Битва за контроль
Материалы выпуска
Генератор оптимизма Экспертиза Медицинский туризм Рынок Скользкая тема Решения Битва за контроль Решения Игра на опережение Экспертиза «Нужен механизм, готовый к любым изменениям» Экспертиза Эмоции как конкурентное преимущество Рынок Винная революция Рынок
Решения Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Битва за контроль

Эксперты рассказали, как избежать конфликтов при внедрении системы автоматизированного весового контроля на дорогах.
Фото: pixabay.com

Вопрос весового контроля на дорогах — сегодня одна из самых острых тем в грузоперевозках. Власти обвиняют перевозчиков в разрушении дорог, перевозчики же массово подают иски о недостоверности показаний взвешивающих механизмов. Новый этап противостояния может развернуться в Ленобласти, где запланирована установка более сотни автоматизированных рамок уже до конца года, а затем — и на федеральном уровне. Какие нюансы должна учитывать масштабная программа, мы выяснили у экспертов и участников отрасли.

Вес под контроль

В середине марта 2019 года глава комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Юрий Запалатский озвучил планы по установке рамок автоматизированной системы весового и габаритного контроля (АСВГК). Всего на территории области до конца года планируется установить от 108 до 144 штук. Для сравнения федеральная программа предполагает установку всего 400 рамок АСВГК. Начать установку рамок региональные власти планируют с Выборгского района Ленобласти, где активно ведется добыча песка, щебня и гранита.

«По нашим подсчетам взимание сборов с перегрузов принесет нам дополнительный доход в 750 млн рублей в ближайший год. Это приблизительно десятая часть текущего ежегодного бюджета региона, выделяемого на строительство и ремонт дорог в Ленобласти», — отметил Юрий Запалатский.

Очевидно, что весовой контроль на дорогах необходим, однако есть определенные опасения исходя из опыта применения АСВГК в других регионах, где эта система уже работает и она несовершенна, отмечают участники отрасли.

Перевес с запасом

Погрешность рамок АСВГК чиновники от Минтранса оценивали в пределах 10%. Однако в Приморском крае были зафиксированы прецеденты превышения на 36% по сравнению со стационарными весами. А в августе 2015 года система зарегистрировала автомобиль «КАМАЗ», общая масса с грузом которого составляла более 211 тонн при возможной в 26,5 тонн.

Ассоциация «Грузавтотранс» в июле 2016 года провела показательный эксперимент, демонстрирующий пробелы в системе АСВГК. В Санкт-Петербурге на стационарном пункте весового контроля в Шушарах 15 грузовых автомобилей прошли контрольное взвешивание. В качестве груза были использованы контейнеры, цемент, песок, бетон, щебень и грунт. В итоге из 15 автомобилей у 9 нагрузки на ось превышали допустимые в диапазоне до 30%. При этом ни один из «подопытных» автомобилей не просто не имел перевеса с точки зрения предельно допустимой массы, но загружен был только частично. Соответственно, небольшой перегруз может обернуться автоматической фиксацией куда большего перевеса.

Проблема весового контроля остро встала в Нижегородской области. В 2017 году сумма штрафов за неполный год перевалила за 1 млрд рублей, а местные перевозчики оказались на грани банкротства. Технически это произошло из-за того, что перед рамкой АСВГК была искусственная неровность, и перевозчики притормаживали, что в силу законов физики и вызывало показатели перегруза на весах.

Цена негабарита

В начале этого года в Свердловской области суд удовлетворил более 400 исков об оспаривании штрафов в связи с некорректной работой рамок. В итоге бизнес получит назад более 60 млн руб.

Как говорят сами перевозчики, не редкость разные показатели АСВГК по одной и той же машине, следующей без остановок. Технически это может быть вызвано несоблюдением норм установки рамок или ненадлежащим качеством дорожного покрытия, на котором эти рамки установлены — даже небольшой перекос полотна может критично влиять на результат. Однако штрафы за такие «нарушения» выставляются автоматически и оспорить их очень сложно, поскольку суды исходят из показаний фиксированного нарушения, даже если его на самом деле не было.

