Винная революция
Материалы выпуска
Генератор оптимизма Экспертиза Медицинский туризм Рынок Скользкая тема Решения Битва за контроль Решения Игра на опережение Экспертиза «Нужен механизм, готовый к любым изменениям» Экспертиза Эмоции как конкурентное преимущество Рынок Винная революция Рынок
Рынок Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Винная революция

Производители вин столкнулись с новыми вызовами на российском рынке. Успешно развиваться в сложившихся условиях смогут игроки, готовые терпеливо воспитывать своего потребителя.
Фото: Компания JOIA

Рынок алкоголя в России вырос на 5% в 2018 году. При этом на фоне роста продаж крепких напитков, вина ведут себя нестабильно. На спрос влияет множество факторов, включая цену, моду и личный опыт каждого потребителя. Дополнительной проблемой для участников рынка стало ужесточение законодательных норм. Выжить в этих условиях, как считают эксперты, смогут игроки, готовые отказаться от сиюминутной выгоды и терпеливо воспитывать своего потребителя.

Революция уже случилась

«Великая винная революция уже случилась. Покупка вина перестала быть событием, и теперь, к счастью, стала обыденным явлением», — констатирует генеральный директор ООО «Море Пива» (Иркутск) Вадим Кац. Текущая задача виноделов и дистрибьюторов, по его словам, — предложить обычному потребителю лучшее вино по цене и качеству, чтобы эволюция потребления продолжалась, чтобы потребители переходили от простых вин к более сложным.

Вадим Кац (ООО «Море Пива» - Иркутск) (Фото: Компания JOIA)

Вадим Кац отмечает, что потребитель дорогого вина (за 1,5 -2 тыс. руб. за бутылку) уже есть, теперь нужен продукт отличного качества с розничной ценой 500 руб. «Чтобы в будущем продавать вино дороже, лучше и интереснее, мы должны сегодня выполнить эту задачу», — говорит он.

По словам соучредителя и генерального директора компании ТК РИФ (Саратов) Андрея Федонина, в 2018 году наиболее продаваемые вина в его компании стоили до 1 тыс. руб. за бутылку. «Вкус сейчас только формируется, очень модны итальянские полусухие вина, полнотелые», — добавил он. Есть люди, которые не могут себе позволить вино даже за 700 руб. «Мы для них находим вина до 300 руб., но тоже интересные», — говорит Андрей Федонин.

Вадим Кац («Море Пива» - Иркутск) - слева, Андрей Федонин (ТК РИФ - Саратов) (Фото: Компания JOIA)

Однако не все считают такую стратегию правильной. Так, Франко Каваллеро, владельца хозяйства КантинеСантАгата в Италии, идея делать вино за 500 руб. привела в изумление. «Семь евро за бутылку Бароло? Только если это пустые бутылки», — говорит он, поясняя, что виноделу невозможно добиться такой цены, потому что сегодня отпускные цены компании начинаются примерно с этого уровня.

Франко Каваллеро (КантинеСантАгата) (Фото: Компания JOIA)

Андрей Федонин отмечает, что в сегменте выше 1 тыс. руб. за бутылку популярностью пользуются Пино нуар, Пино гриджио, кроме того потребители начинают искать итальянские автохтоны, новозеландский Совиньон. Потребители с низким уровнем дохода по-прежнему берут полусладкие вина. «Отстаем от Москвы и Петербурга года на 3-4 во вкусах», — констатирует Федонин.

Больше виски, меньше вин

Рост продаж алкогольной продукции в России в прошлом году составил 4,6%, следует из данных Nielsen. Динамика импорта алкоголя позитивная в небольших сегментах. Так, объем ввоза виски вырос на 11,2% в 2018 году, до 39,7 млн л, импорт игристых вин и шампанского вырос за тот же период почти на 19%, до 38 млн л. Но одна из крупнейших категорий тихих вин, напротив, сократилась на 4%, до 241 млн л., сообщил Сергей Ярославский, директор по продажам проекта JOIA со ссылкой на данные по импорту.

Сергей Ярославский (JOIA) (Фото: Компания JOIA)

В то же время для продавцов тихих вин есть обнадеживающие тенденции, например, рост продаж вина из Новой Зеландии. Объем его импорта увеличился в 2,4 раза за пару лет: с 788 тыс. л в 2016 году до 1922 тыс. л в 2018 году. Это самая высокая динамика среди всех стран-импортеров тихих вин.

