Позитивная динамика отмечается и в сегменте грузового транспорта. По информации аналитического агентства «АВТОСТАТ», в мае 2017 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 5,6 тыс. единиц, что на 68,6% больше, чем годом ранее. По итогам пяти месяцев текущего года российский рынок новых грузовых автомобилей составил около 25 тыс. штук, что на 40% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.
«Рост спроса в первом квартале текущего года подтверждает общий, умеренно позитивный прогноз по рынкку на 2017 год, — говорит вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владислав Рыдаев. — Ожидается, что отечественный автомобильный рынок вырастет в течение года на 4-7%. Последние данные статистики свидетельствуют о том, что этот прогноз соответствует действительности».
На позитиве
Участники рынки подтверждают наметившиеся позитивные тенденции. «Продажи автомобилей растут на фоне постепенного улучшения экономической ситуации в стране. Рост ВВП РФ в январе-мае составил 1,3%, а в мае ускорился до 3,1%. Экономика демонстрирует устойчивые предпосылки для роста, поэтому рынок грузоперевозок восстанавливается. Чем больше производится товаров, тем больше необходимо автомобилей для их перевозки», — поясняет руководитель по маркетингу IVECO Алексей Слухай.
По его словам, в предыдущие годы из-за нестабильной ситуации и ослабления рубля, многие перевозчики приостановили программы обновления или увеличения парка. Нынешний год, по мнению Алексея Слухай, должен стать переломным с точки зрения замены старой техники. Так за первое полугодие компания IVECO законтрактовала грузовых автомобилей IVECO Stralis больше, чем за весь 2016 год.
По данным компании наиболее востребованными стали грузовые автомобили полной массой свыше 16 тонн. Впрочем, заметил Алексей Слухай, ограничения на использование грузовиков во многих крупных городах сместили акцент спроса в пользу легких коммерческих автомобилей. Этот сегмент также устойчиво растет относительно прошлого года. Между тем продажи машин массой от 6 до 16 т сохраняются на уровне 2016 года.
Рост спроса на рынке грузовиков подтверждают и в ПАО «КАМАЗ». Как рассказал директор по корпоративным финансам и финансовому сервису ПАО «КАМАЗ» Самат Саттаров, по итогам пяти месяцев 2017 года реализация грузовых автомобилей этого производителя на рынке РФ выросла на 21%, а доля компании достигла 52%.
«Основной рост продаж пришелся на новый модельный ряд. Наиболее востребованной техникой являются седельные тягачи, так за первый квартал 2017 года прирост по этому продукту составил 92%. Следуя тенденции рынка, руководство компании прогнозирует возможное увеличения плана продаж во втором полугодии текущего года на 2-3 тыс. автомобилей», — уточнил представитель КАМАЗа.
Обдуманные траты
Несмотря на падение российского авторынка, доля продаж автомобилей в лизинг последние два года увеличивалась. Как говорится в исследовании Рейтингового агентства «Эксперт РА» (RAEX), этот показатель вырос за 2015– 2016 годы с 5 до 10%. «Рост доли лизинга в автопродажах отчасти обусловлен тем, что производители и официальные дилеры для поддержания объема реализации автомобилей стали активнее работать с лизинговыми компаниями. Однако ключевое позитивное влияние на протяжении последних двух лет на объем лизинга автотранспорта оказала государственная программа льготного автолизинга», -поясняется в исследовании.
Увеличение спроса на автомобили в 2017 году станет ключевым фактором для динамичного роста лизинга автопродаж, считает руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании «Балтийский лизинг» Андрей Волков. «В прошлом году у нас росли продажи по всем сегментам коммерческого транспорта. Простая и эффективная государственная программа субсидирования лизинга стала основным драйвером роста, поскольку у предпринимателей были опасения, относительного дальнейшего ее продления. В текущем году программы господдержки продлены, спрос на авторынке во всех сегментах, после длительного падения все же начал восстанавливаться, поэтому есть основания рассчитывать на увеличение темпов роста лизинга в автопродажах», — считает Андрей Волков.
Это подтверждают и результаты лизинговых продаж текущего года. Так, количество сделок, проведенных компанией «Балтийский лизинг» по легковым автомобилям увеличилось за январь—май 2017 года на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по грузовикам — на 38-40%, по ЛКТ — на 20%, по автобусам — почти на 40%.
Впрочем, в денежном выражении в сегменте легковых автомобилей показатель роста скромнее — в 35%. То есть, приобретаются более дешевые машины, самых массовых марок. В связи с ростом цен на автотранспорт клиенты начинают экономить, отказываются от премиальных машин, сокращают набор опций, пояснил Андрей Волков.
В грузовом сегменте ситуация иная, рассказывает представитель компании «Балтийский лизинг» — выбор у покупателей ограничен, набор опций, как правило, стандартный, экономить особо не на чем. Поэтому в денежном выражении объем лизинговых сделок с грузовиками вырос больше, чем в натуральном — на 62%, с ЛКТ — на 60%, с автобусами — примерно на 40%. Преимущество есть у отечественной грузовой техники, на нее распространяются государственные программы поддержки автопрома. Импортная техника дорожает вместе с ростом курса валют. «Если обобщить эти данные, то в целом по всем сегментам автомобилей количественный рост составляет около 40%, а по стоимости имущества почти на 50%», — резюмировал Андрей Волков.
