Скользкая тема
Материалы выпуска
Генератор оптимизма Экспертиза Скользкая тема Решения Битва за контроль Решения Игра на опережение Экспертиза «Нужен механизм, готовый к любым изменениям» Экспертиза Эмоции как конкурентное преимущество Рынок Винная революция Рынок
Решения Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Скользкая тема

Эксперты рассказали о передовых технологиях очистки городов от снега и наледи.
Фото: pixabay.com

Минувшая зима стала испытанием для северо-западного региона России. Только в Петербурге от гололеда и сосулек за три месяца пострадали более 4 тыс. человек. Как бороться с последствиями снегопадов, применим ли к российским дорогам европейский опыт и так ли опасны реагенты, обсудили участники конференции «Зимнее содержание населенных пунктов: передовой опыт и технологии».

Наледь, опасная для жизни

По данным комитета по здравоохранению Петербурга, с 1 декабря 2018 года по 20 февраля 2019 года в городе было зафиксировано 4 тыс. 75 случаев получения травм «по причине падения людей из-за гололеда и обрушения наледей с крыш». Почти в каждом случае пострадавших от гололеда петербуржцев, попавших в официальную статистику, пришлось доставлять в больницу.

В России действуют два главных ГОСТа об уборке дорог и дворов: № 56195 и 50597. Первый определяет, как необходимо содержать придомовую территорию зимой. Второй распространяется на объекты дорожного хозяйства. По ГОСТу, придомовую территорию необходимо очистить в течение трех часов после окончания снегопада, а у автодорожных служб есть 12 часов с момента регистрации информации о наличии гололеда — в том числе через интернет-жалобы.

Представитель регионального общественного экологического фонда «Гражданин» Гузель Мухамадеева отмечает, что у граждан есть достаточно способов защитить себя, даже если травма уже получена. Среди резонансных дел последних лет — решение Василеостровского райсуда от 2017 года по иску к ГУДП «Центр» о возмещении вреда здоровью почти на 370 тыс. рублей, морального вреда — на 400 тыс. рублей. В 2019 году в апелляционной инстанции рассматривался иск к тому же предприятию, и суд определил компенсацию морального вреда в полмиллиона рублей.Практика последних лет показывает, что суды чаще всего встают на сторону пострадавших, доказательная база собирается достаточно легко, а суммы компенсаций только растут, отмечает эксперт.

Всего Петербург тратит на уборку тротуаров и улиц в том числе зимой 8 млрд рублей, таков объем средств по бюджетным контрактам, при этом в случаях залповых снегопадов средств, по словам чиновников, не хватает. По экспертным оценкам, одна уборка города после снегопада обходится в среднем в 13 млн руб.

Скандинавские эксперименты

По словам представителя Ассоциация зимнего содержания дорог Юлианы Серебренниковой, в Норвегии тротуары чистят с помощью комбинированных противогололедных материалов: смеси гранитной крошки и реагента. «В Осло всего 500 тыс. жителей, и это в 10 раз меньше Петербурга. Но там тротуары и дороги в обязательном порядке должны быть убраны под «черный асфальт». Иначе — штраф», — заметила Юлиана Серебренникова.

«Практика использования комбинированных противогололедных материалов хорошо зарекомендовала себя, например, в странах Скандинавии. В Хельсинки и Осло чистят тротуары реагентами с фрикционной составляющей для того, чтобы быстро справляться с гололедицей и снижать травматизм, — отмечала ранее руководитель аппарата ассоциации Анна Климентова. — Ежегодно в Норвегии и Финляндии увеличивают объемы применения реагентов на дорогах из-за роста интенсивности движения».

В Германии также строго с законодательством: количество штрафов, которые полагаются за несвоевременную уборку или за покалеченного на частной территории человека, достигают таких сумм, что реагентов там тоже не жалеют, добавляет Юлиана Серебренникова.

Что касается, гранитной крошки, о которой периодически мечтают петербуржцы, то ее хоть и собирают за границей, но повторно засыпать ею улицы уже не получится: из-за низкой экологичности 90% приходится отправлять в утиль. А вот использовать песок в крупных городах многих зарубежных стран для борьбы с гололедом и вовсе категорически запрещено: он не дает серьезного сцепления, а при таянии снега песок, превращаясь в мелкофракционную пыль, разносится вокруг, попадая в легкие животных и людей.