Два лагеря на рынке

Горячо обсуждают участники винного рынка моду на биодинамические вина (вина, созданные без использования промышленных удобрений и машинной техники). «Ни один винный тренд не разделил рынок так четко пополам как биодинамика. — говорит соучредитель премии винных карт Russian Wine Awards Влада Лесниченко. — Есть у нас адепты, которые строят свой маркетинг на этом, а есть компании, которые это умело и осознанно отрицают, истину же нужно искать где-то посередине».

Влада Лесниченко (Russian Wine Awards) (Фото: Компания JOIA)

Скептично настроен к биодинамическим винам представитель винотек Made in wine Роман Михайлов, который утверждает, что большинство натуральных вин пить пока невозможно. «Сделать великое вино крайне сложно, а уж великое и натуральное — практически невозможно. Основная цель биодинамики — сделать хорошее вино. Если ваше вино невкусное, вызывает головную боль, задумайтесь, наверное, делать его не надо», — говорит Роман Михайлов.

Роман Михайлов (Made in wine) (Фото: Компания JOIA)

Шеф-сомелье гастробара «Винный шкаф» Евгений Усачев, утверждает, что тренд на органические вина становится только сильнее, потому что потребитель пробует такие вина в барах Европы, что-то привозит с собой.

Очевидно, что рынок на стороне моды. По данным статистики импорта, ввоз вина категории «биолоджико» уверенно растет: за последние три года более чем в пять раз. Если в 2016 году в Россию поставили 8,64 тыс. л такого вина, то в прошлом году объем вырос до 44,12 тыс. л. Хороший результат дает маркировка подобной продукции на полке и в меню. Хотя аудитория этих вин небольшая, но стабильная. Андрей Ребковец из сети «Лэнд» оценивает долю людей, готовых покупать биодинамику, в 5%. «И мы, и другие розничные сети выделяют биодинамическое вино, хотя есть проблема, что такую маркировку получают вина, не имеющие отношения к биовинам. Например, есть подобные вина за 400 руб.», — говорит Андрей Ребковец. В то же время он подчеркивает, что для массового покупателя ключевую роль играет цена. Продажи алкоголя в дни проведения маркетинговых акций могут вырасти на 300%.

В путешествие за новыми вкусами

Рестораторы и ретейлеры из Москвы настроены оптимистично, так как их потребители готовы к экспериментам. Шеф-сомелье Ginza Project Дмитрий Фролов отмечает, что, несмотря на кризис, гости ресторанов в последние годы стали лучше разбираться в вине благодаря путешествиям. Правда, еще одним эффектом стало понимание цены продукта. «Гости, которые в путешествиях видят цены на полках супермаркетов Европы, понимают, что в ресторане в России отдавать баснословные деньги им уже не хочется. Времена середины 2000-х, когда я раз в неделю открывал бутылки стоимостью 500 евро, ушли в прошлое», — замечает Дмитрий Фролов. Выигрывают рестораны, которые могут предложить интересный сегмент за адекватные деньги. «Когда гости понимают, что цена умножена на четыре, они чувствуют себя обворованными», — добавляет Фролов.

Дмитрий Фролов (Ginza Project) (Фото: Компания JOIA)

Собственник виноторговой площадки «Фуд Сити» в Москве Армен Абрамян говорит, что в последние годы растут продажи белых Совиньон блан и Пино Гриджио, Шардоне. «В этом и прошлом году продажи Совиньон блан, особенно из Новой Зеландии, увеличились в разы, особенно в среднем сегменте от 600 руб. до 1200 руб. Люди доверяют новозеландским винам», — рассказывает он. Среди красных вин в «Фуд Сити» хорошо покупают Тоскану, в последнее время еще Пино Нуар. Также заметно росли продажи Просекко, которое стали использовать как аперитив, для банкетов. Эти же вина будут в топе предпочтений в этом году, прогнозирует он.

Армен Абрамян («Фуд Сити») (Фото: Компания JOIA)

В числе самых продаваемых вин в ресторанах Ginza среднего сегмента Дмитрий Фролов назвал — Просекко, либо Кава, недорогое Пино Гриджио, недорогая Тоскана (кьянти классико, может быть), также Рислинг и новозеландский Совиньон. Для топовых ресторанов компания Ginza последние 1,5 года сама импортирует алкоголь — привезла в Россию уже 17 небольших производителей. Это же направление будет востребовано в 2019 году, ожидает Дмитрий Фролов. Расширение географии за счет альтернативных винных регионов считает перспективным направлением и соучредитель премии винных карт Russian Wine Awards: «Гости действительно готовы играть в эту игру», — заключила Влада Лесниченко.

Материал подготовлен по итогу конференции, организованной компанией JOIA совместно с РБК Петербург.