
Несмотря на сложную геополитическую обстановку, российский и петербургский бизнес не отказывается от амбициозных планов, продолжает развивать новые проекты по всему миру и экспортирует продукцию в десятки стран ближнего и дальнего зарубежья. Как сегодня предпринимателю из России начать проект за рубежом, какие рынки и страны для этого наиболее перспективны и с какими проблемами сталкиваются бизнесмены в иностранных юрисдикциях — обсудили участники круглого стола «Выход за границы: как российский бизнес осваивает внешние рынки в 2025 году, и кто ему в этом помогает», организованного РБК Петербург в дни Петербургского международного экономического форума.
Малые, да удалые
Даже в условиях ужесточающихся санкций продукция петербургских предприятий продолжает оставаться востребованной за рубежом. По данным генерального директора Санкт-Петербургского Центра поддержки экспорта Марии Ершовой, география экспорта петербургских производителей сегодня охватывает более 140 стран мира.
«За последние два года бизнес переориентировался на новые рынки — это и азиатские страны, и Латинская Америка, и Африка. Остались в перечне стран-экспортеров и европейские государства», — говорит Мария Ершова.

Наиболее активно, по ее словам, в экспорте задействованы такие отрасли, как производство медицинских изделий и оборудования, фармацевтика, радиотехника, пищевая промышленность, особенно в части продукции премиум-сегмента. При этом, подчеркивает Мария Ершова, 90% петербургских экспортеров — это представители малого и среднего бизнеса.
Юридические сложности
Российские и, в частности, петербургские предприниматели по-прежнему стремятся вести бизнес за рубежом, что подтверждается большим количеством консультаций, которые «Российско-израильский консультационный центр» оказывает в своих офисах в Москве, Санкт-Петербурге и даже Израиле, подтверждает основатель «РИКЦ» Вадим Жоров. Однако физлица — владельцы отечественных компаний, обладающие только российским гражданством, при попытке начать бизнес в другой юрисдикции сталкиваются со множеством трудностей, прежде всего в банковской сфере.

В большинстве стран де-юре стараются соблюдать санкции, говорит Максим Калинин, управляющий партнер филиала юридической фирмы «Меллинг, Войтишкин и Партнеры» в Санкт-Петербурге. «Какой бы дружественной страна ни была, в реальности, когда российские граждане приходят даже еще не в регистрационный орган, а просто в банк, чтобы открыть счет, это растягивается на очень долгое время из-за банковского комплаенса», — поясняет Максим Калинин.

Юридические проблемы — серьезное препятствие для развития бизнеса за рубежом, подтверждает основатель петербургского фешн-бренда Viktoria Fleur Виктория Флер. «Спрос на российскую модную одежду в мире есть. На данный момент есть предложения по выходу на рынки Западной Европы, например, во Францию, но это сложно осуществить с юридической точки зрения», — поясняет она. По мнению Виктории Флер, выходом из ситуации может стать либо получение второго гражданства, либо «визы талантов».

«За рубежом есть принцип no connections with Russia. И даже если в какой-то стране прекрасно относятся к русским, хотят с ними работать, понимают, что учредители компании из России, то все равно предпочитают подстраховаться — «а давайте юридически сделаем так, чтобы вы были не из России», — говорит управляющий партнер сети кондитерских Cinnabon, петербургский предприниматель Вячеслав Соколин.