Не без поддержки
Популярность лизинга растет, в том числе благодаря государственным программам поддержки автопрома. «В прошлом году работала лишь одна программа льготного лизинга колесных транспортных средств, — рассказывает Андрей Волков. — В этом году ее действие продлили и приняли еще одну, предполагающую предоставление льгот при покупке в лизинг коммунальной и строительно-дорожной техники».
Данные программы компенсируют потери в доходах российских лизинговых организаций, возникающие из-за предоставления лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств. «К примеру, машина стоит шесть миллионов рублей, — поясняет Андрей Волков. — Мы можем дать клиенту скидку в 10% стоимости, но не более 500 тыс. на грузовой автомобиль или ЛКТ российского производства. Далее заключаем договор лизинга, клиент вместо аванса, например, в 20% платит 10%. Мы же платим за машину поставщику все 100%. Льготные 10% «висят» на нас, мы ждем их компенсации от Минпромторга России. То есть, будучи проводником этой программы, мы финансируем скидку, и ждем компенсацию в течение 3-4 месяцев. Быть проводником этой программы это определенные операционные затраты, но они с лихвой компенсируются ростом объема бизнеса в целом».
По словам Андрея Волкова, сейчас в министерстве готовятся еще несколько госпрограмм поддержки авторынка, в рамках которых на приобретение колесных транспортных средств будут предоставлены дополнительные субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям малого и среднего бизнеса, а также любым лизингополучателям, приобретающим российские магистральные седельные тягачи.
По данным Минпромторга, в рамках программы льготного лизинга в 2016 году реализовано более 30 тыс. автомобилей на общую сумму свыше 50 млрд рублей. Объем предоставленных государством скидок составляет 5 млрд рублей и соответствует выделенному лимиту по финансированию программы из федерального бюджета. В 2017 году финансирование программы увеличено вдвое, до 10 млрд рублей, планируется реализовать 41,5 тыс. единиц техники.
Сокращая расходы
В сложившихся финансово-экономических условиях лизинг становится наиболее привлекательным инструментом для обновления и развития корпоративного автопарка.
«Лизинг позволяет пользователям сократить ежемесячные расходы на автомобиль. Более того, сейчас многие дилерские центры готовы также включать в лизинговые платежи все расходы, связанные с обслуживанием автомобиля. В случае с корпоративным использованием лизинга, это позволяет бизнесу точнее прогнозировать бюджет в этой сфере», — говорит Владислав Рыдаев.
Как дополнил руководитель по маркетингу IVECO, лизинговое соглашение более гибко, чем кредитный договор, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. Платежи могут быть фиксированными и плавающими.
«Кроме того лизинговые платежи обычно выплачиваются после того, как транспортное средство введено в эксплуатацию, поэтому предприятие, эксплуатируя предмет лизинга, уже зарабатывает деньги, часть которых используется для оплаты платежей лизингодателю», — уточнил Алексей Слухай.
Еще одно преимущество приобретения техники в лизинг — возможность снизить налоговую нагрузку на бизнес, отметил Андрей Волков. Лизинг предоставляет преференции, связанные с ускоренной амортизацией, которые в свою очередь позволяют быстрее списывать расходы на себестоимость и уменьшать налогооблагаемую базу, пояснил он.
В ПАО «КАМАЗ» признают, что лизинг является наиболее востребованной программой среди потребителей грузовой автотехники. «Это в первую очередь связано с совмещением программы компании с действием программ льготного лизинга и утилизации, — поясняет Самат Саттаров. — На данный момент реализация автотехники КАМАЗ в лизинг составляет около 13% от объема продаж дилеров».
Увеличивается доля лизинга в корпоративных продажах легковых автомобилей. По информации пресс-службы KIA Motors Rus, в январе-мае 2017 года на долю лизинга пришлось 29% корпоративных продаж автомобилей KIA в России. В аналогичный период 2016 года на лизинговые сделки приходилось 22% продаж автомобилей KIA юридическим лицам. «Финансовый лизинг показывает впечатляющую динамику в корпоративном секторе», — подчеркнул представитель компании KIA Motors Rus.
Частный потенциал
В среднесрочной перспективе рост лизингового рынка автотранспорта возможен за счет привлечения частных клиентов. Сейчас развитие этого рынка тормозит необходимость уплачивать НДС с лизинговых платежей. То есть машина, взятая в лизинг, будет обходиться дороже на размер НДС с суммы лизинговых процентов, купленной за полную стоимость или в кредит. «Существенным стимулом роста продаж авто по лизинговым договорам могла бы стать отмена НДС на сделки, заключаемые с физическими лицами», — считает Владислав Рыдаев.
Однако серьезный рост рынка лизинга физическими лицами произойдет, когда у клиентов начнет меняться философия пользования автомобилем. «Модель владения уже замещается моделью использования, и авторынок не миновала эта тенденции, — говорит Рыдаев. — Это, несомненно выгоднее в финансовом плане, но пока не для всех привычно в психологическом».
«Мы недооцениваем эксплуатационную составляющую, автомобиль это не актив, а пассив. Он вытягивает деньги из бюджета. На рынке автотранспорта уже работает концепция, что машина должна постоянно ездить, а не стоять, — соглашается Андрей Волков. — Поэтому и развиваются такие услуги, как каршеринг, краткосрочная и среднесрочная аренда. Все эти тренды, по большому счету, маяки, которые и определяют курс развития автомобильного и смежных рынков».