованию моделей. Второй шаг – предоставление возможности запуска ИИ-сервисов Watson из любого облака и даже в ЦОДе заказчика, благодаря использованию интеграционного решения IBM Cloud Private for Data. Таким образом, искусственный интеллект IBM теперь доступен по месту нахождения данных.

- Какие отрасли и почему сегодня наиболее активно применяют ИИ?

- Я уже говорил про высокую географическую и отраслевую диверсификацию IBM Watson. Но, конечно, есть сферы , которые в силу различных причин более открыты к принятию ИИ. Опрошенные IBM Institute for Business Value в 2018 году руководители компаний и организаций по всему миру выделили пять приоритетных направлений операционной и вспомогательной деятельности для использования искусственного интеллекта: это информационная безопасность, информационные технологии, инновации, обслуживание клиентов, управление рисками. Таким образом, ИИ будет прежде всего помогать там, где нужно принимать большое количество оперативных решений, либо где для принятия решений требуется быстро обработать большое количество информации.

- Что является драйвером расширения сферы применения ИИ?

- Согласно исследованию IBM Institute for Business Value, подавляющее большинство респондентов считает, что инвестиции в искусственный интеллект прежде всего помогут улучшить степень удовлетворенности клиентов, а также облегчат процессы их удержания и расширения клиентской базы. Одновременно с этим, руководители компаний и организаций стали более консервативно, а значит, и более прагматично оценивать прибыль на инвестиции в ИИ-системы: 9% в 2018 году против 15% при проведении аналогичного вопроса в 2016 году.

- Отстает ли Россия в области принятия ИИ от наиболее развитых стран?

- Здесь, наверное, имеет смысл говорить прежде всего о заказчиках. В России IBM сотрудничает с целым рядом компаний из финансового сектора, розничной торговли и ТЭК, которые уже успешно применяют ИИ-технологии. Самый свежий пример – совместный проект Научно-технического центра «Газпром нефти» и исследовательской лаборатории IBM Research Brazil, который касается использования систем машинного обучения и искусственного интеллекта для оптимизации анализа геологических данных и построения моделей на их основе.

Если говорить о России в целом, то хотел бы напомнить результаты опроса, проведенного в прошлом году по заказу IBM в России и нескольких странах Центральной и Восточной Европы. Опрос показал, что 80% россиян позитивно оценивают перспективы использования ИИ на работе и в быту, а 63% доверяют этой технологии.

- Существуют ли опасности расширения сферы применения ИИ?

- Тут есть два важных момента. Первый связан с тем, что, конечно же, искусственный интеллект может быть применен как на «светлой» стороне, так и на «темной», поэтому такое противостояние будет только нарастать. Об этом в частности говорилось в прошлогоднем прогнозе IBM X-Force по информационной безопасности.

Второй момент связан скорее не с опасностями, а с барьерами на пути расширения сферы применения ИИ. Согласно исследованию IBM, почти две трети опрошенных топ-руководителей указали, что основной барьер заключается в нехватке навыков работы с ИИ-технологиями. Другие два барьера связаны с регуляторными ограничениями и озабоченностью по поводу возможной дополнительной ответственности.

- Каковы ваши прогнозы по развитию ИИ в мире и в нашей стране?

- Бизнес-потенциал ИИ-технологий колоссален. В мире только шесть из 100 компаний полноценно используют их в своей деятельности, и это говорит о том, что рост спроса будет ускоряться. Ну, а оптимистические ожидания россиян должны, конечно же, помочь развитию ИИ-технологий в России.

Рыночный расклад «Спрос на геоаналитику приобретает массовый характер»
Содержание
Закрыть