Последний шанс
Теоретически самым простым выходом из этой ситуации для российских предпринимателей становится получение второго гражданства в дружественной стране, например, в Израиле, и спрос на подобные услуги растет, отмечает Вадим Жоров. «Люди продолжают инициировать бизнесы, связанные с экспортом, с финансовыми транзакциями за рубежом, поэтому необходимость в получении второго гражданства остается. Спрос на такие услуги сейчас примерно в 2 раза превышает уровень 2022-2023 года. Израильское гражданство упрощает ведение бизнеса, облегчает установление и поддержание деловых контактов с контрагентами не только в Европе, но даже в дружественных России странах Ближнего Востока», — говорит Вадим Жоров. Ужесточающиеся санкции постепенно сужают окно возможностей получения второго гражданства для россиян — подобных легальных программ практически не осталось, уточняет эксперт.
«Даже Казахстан закручивает гайки, для российских физлиц — учредителей или участников зарегистрированных там акционерных обществ введено обязательное оформление разрешения на временное проживание. А это — дополнительные юридические проволочки», — говорит Вячеслав Соколин.
«Пожалуй, израильское гражданство остается единственным, которое россияне легально на сегодняшний день еще могут получить», — резюмирует Вадим Жоров. По его словам, «Израиль в принципе лоялен к России и не препятствует получению россиянами своего гражданства. И многие этим пользуются — большинство клиентов заказывает его не для работы в Израиле, где сравнительно небольшой рынок, а как для работы по всему миру».
«Израильские паспорта действительно облегчают и оформление юридических отношений с правообладателями брендов — международными холдингами, и при выходе на рынки других стран», — подтверждает Вячеслав Соколин. Он по франшизе американского бренда развивает сеть Cinnabon в Санкт-Петербурге, Израиле и Казахстане. На данный момент в Израиле уже работает три точки сети, готовятся к открытию четвертая и пятая, а в планах на ближайшие 5-6 лет — расширение до 35-40 точек.
Большие возможности
Юридические проблемы — основное препятствие для выхода российского бизнеса на рынки других стран. «Наши соотечественники легко открывают бизнесы, когда видят возможности. А их в разных странах и на разных рынках множество. Когда ты к чему-то привык у себя в стране и видишь, что где-то этого нет, то это потенциально перспективная ниша для развития бизнеса», — говорит глава «Центра развития проектов А+1», член экспертного клуба РБК Human centricity management (HCM) Виталий Новиков. «Мы приезжаем, например, из Израиля, и видим: то, что эта страна делает для внешнего рынка — прекрасно. Но то, что они делают для внутреннего потребления — просто ужасно, этим пользоваться нельзя. У нас огромное количество незанятых рынков», — считает он.

По мнению эксперта, у российских предпринимателей есть все шансы занять прочные позиции на рынках других стран в сферах онлайн- и розничной торговли, общественного питания, логистики и транспортных услуг, обслуживания зданий и сооружений, производства спортивной одежды и спортивного питания, разработки и продаж цифровых сервисов и услуг, консалтинга — в тех направлениях и областях деятельности, где отечественные компании традиционно сильны.
В качестве успешного примера Виталий Новиков приводит проект российских предпринимателей по созданию в Израиле крупнейшего в стране онлайн книжного магазина, который, по мнению эксперта, имеет все шансы стать в будущем полноценным конкурентом Amazon. «Во многих странах мира, в том числе и в Европе, есть квоты для найма специалистов из России. Раз есть спрос на кадры, компетенции, значит, есть место и для самостоятельного бизнеса», — рассуждает Виталий Новиков. По его наблюдениям, наиболее перспективными для этого странами сейчас являются государства Африки, Израиль, Сербия и Венгрия.
Модельная адаптация
Планируя выход на зарубежные рынки, предпринимателю необходимо четко понимать модель будущего бизнеса. «Хорошо работающая в России бизнес-модель или идея может оказаться нежизнеспособной в другой стране. Разница в менталитете, принципах и инструментах взаимодействия с потребителями, способах установления и поддержания деловых контактов может оказаться решающим фактором для успеха проекта», — уверен генеральный директор РА «Гамма Медиа» Леонид Шапиро. Например, из-за разного менталитета в Эстонии российские подходы к организации мероприятий не работают и «бизнес на эвентах там не идет», в то время как в Испании ситуация диаметрально противоположна, приводит пример Леонид Шапиро.

В ситуации, когда российская модель бизнеса не подлежит копированию на иностранный рынок, оптимальным решением является привлечение бизнес-партнера из числа местных предпринимателей, считают участники дискуссии. «У российского предпринимателя есть высокие компетенции в бизнесе. А иностранный партнер может и не понимать до конца все тонкости дела, но он хорошо знает локальный рынок, у него есть связи, и если он готов много работать и нацелен на успех — то проект с большой долей вероятности «взлетит», — считает Вячеслав Соколин.
Партнерство — эффективная стратегия развития бизнеса на рынках других стран, в том числе и в Европе, согласна генеральный директор логистической компании «Астрос Рус» Ирина Черницкая. «Бизнес останется глобальным, и этого уже не изменить. Не всегда нужно стремиться к вертикальной интеграции, как это часто делают российские предприниматели. Порой партнерство и альянсы позволят достигнуть большего успеха», — считает она.

