
Санкт-Петербург остается одним из ключевых центров российского судостроения — в городе находятся более 40 предприятий и организаций отрасли. В них заняты 60 тыс. человек, которые обеспечивают выпуск более 20% всей машиностроительной продукции города. А в 2025 году в Петербурге был анонсирован один из самых масштабных инвестиционных проектов в отрасли — модернизация завода «Северная верфь». Как он изменит судостроительный кластер города и почему для этого нужно решить кадровый вопрос — в обзоре РБК+ Петербург ко дню ВМФ.
Полный портфель
В 2024 году петербургские верфи — «Северная верфь», «Адмиралтейские верфи», «Средне-невский судостроительный завод» и «Балтийский завод» — сдали заказчикам 13 судов и кораблей, еще столько же спущено на воду, всего в разных стадиях строительства находятся около 60 заказов. Как отмечал ранее губернатор Петербурга Александр Беглов, портфель заказов петербургских судостроительных предприятий сформирован на ближайшие годы.
Какие корабли были построены в Петербурге в 2024 году:
В 2024 году судостроительный завод «Северная верфь» спустил на воду два корабля — фрегат «Адмирал флота Советского Союза Исаков» и корвет «Проворный».
На «Адмиралтейских верфях» спущены на воду патрульный корабль ледового класса «Николай Зубов» и подводная лодка «Якутск».
Средне-Невский судостроительный завод строит серию из 20 тральщиков проекта 12700 «Александрит». В 2024 году предприятием спустило на воду девятый в этой линейке корабль «Афанасий Иванников» и заложило еще два — «Семен Агафонов» и «Виктор Корнер».
«Балтийский завод» продолжает строительство атомных ледоколов проекта 22220. В 2024 году на верфи заложен пятый серийный атомоход этого проекта «Ленинград», а в ноябре спущен на воду ледокол «Чукотка». Кроме того, в прошлом году «Балтийский завод» заложил новое многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания «Владимир Воробьев».
В Петербурге работают и частные верфи. Так, например, Судостроительная фирма «Алмаз» серийно строит скоростные многоцелевые корабли береговой охраны в интересах Пограничной службы ФСБ России, самоходные плавучие краны и дизель-электрические ледоколы для ВМФ России. В 2024 году СФ «Алмаз» передала заказчикам головной дизель-электрический ледокол «Евпатий Коловрат», два пограничных корабля и самоходный плавучий кран.
Особенностью петербургского судостроения, по словам Александра Беглова, является ориентация на отечественные технологии. «Развивая петербургский ледокольно-строительный кластер, при строительстве судов на наших верфях сегодня применяются новейшие российские технологии, которые высоко ценятся во всем мире благодаря своему качеству и инновационности», — отметил он.
Расширение производственной линейки
На прошедшем ПМЭФ-2025 губернатор Петербурга Александр Беглов и Андрей Костин, председатель совета директоров АО «ОСК», в которую входит большинство судостроительных предприятий города, подписали соглашение о реализации инвестиционного проекта «Модернизация ПАО СЗ «Северная верфь». Благодаря ей производительность завода вырастет в 16 раз, предприятие сможет строить до 11 средне— и крупнотоннажных судов в год, в числе которых танкеры типа Aframax, газовозы, контейнеровозы, балкеры, лесовозы, универсальные сухогрузы, спасательные, научно-исследовательские суда, рыболовный и вспомогательный флот.

«Модернизация — это не просто замена станков, а переход на принципиально новый уровень производства. Внедрение крупноблочного строительства (блоки до 900 тонн), автоматизированных линий резки и сварки, а также крытых эллингов и дока позволит сократить цикл строительства судов на 30%. Особое внимание уделено корпусообрабатывающему цеху: новые прессы и станки увеличат объем металлообработки до 90 тыс. тонн в год. Переход к крупноблочной сборке корпусов по новым технологиям позволит работать с секторами как с конструктором. Процесс полностью изучен, будем его поэтапно, прямо «на горячую» в производство внедрять. Это революция для верфи, которая до сих пор работала с габаритами в 2–3 раза меньшими», — отмечал после подписания соглашения главный инженер «Северной верфи» Василий Волегов.
