Тенденции , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Гений места: как рестораны и кафе становятся частью городской среды

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Чтобы разместить ресторан или кафе, нужны подходящие условия, но и сам гастрообъект часто меняет место, в котором находится. Как происходит взаимодействие ресторанов и городской среды — в материале РБК+ Петербург

Комфортная городская среда — это не только скамейки и дорожки, но и пространство для развития бизнеса. Какие подходы к созданию современной городской среды стимулируют открытие новых ресторанов и кафе? Какие инфраструктурные решения помогают предпринимателям привлекать больше гостей, а городам — становиться удобнее для жителей и туристов? Эти и другие вопросы обсудили представители власти и бизнеса в ходе дискуссии РБК Петербург и компании «Теремок» в рамках ПМЭФ 2025 «Инфраструктура роста: как городская среда влияет на бизнес и как предприниматели влияют на благоустройство города».

Элемент комфорта

Инфраструктура общественного питания — неотъемлемый элемент комфортной городской среды. «Посмотрите, как все изменилось после того, как был инициирован проект формирования комфортной городской среды. Благоустройство — особенно на больших территориях — подразумевает, что людям нужно где-то поесть, отдохнуть, и это важная часть комфорта горожан. Мы этот тренд понимаем и стараемся ему соответствовать», — отметил вице-губернатор Петербурга Евгений Разумишкин.

Евгений Разумишкин
«Благоустройство — особенно на больших территориях — подразумевает, что людям нужно где-то поесть, отдохнуть, и это важная часть комфорта горожан. Мы этот тренд понимаем и стараемся ему соответствовать», — отметил вице-губернатор Петербурга Евгений Разумишкин.

Новые городские районы развиваются уже с учетом потребности горожан во всей необходимой инфраструктуре, включая кафе и рестораны. Опытные девелоперы закладывают все необходимое на этапе проектирования и оставляют часть коммерческих помещений у себя в управлении с тем, чтобы регулировать их функционал в соответствии с запросами жителей. «Качество наших проектов не ограничивается непосредственно домами, — подчеркнул президент Группы RBI Эдуард Тиктинский. — Это и свободные территории, зеленые пространства, общедоступные для всех наших клиентов, и выдающаяся архитектура, и места общего пользования. В коммерческих помещениях мы обязательно фиксируем некоторые функции, что-то мы оставляем у себя, например, коворкинги, изучаем клиентский путь».

Эдуард Тиктинский, RBI
«В коммерческих помещениях мы обязательно фиксируем некоторые функции, что-то мы оставляем у себя, например, коворкинги, изучаем клиентский путь», — говорит президент Группы RBI Эдуард Тиктинский

Тем не менее, помещений, подготовленных для размещения ресторанов, не хватает, отмечают эксперты. Не все девелоперы готовы предлагать к аренде или покупке площади, оборудованные согласно всем требованиям к заведениям общепита. «Сколько бы мы ни встречались с девелоперами, они говорят, что это сложно — двойная канализация, отдельная вытяжка на высокие потолки, они не хотят этого делать», — отметил президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

Игорь Бухаров
«Сколько бы мы ни встречались с девелоперами, они говорят, что это сложно — двойная канализация, отдельная вытяжка на высокие потолки, они не хотят этого делать», — отметил президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

Заместитель руководителя администрации губернатора Санкт-Петербурга, начальник проектного управления — проектного офиса Юлия Лудинова отнеслась к позиции девелоперов с пониманием: «В сфере общественного питания очень жесткие требования к помещению. Поэтому девелоперы на этапе проектирования закладывают концепцию коммерческой инфраструктуры, изначально предусматривающую свободные помещения, которые потом любой может адаптировать под те или иные требования, потому что в процессе строительства сложно быть полностью уверенным, что в них будет именно ресторан, а не, например, магазин. И задача стоит максимально упростить коммерческое помещение, чтобы потом его можно было оснастить всем необходимым оборудованием».

Не только питание

Со своей стороны, ресторанный бизнес вносит вклад в городскую среду не только как «источник питания». Рестораторы начинают преобразовывать пространство вокруг своих заведений так, чтобы гостям было приятно там находиться. «Рестораны начинают конкурировать между собой, создавая такие условия для клиентов, чтобы им было комфортно не только прийти поесть, но и наблюдать все, что находится вокруг. И это уже вопрос благоустройства», — отметила Юлия Лудинова.

