Практика , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Модернизация и кадры: как развивается петербургское судостроение

Cпуск на воду патрульного корабля ледового класса «Николай Зубов» на заводе «Адмиралтейские верфи»
Cпуск на воду патрульного корабля ледового класса «Николай Зубов» на заводе «Адмиралтейские верфи» (Фото: gov.spb.ru)
Как трансформируется судостроительный кластер города и как решает кадровый вопрос — в обзоре РБК+ Петербург ко дню ВМФ

Санкт-Петербург остается одним из ключевых центров российского судостроения — в городе находятся более 40 предприятий и организаций отрасли. В них заняты 60 тыс. человек, которые обеспечивают выпуск более 20% всей машиностроительной продукции города. А в 2025 году в Петербурге был анонсирован один из самых масштабных инвестиционных проектов в отрасли — модернизация завода «Северная верфь». Как он изменит судостроительный кластер города и почему для этого нужно решить кадровый вопрос — в обзоре РБК+ Петербург ко дню ВМФ.

Полный портфель

В 2024 году петербургские верфи — «Северная верфь», «Адмиралтейские верфи», «Средне-невский судостроительный завод» и «Балтийский завод» — сдали заказчикам 13 судов и кораблей, еще столько же спущено на воду, всего в разных стадиях строительства находятся около 60 заказов. Как отмечал ранее губернатор Петербурга Александр Беглов, портфель заказов петербургских судостроительных предприятий сформирован на ближайшие годы.

Какие корабли были построены в Петербурге в 2024 году:

В 2024 году судостроительный завод «Северная верфь» спустил на воду два корабля — фрегат «Адмирал флота Советского Союза Исаков» и корвет «Проворный».

На «Адмиралтейских верфях» спущены на воду патрульный корабль ледового класса «Николай Зубов» и подводная лодка «Якутск».

Средне-Невский судостроительный завод строит серию из 20 тральщиков проекта 12700 «Александрит». В 2024 году предприятием спустило на воду девятый в этой линейке корабль «Афанасий Иванников» и заложило еще два — «Семен Агафонов» и «Виктор Корнер».

«Балтийский завод» продолжает строительство атомных ледоколов проекта 22220. В 2024 году на верфи заложен пятый серийный атомоход этого проекта «Ленинград», а в ноябре спущен на воду ледокол «Чукотка». Кроме того, в прошлом году «Балтийский завод» заложил новое многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания «Владимир Воробьев».

В Петербурге работают и частные верфи. Так, например, Судостроительная фирма «Алмаз» серийно строит скоростные многоцелевые корабли береговой охраны в интересах Пограничной службы ФСБ России, самоходные плавучие краны и дизель-электрические ледоколы для ВМФ России. В 2024 году СФ «Алмаз» передала заказчикам головной дизель-электрический ледокол «Евпатий Коловрат», два пограничных корабля и самоходный плавучий кран.

Особенностью петербургского судостроения, по словам Александра Беглова, является ориентация на отечественные технологии. «Развивая петербургский ледокольно-строительный кластер, при строительстве судов на наших верфях сегодня применяются новейшие российские технологии, которые высоко ценятся во всем мире благодаря своему качеству и инновационности», — отметил он.

Расширение производственной линейки

На прошедшем ПМЭФ-2025 губернатор Петербурга Александр Беглов и Андрей Костин, председатель совета директоров АО «ОСК», в которую входит большинство судостроительных предприятий города, подписали соглашение о реализации инвестиционного проекта «Модернизация ПАО СЗ «Северная верфь». Благодаря ей производительность завода вырастет в 16 раз, предприятие сможет строить до 11 средне— и крупнотоннажных судов в год, в числе которых танкеры типа Aframax, газовозы, контейнеровозы, балкеры, лесовозы, универсальные сухогрузы, спасательные, научно-исследовательские суда, рыболовный и вспомогательный флот.