Для малого бизнеса логично искать партнера из числа физлиц, для среднего и крупного — действующее юрлицо, отмечает Максим Калинин.
Остаться у себя
Но есть и бизнес-сферы, в которых выход российского бизнеса за пределы страны нецелесообразен. Одной из них, отметили участники дискуссии, является оказание медицинских услуг населению. Несмотря на высокий уровень развития частной медицины в России, «все, что связано с лабораторной и функциональной диагностикой, обслуживанием пациентов, за рубежом не будет работать нигде», — уверен генеральный директор «Корис ассистанс» Лев Авербах. По его словам, это связано с несколькими причинами. Во-первых, врач с российским дипломом не может работать в другой стране без подтверждения квалификации, а для этого ему необходимо переучиваться по совершенно другим стандартам. Во-вторых, российской медицинской организации практически невозможно интегрироваться в страховую медицинскую систему другого государства, а без государственного финансирования медицинский бизнес за рубежом экономически неэффективен.

Выход российской медицины, даже высокотехнологичной, на европейский и американский рынки практически невозможен, согласен заместитель главного врача МИБС по медицинской части Михаил Черкашин. «На рынках дружественных стран, в Африке, Латинской Америке, ситуация схожая. Построить там, например, больницу и ей управлять российским инвесторам будет очень сложно. Иностранным партнерам интересен один бизнес-формат — взять денег и самим на них что-то сделать. Но это история не про экспорт наших технологий», — рассказывает Михаил Черкашин.

По мнению Льва Авербаха, оптимальный путь развития на рынке частной медицины — освоение внутреннего рынка. «Зачем двигаться за границу, если можно масштабировать бизнес-модель у себя, в рамках единого нормативного регулирования, языка и менталитета», — говорит он.
Перспективной же нишей является экспорт медицинских услуг — в форме медицинского туризма. МИБС, например, привлекает пациентов из целого ряда стран. «Раньше, как ни странно, среди них был Израиль, отправлявший пациентов на протонную терапию в Петербург по договору с больничной кассой (страховой компанией). Сейчас среди стран, отправляющих МИБС пациентов — например, Турция. Сотрудничество стало возможно, в частности, благодаря найденным на местах партнерам», — говорит Михаил Черкашин.
Требуется время
Создание устойчивого прибыльного бизнеса в другой стране требует значительного количества времени и инвестиций. «По роду своей деятельности я сталкиваюсь с большим количеством людей — наша компания помогла получить израильские паспорта более чем 20 тыс. россиян — которые переехали в Израиль и попытались создать тут бизнес. Но пока не встречал ни одного, который бы приносил стабильно высокую прибыль. Это вопрос не года-двух, а десятилетия, как минимум», — предупреждает Вадим Жоров.
Бизнес-проект в другой стране — это риск, прежде всего финансовый, и чем меньше по масштабу «донорское» предприятие, тем этот риск выше, напоминает Максим Калинин. «Если вы идете куда-то в неизвестность, нужно быть готовым к тому, что поход не получится. Поэтому вкладывать в это все средства или последние деньги не стоит», — говорит он.
По мнению Ирины Черницкой, бизнесу, планирующему выход на зарубежный рынок, стоит более интенсивно общаться с государством, «искать вместе что-то, что поможет пройти сквозь санкции». Одной таких мер поддержки являются услуги экспертизы экспортного контракта, и многие предприниматели обращаются в Центр поддержки экспорта (ЦПЭ) именно за юридической помощью, подтверждает Мария Ершова. Еще одной эффективной мерой поддержки является субсидирование транспортных расходов компаниям-экспортерам. «Мы финансируем до 80% расходов на логистику в моменте. Для малых предприятий это очень актуально, так как минимизирует риски и необходимость вывода средств из текущего оборота», — заключает Мария Ершова.