Для малого и среднего бизнеса ошибки в работе системы могут быть фатальны. Так, согласно статье 12.21.1 КоАП РФ, за превышение допустимой нагрузки на ось более чем на 50%, а также допустимых габаритов более чем на полметра предусмотрены штрафы для юрлица — от 400 до 500 тыс. руб.; при выявлении правонарушения на основании данных автоматических техсредств, имеющих функцию фотосъемки и видеозаписи, размер штрафа фиксированный — 500 тыс. рублей.

«Представляете какие могут быть суммы штрафов по нашему региону, учитывая, что –20% всех грузов проходят через Петербург и область — мы портовый, транзитный город, поэтому стоит особенно тщательно подойти к вопросу объективности наложения штрафов и предусмотреть системы дополнительного контроля», — отмечает президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «ГРУЗАВТОТРАНС» Владимир Матягин.

Правовая коллизия

Положения статьи 12.21.1 КоАП РФ при ее буквальном прочтении даже на физических лиц могут быть наложены штрафы в размере 500 тыс. рублей — что уже и начало происходить (так, один из граждан вез деревянный сруб на дачу). В итоге положение статьи было оспорено в Конституционном суде РФ. В январе 2019 года КС постановил, что статья частично не соответствует Конституции РФ и имеет место ущемление прав, поскольку единственный фактор, влияющий на размер наказания (400 или 500 тыс.рублей для юрлиц,10 тыс. или 500 тыс.руб. — для физлиц)  — это способ фиксации нарушения (зафиксированное автоматикой нарушение — 500 тыс. рублей для всех).

Конституционный суд обязал внести изменения в норму КоАП, чтоб привести ее в соответствие с принципами равноправия и законности и устранить имеющее место нарушение, а до этого штрафовать по минимальному тарифу.

Прозрачный контроль

Чтобы избежать подобных проблем, эксперты и грузоперевозчики предлагают предусмотреть несколько мер. Для начала установить информационные знаки, заранее предупреждающие водителя о прохождении рамок. Это позволит выбрать оптимальную скорость и позволит избежать нарушений, которых нет. «Далее очень важно сделать оповещение водителей о том, что рамка зафиксировала некое нарушение. Это должно быть четко видно водителю», — отмечет независимый эксперт в области грузоперевозок Александр Дацюк. Сегодня во многих регионах используется система sms-оповещение, но сообщения о нарушении посылают на предприятия, а это совершенно непонятно и опротестовать это невозможно.

«Необходимо четко прописать и саму процедуру оспаривания штрафов, — говорит директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич. — Сегодня перевозчики виноваты безальтернативно. Кроме того, необходимо прописать ответственность грузоотправителя и регламентировать возможность перевыставления ему претензии». А для повышения прозрачности следует создать единый источник информирования и централизованный свод информации. «Пока же штрафы выписываются отдельными региональными центрами, а единый регламент работы АСВГК отсутствует, равно как и возможность получать из одного источника полноценную статистику о нарушениях», — отмечает Александр Лашкевич. Также он уверен, что необходим тестовый период с отправкой перевозчику «нулевых» штрафов.

Повышению объективности также способствует наличие контрольных стационарных весов. Подобная практика существует в Австрии и Германии, когда при фиксации нарушения по весу или габаритам перед водителем загорается красный свет и указатель на дополнительный стационарный контроль. У водителя должна быть возможность проверить данные и опротестовать их, уверены перевозчики. «Почему когда я прихожу в магазин и не уверен, что в мешочке лежит именно килограмм картошки, я могу проверить на контрольных весах, а тут, где штрафы достигают 500 тыс. рублей, такой возможности нет», — говорит Владимир Матягин.

Прозрачная и объективная система, в которой есть место всестороннему контролю пойдет на пользу всем, уверены эксперты.