«В 2014 году наша ассоциация совместно с СЗГМУ имени Мечникова взяли на шести оживленных участках петербургских дорог песчаный смет, который содержит уже все продукты автопрома. Исследования показали, что содержание химических элементов I и II категории опасности — меди, цинка, никеля, мышьяка — превышено в разы. Этим вынуждены дышать жители города, где лед присыпают песком», — говорит Юлиана Серебренникова.

За рубежом на смену фрикционным материалам постепенно приходят многокомпонентные реагенты. В России также существует производство аналогичной продукции, которые состоят из растворимых органических компонентов — хлоридов кальция, натрия, солей муравьиной кислоты и карбамида. Такие составы нужны для того, чтобы хорошо плавить лед и в то же время снижать количество хлоридов, чтобы бережнее относиться к экологии и инфраструктуре. Реагенты с формиатами позволяют бороться с засолением почв, которое может случиться, если применять только хлористые соли. Поэтому практика использования многокомпонентных материалов характерна для Европы и Скандинавии, где действует строгое экологическое законодательство.

«Это общая тенденция. Например, на последнем конгрессе в городе Гданьск французская делегация с гордостью сообщала, что у них водоросли в придорожных водоемах перестали умирать, потому что они снизили солевую нагрузку. Однако все эти государства не отказываются от реагентов, потому что механическая уборка не дает той скорости и результатов, которые дают реагенты», — отмечает представитель ассоциации Ильяс Иманаев.

Единая гранула против русской зимы

В России технологии производства реагентов развиваются в мировом тренде — создание многокомпонентных материалов, отмечает заместитель директора коммерческого отдела Уральского завода противогололедных материалов (УЗПМ) Рудольф Пономарев. «Мы используем мировой опыт, но, в силу климатических особенностей нашей страны, нам приходится применять гораздо более высокие требования к зимнему содержанию дорог. Так что здесь, возможно, в чем-то мы и обгоняем мировые тенденции», — добавляет он.

Предприятие более 10 лет назад создал предприниматель Рустам Гильфанов, а сейчас оно объединяет собственный научный центр и производство. Ежегодные объемы отгрузки УЗПМ достигли 700 тыс. тонн. При этом требования к содержанию дорог постоянно растут, как и внимание к безопасности реагентов для окружающей среды, для имущества и здоровья людей, и заводским лабораториям приходится это учитывать, отмечает Пономарев.

Представитель УЗПМ Дмитрий Стринкевич подчеркивает, что реагенты — это на данный момент самый эффективный вариант борьбы со льдом в условиях городов. «Люди борются со льдом с древних времен. За это время было придумано всего два надежных способа: посыпать лед чем-либо или постучать по нему чем-то тяжелым. Если говорить о втором способе, то покрытию, которое находится под снежно-ледовыми отложениями, наносится вред в виде сколов и трещин, которые затем заполняются водой и при замерзании наносят дополнительный ущерб покрытию», — отмечает он.

В свою очередь, современные противогололедные материалы в сочетании с правильной технологией уборки позволяют почистить территорию без ущерба для поверхности. При этом реагенты более экономные в расходе и позволяют сокращать бюджетные траты на повторные обработки, рекультивацию земель, а также очистку улиц по весне. По словам Дмитрия Стринкевича, в материалы УЗПМ в качестве фрикционной части добавляется мраморная крошка. Она хорошо обеспечивает сцепление сразу после распределения, а потом утилизируется естественным образом в почве, разлагаясь на углекислый газ и воду. Кроме того, реагенты работают быстрее, чем чистые соли, и в большем температурном диапазоне.

По словам специалистов, после того, как Москва, Самара, Казань, Екатеринбург и другие города стали пользоваться многокомпонентными материалами, в городах фиксируют существенное снижение травматизма, ДТП из-за гололеда. Эксперты полагают, что современные противогололедные материалы все же могут составить неплохую альтернативу привычным, но уже не всегда эффективным в условиях больших городов средствам. Однако важны не только материалы, но и то, как их используют, поэтому противогололедная обработка должна быть четко прописана. «Насколько я помню, применение песко-соляной смеси закреплено в документах с 1960-х годов. За это время как минимум изобрели компьютер и интернет», — заключает Ильяс Иманаев.