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru

«Модернизация — это не просто замена станков, а переход на принципиально новый уровень производства. Внедрение крупноблочного строительства (блоки до 900 тонн), автоматизированных линий резки и сварки, а также крытых эллингов и дока позволит сократить цикл строительства судов на 30%. Особое внимание уделено корпусообрабатывающему цеху: новые прессы и станки увеличат объем металлообработки до 90 тыс. тонн в год. Переход к крупноблочной сборке корпусов по новым технологиям позволит работать с секторами как с конструктором. Процесс полностью изучен, будем его поэтапно, прямо «на горячую» в производство внедрять. Это революция для верфи, которая до сих пор работала с габаритами в 2–3 раза меньшими», — отмечал после подписания соглашения главный инженер «Северной верфи» Василий Волегов.

Проект с расчетной стоимостью 300 млрд руб. завершится к 2030 году. По мнению экспертов, эта инициатива является значимой не только для петербургского судостроительного кластера, но и для всей отрасли. Дело в том, что исторически петербургские верфи были ориентированы на военное кораблестроение. «Любая модернизация, особенно расширяющая возможности судостроительного предприятия по выпуску гражданской продукции, это практически единственный шанс на сохранение экономической эффективности верфи», — уверена профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко.

Модернизация «Северной верфи», которую планируется реализовать на средства целевых займов, может оказаться выгодным проектом и для инвестора, и для самой компании, так как строительство судов на высокотехнологичной верфи в России обойдется потенциальному заказчику на 20% дешевле, чем если бы он размещал заказ за рубежом, говорит Елена Ткаченко.

Свистать всех на верфь

Для успешной реализации нового проекта и развития всей отрасли также предстоит решить кадровую задачу. Спрос на кадры со стороны судостроительных предприятий Санкт-Петербурга и Ленобласти продолжает расти. В первом полугодии 2025 года работодатели искали более 12 тыс. специалистов в сфере судостроения и судоремонта. При этом 26% размещенных вакансий пришлось на Санкт-Петербург, а спрос на работников отрасли в Ленобласти вырос на 144% относительно прошлого года, уточнили в пресс-службе hh.ru Северо-Запад.

Сколько получают сотрудники верфей:

Медианная заработная плата специалистов в сфере судостроения в России с января по июнь 2025 года увеличилась на 8% и превысила 97 тыс. руб.

Больше всего судостроительные предприятия готовы платить машинистам кранов — 135 тыс. руб., токарям — 129 тыс. руб. и начальникам производств — 122 тыс. руб.

Как рассказали в пресс-службе ОСК, на Санкт-Петербург и Ленинградскую область приходится около 30-35% от общей среднегодовой потребности корпорации в кадрах, которая оценивается в 5,5 тыс. человек — около 1,8 тыс. специалистов и руководителей и 3,7 тыс. производственных рабочих. В перечне наиболее востребованных профессий — сварщики, слесари-судоремонтники, сборщики корпусов металлических судов, электромонтажники, трубопроводчики судовые.

Предприятия Группы взаимодействуют с 23 образовательными организациями среднего профессионального образования Санкт-Петербурга и Ленобласти, на начало 2025 года более 550 студентов трудоустроены в период прохождения производственной практики, рассказали в пресс-службе судостроительной корпорации. Однако, отметили в ОСК, «трудоустройство выпускников со специальностями СПО не обеспечивает закрытие потребности предприятий. В большей степени это связано с уходом в армию молодых людей после получения диплома, при этом многие возвращаются к наставникам студенческой практики, некоторые поступают в вузы и продолжают работать, но уже как практиканты по программам высшего образования».

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru

«Отвечая на запрос корабелов, в 2024 году мы почти на 9% увеличили прием в колледжи по наиболее востребованным специальностям. С 2023 года у нас работает образовательно-производственный кластер «Судостроение», созданный в рамках федерального проекта «Профессионалитет», отметил Александр Беглов.

На снижение кадрового голода также направлены профориентационные проекты. «В минувшем году ОСК и «Северная верфь» присоединились к федеральному проекту «Билет в будущее», который нацелен на профориентацию школьников средних и старших классов. Для нас это одно из важных направлений в сфере образования. При участии предприятий, вузов и колледжей мы создаем в школах передовые лаборатории, открываем инженерные классы. Делаем все для того, чтобы больше ребят выбирало в качестве будущей профессии технические специальности», — отметил Александр Беглов.

Экспертиза Цифровая защита: как трансформируется городская кибербезопасность
Содержание
Закрыть