Юлия Лудинова
«Рестораны начинают конкурировать между собой, создавая такие условия для клиентов, чтобы им было комфортно не только прийти поесть, но и наблюдать все, что находится вокруг. И это уже вопрос благоустройства», — говорит заместитель руководителя администрации губернатора Санкт-Петербурга, начальник проектного управления — проектного офиса Юлия Лудинова.

Например, как рассказал соучредитель и генеральный директор компании «Теремок» в Санкт-Петербурге Виталий Свидовский, сотрудники компании выходят на субботники, где-то сажают кусты, где-то устанавливают урны, велопарковки. И нельзя сказать, что это дается просто. «Некоторое время назад нас штрафовали за то, что мы что-то делали на городской земле. Сейчас, к счастью, председатель комитета имущественных отношений Владимир Уваров начал диалог с бизнесом, появилось понимание, что есть закон, согласно которому мы можем размещать малые архитектурные формы — скамейки, урны и т.д.», — поделился Виталий Свидовский.

Виталий Свидовский
 «Некоторое время назад нас штрафовали за то, что мы что-то делали на городской земле. Сейчас, к счастью, председатель комитета имущественных отношений Владимир Уваров начал диалог с бизнесом, появилось понимание, что есть закон, согласно которому мы можем размещать малые архитектурные формы — скамейки, урны и т.д.», — поделился соучредитель и генеральный директор компании «Теремок» в Санкт-Петербурге Виталий Свидовский.

В ближайшем будущем, по словам Виталия Свидовского, «Теремок» планирует запустить проект, посвященный малым архитектурным формам — городским скульптурам: «Я поездил по России и видел много примеров в Суздале, Владимире, других городах — малые архитектурные формы стоят на пешеходных дорожках, рассказывают какую-то историю, людям это интересно».

Не стой на пути

Отдельный вопрос — летние террасы ресторанов и кафе. С одной стороны, они вносят в облик города особую прелесть и зачастую добавляют зелени там, где ее не хватает. С другой — занимают часть тротуара, что неудобно на улицах с большим потоком людей. По этой причине, например, в этом году власти решили ограничить размещение летних террас на Невском проспекте.

Однако в целом власти города скорее за размещение террас. «Хорошие, красивые, благоустроенные террасы с озеленением вокруг будут появляться в наших новых районах, в парках и на тех улицах, которые позволяют расположить их комфортно», — отметил врио председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Александр Ситов. Он добавил, что город в коллаборации с бизнесом планирует заняться разработкой стандартизированных благоустроенных террас, которые будет предлагать ресторанам.

Александр Ситов
«Хорошие, красивые, благоустроенные террасы с озеленением вокруг будут появляться в наших новых районах, в парках и на тех улицах, которые позволяют расположить их комфортно», — отметил врио председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Александр Ситов.

«С учетом особенностей исторического центра, я всегда за то, чтобы любые инновации соответствовали духу Петербурга, были безопасны для наших жителей и соответствовали необходимым требованиям. Когда это превращается в хаос, это становится неинтересно ни предпринимателям, ни жителям, поэтому доля бюрократизма здесь должна быть», — отметил, в свою очередь, Евгений Разумишкин.

Тем временем бизнес, не взирая ограничения, продолжает разрабатывать новые формы для размещения своих объектов. Так, «Теремок» на ПМЭФ представил концепцию нового павильона, который, с одной стороны, легко устанавливается, с другой — представляет собой кафе «полного цикла», с водой, канализацией, туалетом. И работает над тем, чтобы упомянутая выше «доля бюрократизма» оставалась в разумных пределах. «Мы выходим с инициативой на уровень правительства — скорректировать законы, сформулировать эстетический регламент и создать упрощенные процедуры согласования с тем, чтобы не преодолевать огромное количество препятствий, реализовывая замыслы, как сделать город максимально удобнее», — заключил Виталий Свидовский.

Тенденции Гастродипломатия как тренд
Содержание
Закрыть