#1 ПМЭФ 2025, 20 июня
Тенденции , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Зеленый свет: как снизить административные барьеры в HoReCa

Фото: Сергей Поляков-Готлиб
Фото: Сергей Поляков-Готлиб
Регуляторных требований для общепита уже более 2,5 тыс., подсчитали эксперты. Как с этим жить — обсудили участники цикла дискуссий РБК Петербург и компании «Теремок» в рамках ПМЭФ 2025

Административные барьеры остаются одним из главных препятствий для развития сегмента HoReCa. Последний пример — ограничения размещения НТО и летних террас в исторических районах города. Какие инициативы по упрощению работы ресторанов и кафе уже работают, а какие меры необходимо принять для эффективной работы сегмента не только в высокий сезон? Как снижение бюрократической нагрузки может увеличить приток инвестиций в отрасль? Эти и другие вопросы обсудили участники дискуссии РБК Петербург и компании «Теремок» в рамках ПМЭФ 2025 «Административные барьеры и драйверы развития HoReCa: где найти точки роста».

Регуляторная нагрузка

Более 2,5 тыс. обязательных требований установлено в России для предприятий общественного питания — такую цифру привел президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, сославшись на исследование ЦСР. «За предприятия питания отвечает Минпромторг, за общее развитие Минэкономразвития, продукты мы заказываем у Минсельхоза, дальше у нас Роспотребнадзор и другие, и у всех разные задачи», — напомнил он число контролирующих звеньев.

Игорь Бухаров, Федерация рестораторов и отельеров России
«За предприятия питания отвечает Минпромторг, за общее развитие Минэкономразвития, продукты мы заказываем у Минсельхоза, дальше у нас Роспотребнадзор и другие, и у всех разные задачи», — напомнил число контролирующих звеньев президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

Количество всевозможных согласований напрямую влияет на затраты добросовестного бизнеса. «Чем больше согласований, тем короче срок, на который они выдаются, тем больше в штате людей», — отметил одну из граней проблемы председатель комитета по общественному питанию в секторе крупного бизнеса «Деловой России», соучредитель и генеральный директор компании «Теремок» в Санкт-Петербурге Виталий Свидовский.

Виталий Свидовский, «Теремок»
«Чем больше согласований, тем короче срок, на который они выдаются, тем больше в штате людей», — отметил председатель комитета по общественному питанию в секторе крупного бизнеса «Деловой России», соучредитель и генеральный директор компании «Теремок» в Санкт-Петербурге Виталий Свидовский.

Порой требования «согласователей» противоречат друг другу. «Есть здание на Невском, Роспотребнадзор — федеральный орган — говорит, что нам нужно вывести трубу выше кровли, потому что запахи, а КГА говорит, никаких труб не надо, у нас архитектура», — приводит пример рассогласований позиций разных ведомств Виталий Свидовский. Причем, по словам Игоря Бухарова, технически решение есть — выбрасывать очищенный воздух, и для медицинских учреждений Роспотребнадзор такое решение согласовал, но для общепита — нет.

Сам себе проверяющий

Способ снизить регуляторную нагрузку есть, и это — самообследование бизнеса, в его пользу высказались все участники дискуссии, включая представителей городской администрации.

«На региональном уровне это уже урегулировано: бизнес может сначала пройти самообследование анонимно, получить рекомендации, что нужно исправить, и затем уже официально получить сертификат о прохождении самообследовании, который является для контролирующих органов основанием не проверять организацию три года», — рассказала заместитель руководителя администрации губернатора Санкт‑Петербурга, начальник проектного управления — проектного офиса Юлия Лудинова.

Юлия Лудинова, вице-губернатор Санкт-Петербурга
«На региональном уровне это уже урегулировано: бизнес может сначала пройти самообследование анонимно, получить рекомендации, что нужно исправить, и затем уже официально получить сертификат о прохождении самообследовании, который является для контролирующих органов основанием не проверять организацию три года», — рассказала заместитель руководителя администрации губернатора Санкт‑Петербурга, начальник проектного управления — проектного офиса Юлия Лудинова.

