#5 Digital Forum РБК, 25 июня 2019
Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Выйти в тираж

Фото: РБК Петербург
Фото: РБК Петербург
Директор филиала «ВЕСТ КОЛЛ СПб» АО «ЭР-Телеком Холдинг» Виктория Тихонова о том, какие пилотные проекты в сфере «умного» города готовы к тиражированию.

Одна из важнейших составляющих цифровой трансформации градостроения — создание «умных» городов. Об этом свидетельствует и размер инвестиций в это направление, на которые рассчитывает государство — речь идет примерно о 360 млрд рублей за ближайшие пять лет. Директор филиала «ВЕСТ КОЛЛ СПб» АО «ЭР-Телеком Холдинг» Виктория Тихонова о том какие пилотные проекты уже доказали свою состоятельность и окупаемость и что нужно, чтобы началось их масштабирование и тиражирование.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы цифровой трансформации градостроительства?

— Как и для всех других отраслей, в этом случае речь идет об экономии и выработке новых бизнес-моделей. Но значимо не только это. Конечно, проектирование зданий и инфраструктуры должно опираться на анализ Big Data — если этого не сделать, можно запроектировать совершенно нежизнеспособные микрорайоны. Они уже сегодня есть, и администрации больших и малых городов вынуждены устранять ошибки градостроителей — в том числе за свой счет. Также нужно использовать инновационные программные продукты непосредственно для проектирования — здесь практика уже наработана.

И не менее важно, чтобы цифровизация позволяла делать жизнь самих горожан и комфортнее, и безопаснее. Учитывать это надо еще на этапе проектирования. Ведь сегодня даже парк — это не только дорожки, скамейки и деревья, но еще и телекоммуникационная инфраструктура, которая впоследствии будет обеспечивать работу публичных Wi-Fi-зон, систем безопасности, даже фонарей и многого другого. Так что создание так называемого «умного» города — одна из важнейших задач, которая стоит сегодня перед теми, кто отвечает за развитие городских пространств.

— Какова роль телеком-оператора в этом процессе?

— К сожалению, телеком-оператор до сих пор часто воспринимается как некая труба для передачи данных, как инфраструктурный субъект, который просто предоставляет среду передачи данных. Но это уже не так: сегодня оператор связи — это еще и провайдер сервисов, дополнительных услуг, которые в периметр предыдущего понимания не входят. Мы предоставляем новые возможности, и в том числе интернет вещей, необходимый для создания комфортной среды для жизни— в этом отношении телеком должен являться партнером государства.

— Для развития интернета вещей и для обеспечения растущих потребностей в передаче данных нужна иная телеком-инфраструктура? Она будет создаваться, когда станут понятны потребности городов и градостроителей?

- Телеком традиционно работает на опережение потребностей. Наша компания «ЭР-Телеком Холдинг», к примеру, за последние полтора года построила сеть интернета вещей в стандарте LoRaWAN— она является основой для создания «умного» города. Сейчас сеть развернута в 52 городах, в том числе в Петербурге. Пока она не загружена, но в будущее мы смотрим с оптимизмом.

Надо понимать, что основное преимущество этой сети — вовсе не высокие скорости или пропускная способность: как показывает практика, подобные решения позволяют сэкономить потребление энергии до 65%, снизить эксплуатационные расходы на 50%. Ведь датчики в этой сети могут работать десять лет на одной батарейке. Это колоссальная экономия. Сейчас, конечно, в это поверить сложно, никто столь долго датчики не использовал, да и потребностей таких раньше не было. А сейчас датчиков становится все больше, их функционал — все шире, поэтому и вопрос энергопотребления становится все острее.

— Но представителям федеральных и региональных властей, как, впрочем, и бизнесу, нужны реальные работающие примеры с параметрами окупаемости, а не потенциальные сроки замены батареек. Они есть?

— Конечно, покупать кота в мешке никто не будет, чтобы сделать проект инвестиционно привлекательным, необходимо доказать его окупаемость. Поэтому пилотные проекты сейчас реализуются во многих городах. АО «ЭР-Телеком Холдинг»участвует в этом процессе очень активно.

Например, в Петербурге в партнерстве с СПб ГУП «Ленсвет» на Васильевском острове мы тестировали систему «умного» освещения — пока в масштабах только улицы Кораблестроителей. В рамках этого проекта классические уличные светильники были заменены на светодиодные с возможностью дистанционного управления. Были установлены контроллеры, которые позволят получать информацию о состоянии электросети и светильников, а также регулировать освещение, включать и выключать светильники по календарному графику или в зависимости от состояния естественного освещения. Кроме того, мы протестировали, как можно с помощью диммеров удаленно управлять интенсивностью света. Что самое интересное — все эти сценарии могут быть выполнены как на всех светильниках, так и на каждом по отдельности.«Умное» освещение дает возможность снизить потребление ресурсов, увеличить световой комфорт и для водителей, и для пешеходов, повысить уровень безопасности дорожного движения. Ориентировочная экономия электроэнергии и эксплуатационных затрат может составить 50%. Тестирование проекта уже завершилось положительно.

Еще один проект нами реализован в начале этого года совместно с УК «Балтийской жемчужины». Здесь был обеспечен дистанционный сбор информации с общедомовых приборов учета — счетчиков, о которых мы говорили. Датчики считывают и автоматически передают в управляющую компанию информацию о потреблении ресурсов, таким образом отпадает необходимость в ручном мониторинге. Это удобно и управляющей компании, и жильцам комплекса.

Есть и еще один проект — в ГРО «ПетербургГаз». В рамках этого проекта в течение трех месяцев мы тестировали работу газоанализаторов. Тестирование шло на площадке предприятия, датчики прошли проверку работоспособности в разных средах — в том числе, под землей, в бункере и т.д. Эти датчики могут определить утечку газа, и соответствующий сигнал придет к диспетчеру на пульт, а SMS-оповещение получит аварийная бригада. Пилот также был успешным.

— Если проекты успешны, то почему они не тиражируются в массовом порядке?

— Во-первых, мы пока находимся в начале пути: эти пилотные проекты совсем недавно завершились. Во-вторых, нужны политические и финансовые решения. Реализация таких проектов даже в масштабах района требует существенных инвестиций, человеческих ресурсов — что уж говорить о городе в целом! Пилот мы можем провести бесплатно, но полноценный проект должен быть коммерческим. Следовательно, нужно вписывать его либо в инвестиционные планы отдельных компаний (например, сбытовых), либо в госпрограммы. И то, и другое делается в нашей стране не быстро. Но все же перспективы этого направления цифровизации мне видятся очень хорошими.

Инструменты Опасности цифровизации или цифровизация в опасности
Содержание
Закрыть