Проект с расчетной стоимостью 300 млрд руб. завершится к 2030 году. По мнению экспертов, эта инициатива является значимой не только для петербургского судостроительного кластера, но и для всей отрасли. Дело в том, что исторически петербургские верфи были ориентированы на военное кораблестроение. «Любая модернизация, особенно расширяющая возможности судостроительного предприятия по выпуску гражданской продукции, это практически единственный шанс на сохранение экономической эффективности верфи», — уверена профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко.
Модернизация «Северной верфи», которую планируется реализовать на средства целевых займов, может оказаться выгодным проектом и для инвестора, и для самой компании, так как строительство судов на высокотехнологичной верфи в России обойдется потенциальному заказчику на 20% дешевле, чем если бы он размещал заказ за рубежом, говорит Елена Ткаченко.
Свистать всех на верфь
Для успешной реализации нового проекта и развития всей отрасли также предстоит решить кадровую задачу. Спрос на кадры со стороны судостроительных предприятий Санкт-Петербурга и Ленобласти продолжает расти. В первом полугодии 2025 года работодатели искали более 12 тыс. специалистов в сфере судостроения и судоремонта. При этом 26% размещенных вакансий пришлось на Санкт-Петербург, а спрос на работников отрасли в Ленобласти вырос на 144% относительно прошлого года, уточнили в пресс-службе hh.ru Северо-Запад.
Сколько получают сотрудники верфей:
Медианная заработная плата специалистов в сфере судостроения в России с января по июнь 2025 года увеличилась на 8% и превысила 97 тыс. руб.
Больше всего судостроительные предприятия готовы платить машинистам кранов — 135 тыс. руб., токарям — 129 тыс. руб. и начальникам производств — 122 тыс. руб.
Как рассказали в пресс-службе ОСК, на Санкт-Петербург и Ленинградскую область приходится около 30-35% от общей среднегодовой потребности корпорации в кадрах, которая оценивается в 5,5 тыс. человек — около 1,8 тыс. специалистов и руководителей и 3,7 тыс. производственных рабочих. В перечне наиболее востребованных профессий — сварщики, слесари-судоремонтники, сборщики корпусов металлических судов, электромонтажники, трубопроводчики судовые.
Предприятия Группы взаимодействуют с 23 образовательными организациями среднего профессионального образования Санкт-Петербурга и Ленобласти, на начало 2025 года более 550 студентов трудоустроены в период прохождения производственной практики, рассказали в пресс-службе судостроительной корпорации. Однако, отметили в ОСК, «трудоустройство выпускников со специальностями СПО не обеспечивает закрытие потребности предприятий. В большей степени это связано с уходом в армию молодых людей после получения диплома, при этом многие возвращаются к наставникам студенческой практики, некоторые поступают в вузы и продолжают работать, но уже как практиканты по программам высшего образования».

«Отвечая на запрос корабелов, в 2024 году мы почти на 9% увеличили прием в колледжи по наиболее востребованным специальностям. С 2023 года у нас работает образовательно-производственный кластер «Судостроение», созданный в рамках федерального проекта «Профессионалитет», отметил Александр Беглов.
На снижение кадрового голода также направлены профориентационные проекты. «В минувшем году ОСК и «Северная верфь» присоединились к федеральному проекту «Билет в будущее», который нацелен на профориентацию школьников средних и старших классов. Для нас это одно из важных направлений в сфере образования. При участии предприятий, вузов и колледжей мы создаем в школах передовые лаборатории, открываем инженерные классы. Делаем все для того, чтобы больше ребят выбирало в качестве будущей профессии технические специальности», — отметил Александр Беглов.