«Нормальный легальный бизнес лучше работает через механизмы самообследования. С ним можно ознакомиться, например, на навигаторе мер поддержки», — отметил, в свою очередь, председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга (КЭПиСП) Алексей Зырянов.

Алексей Зырянов, КЭПиСП
«Нормальный легальный бизнес лучше работает через механизмы самообследования. С ним можно ознакомиться, например, на навигаторе мер поддержки», — отметил председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга (КЭПиСП) Алексей Зырянов.

Однако федеральные органы — тот же Роспотребнадзор — этот механизм для общепита пока не запустили, хотя бизнес такие предложения выдвигал. «Сейчас такая платформа работает для классификации гостиниц — мы предлагаем фактически то же самое. Мы можем в рамках самообследования показывать договора на дератизацию, дезинфекцию, медицинские книжки на сотрудников и т. д. — но Роспотребнадзор такую возможность не открыл», — отмечает Игорь Бухаров. В этом направлении региональные власти предложили бизнесу поддержку в общении с федеральными.

Как в промышленности

Еще одно перспективное направление для взаимодействия бизнеса и власти — роботизация и автоматизация. Сейчас соответствующие меры поддержки активно используются в промышленности, однако потребность есть и у общепита.

«Нужно, чтобы сеть ресторанов могла получить у Фонда развития промышленности средства на погрузчики. Сейчас ему не доказать, что погрузчик — это важный элемент производственного цикла», — описал проблему председатель Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Панов.

Дмитрий Панов, «Деловая Россия»
«Нужно, чтобы сеть ресторанов могла получить у Фонда развития промышленности средства на погрузчики. Сейчас ему не доказать, что погрузчик — это важный элемент производственного цикла», — описал проблему председатель Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Панов.

Со своей стороны, Юлия Лудинова отметила, что меры поддержки постепенно разворачиваются и в сторону общественного питания, но здесь важно обеспечить максимально целевое предоставление средств, поскольку 4-5% по кредитам от ФРП — это очень привлекательные условия, и бизнес будет рад воспользоваться любой «лазейкой».

С роботизацией еще сложнее — по словам Виталия Свидовского, в России производится всего два вида роботов для предприятий общественного питания. Как подчеркнула Юлия Лудинова, необходимо сформировать системный запрос от отрасли для Минпромторга, который реализует нацпроекты по достижению технологического лидерства — какие именно роботы необходимы.

По аналогии с промышленностью общепиту нужны и меры поддержки экспорта, считает Дмитрий Панов: «Президент сказал, нужно выходить непосредственно к 2030 году, на две трети нарастить несырьевой экспорт по сравнению с 2023 годом. Как мы это должны делать? В том числе за счет общепита».

Диалог и консолидация

Чтобы меры поддержки соответствовали потребностям бизнеса, нужен постоянный диалог между участниками отрасли и властью. Эффективность этого диалога пока оставляет желать лучшего: «У нас есть уже достаточно большая линейка поддержки. Проблема в том, что никто особо интереса в этой сфере не проявляет. Кроме того, мы сейчас находимся на этапе корректировки стратегии Санкт-Петербурга до 2035 года. Это означает приоритизацию социально-экономического развития по всем направлениям: промышленность, общепит, туризм и так далее. Документ проходил общественные обсуждения — как вы думаете, сколько поступило предложений?» — отметил, с одной стороны, Алексей Зырянов.

С другой стороны, Дмитрий Панов подчеркнул, что предприниматели «занимаются производством, не поднимая головы», и многих сейчас больше интересуют не стратегии, а конкретные вопросы — например, о возможности размещения фудтраков в парках.

«Главный момент, о котором мы хотели бы сегодня сказать — нам нужно объединение между бизнесом, властью и горожанами, потому что вызовов в стране, действительно, очень много. И только максимальная консолидация общества позволит нам выстоять и, может быть, сделать серьезный шаг вперед», — заключил Виталий Свидовский.

Решения Экономика замкнутого цикла
Содержание
Закрыть